Иконы не писаные, а литые, киоты и самые разные кресты – нательные, наперсные (которые носили на персях) и киотные. Церковные предметы, которые использовались в храмах, старообрядческих моленных и в домашних иконостасах. Редкий случай, когда святыни старообрядческой церкви представлены в том числе, как предметы церковного искусства.
«Вот видите в каком состоянии эта икона Николы Чудотворца? Борода идеальная - никаких потертостей. А здесь киот с многоцветной эмалью. А на Одигитрии Смоленской только белая эмаль, но видите, как красиво положена? – сразу в глаза бросается». Краевед и меценат из Новокузнецка Евгений Крюков изучает и собирает кресты и иконы медного литья уже много лет. По его словам, интересоваться редкими церковными предметами начал еще в 70-х годах прошлого века. В его собрании, которое считается крупнейшим за Уралом, не только предметы антикварного рынка, но и находки из экспедиций по старообрядческим селам Сибири.
«За счет того, что старообрядцы относились к своим реликвиям с уважением, хранили их завернутыми в тряпку, очень многое хорошо сохранилось», – рассказывает Крюков, - «Старообрядцы же труженики. Вот у вас в Новосибирской области была деревня Желтоусово, в которой жила старообрядческая община. Деревня славилась своими молочными продуктами, которые отправляли на экспорт. А потом, по постановлению Хрущева, староверческие общины вновь разогнали». Евгений Крюков знает новейшую историю не одного староверского села. Предметы из его коллекции в Новокузнецке выставляют регулярно. В Новосибирске их дополнили экспонаты музея истории старообрядчества Сибири.
«Медное литьё, как вид церковного искусства, было запрещено в новообрядческой церкви по Указу Петра I», - рассказывает руководитель музея истории сибирского старообрядчества Александр Емельянов. Запрещено было и отливать такие иконы и молиться на них. Только на старообрядцев запрет не действовал. Именно поэтому почти все церковные предметы, выполненные в такой технике - это именно церковное искусство староверов.
Был у такой художественной техники и вполне практический смысл. «Старообрядцы часто кочевали с места на место и во время гонений и во время иных переселений. А такой скарб во время переноски с места на место не так сильно страдал, как деревянные иконы. Все-таки деревянная икона это очень нежный, хрупкий материал, очень восприимчивый к внешним воздействиям, Металл прочнее, металл практичнее», - рассказывает Александр Емельянов.
Практичные и прочные, эти церковные предметы, изготовленные по большей части в 19 веке, не выглядят слишком аскетично. Очень тонкая искусная работа часто украшена разноцветной эмалью и камнями. Как говорит Александр Емельянов, церковный канон в 19 веке уже щедро дополнялся искусством художника.
Таким же сложным и многозначным, как медные иконы и киотные кресты был и обязательный у православных нательный крест. По нему можно было многое узнать о его хозяине. Помимо статуса и богатства, крест сообщал о том, старой или новой веры его хозяин, мужчина он или женщина. «На крестах после раскольного периода вы никогда не встретите саму фигуру Христа. То есть это будет восьмиконечный крест, но без распятия. И еще кресты 19 века различались на мужской и женский. Такая традиция существует до сих пор - мужской крест видится нам из четких строгих прямоугольных форм, а женский имеет художественное такое обрамление, их зачастую называют листики», - поясняет Александр Емельянов.
Авторы выставки, которая открылась в краеведческом музее, назвали её «Крест-хранитель». Хранит этот символ христианства не только своего владельца, но и историю старообрядчества в Сибири, огромный пласт информации о развития православия.