В Советском районе Новосибирска мать одного из школьников за год написала в учебное заведение более двухсот писем. Она требовала менять форму обучения, забирала ребенка из класса и снова возвращала. Конструктивным такое поведение не назовешь. В регионе создается другая, более эффективная система взаимодействия родителей со школой. И она уже демонстрирует свою эффективность.
Первое областное родительское собрание прошло в Новосибирске в марте 2016 года. Тогда и заговорили о необходимости активного участия родителей в делах ребенка совместно с педагогами, о родительском контроле, независимой оценке качества образования, помощи учебным заведениям в организации развития детей.
В каждом муниципалитете области создали родительские комитеты, в которые вошли самые активные и неравнодушные папы и мамы. Объединившись, они успели заглянуть в школьные и детсадовские кастрюли, организовать кружки шитья, прочитать лекции и проверить детские лагеря. В областной родительский комитет вошли 42 человека — по одному представителю от каждого муниципального родительского комитета. Создали комиссии: по безопасности, питанию, отдыху — и прочие группы, сфокусировавшие внимание на важных сторонах жизни детей. — Нет слов, чтобы выразить, насколько важно начатое дело, — считает Любовь Зябрева, уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области, — поскольку между педагогами и родителями есть определенная напряженность. Более двадцати процентов обращений к нам родителей — о нарушении прав ребенка. Разбираясь в этих вопросах, мы видели, что порой и родители, и педагоги не могли сделать шаг навстречу друг другу. Если непонимание удастся устранить, это будет победой.
Фото Аркадия Уварова (архив)
По словам Александра Токарева, сопредседателя областного родительского комитета, с момента запуска проекта больше внимания стало уделяться содержанию образования, повышению роли семьи в воспитании детей, поиску новых форм взаимодействия семьи и школы.
— Мы считаем, что чем больше вовлеченность родителей в процесс, тем лучше результат, — поделился десятилетним опытом Олег Яковлев, председатель управляющего совета гимназии № 6 «Горностай». — В 2007 году у нас был создан управляющий совет. Каждый год мы проводим выборы родителей. Пишутся наказы, за которые выбранные папы и мамы отчитываются. Члены совета имеют возможность принимать управленческие решения. Мы открыты. Наш опыт участия в процессе образования говорит о том, что связь с родителями развивает образовательное учреждение.
По мнению губернатора Владимира Городецкого, принявшего участие в областном собрании, без объединения усилий родительской общественности и педагогического сообщества невозможно повысить качество образования и создать условия для самореализации ребенка.
— От того, какой диалог мы выстроим в нашем сообществе, какие эффективно работающие системы образования найдем, какие ценности дадим подрастающему ребенку и взрослеющему подростку, зависит успех нашей работы, — отметил Владимир Городецкий. — Уверен, что и областной родительский комитет, и областное родительское собрание станут площадками для такого диалога. Диалога не во имя цифр, статистики, показателей, а во имя детей.
Прямая речь
Владимир Городецкий, губернатор Новосибирской области:
— Сфера образования всегда была и будет приоритетом политики правительства региона. Каждый год мы реализуем определенные задачи в этом направлении. В настоящее время это обновление материально-технической базы, уход от двухсменного режима обучения в школах, реконструкция учебных заведений с износом более 50 процентов. В прошлом году ввели школу на Горском жилмассиве, капитально отремонтировали школу в Криводановке. Этот год будет прорывным — появится пять новых школ, в том числе коррекционная для глухих детей, каких больше нет в России.
Сегодня общая для всех задача — объединение усилий общества и государства для повышения качества образования, создание условий для самореализации ребенка. После первого областного родительского собрания в прошлом году была проведена определенная работа в муниципальных районах и городских округах по созданию условий для расширения участия семьи в деятельности образовательных организаций, формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей. У нас сегодня есть инструмент, который позволяет консолидировать усилия родителей и школ. Насколько эффективно мы им воспользуемся, зависит от нас.
Мнения
Марина Соболевская, директор управления образования Купинского района:
— Взаимоотношения между школами, родителями и учениками — не технологическая система, а межличностная. В малокомплектных школах, находящихся на периферии, отношения выстраиваются более тесно, чем в мегаполисе. В небольших учебных заведениях у нас практически семейные отношения. Созданы общественные советы в каждом муниципалитете, в их состав входят представители родительской общественности. Через них мы начали транслировать, как мы работаем, каких результатов достигаем, какие проблемы у нас существуют. Ищем в их лице партнеров. Это очень важно, когда родители видят, что к ним проявляется интерес. Они не только идут к нам с запросами, но и выступают как помощники. Елена Ликоровская, директор Троицкой общеобразовательной школы Чистоозерного района:
— То, что заговорили о воспитании в новом разрезе, вызывает уважение. Воспитание никогда не снималось с образования. Безусловно, важно, что обратили внимание на независимую оценку качества. Хочется слышать мнение родителей, потому что образование — это равносторонний треугольник: педагоги — учащиеся — родители. Когда этот треугольник на самом деле равносторонний, успех будет достигнут. Школа наша маленькая, сельская, учеников не более ста, и каждого ребенка знаем на сто процентов, работаем с каждой семьей. Анжела Флеенко, главный специалист управления образования администрации Чановского района:
— Родители порой не хотят участвовать в образовательном процессе. И такие комитеты и собрания являются прослойкой, которая доводит до них новости, новшества, привлекают родителей к полноценному участию в жизни школы. Ведь одно дело пенять, что учителя что-то не сделали, а другое — отвечать за подготовку ребенка, активно способствовать его достижениям. Когда родители знают, чем занимается их ребенок, чем он заинтересован, какие у него особенности, которые нужно развивать, тогда учитель, воспитатель могут найти прямой контакт с родителями и вместе развить индивидуальность, способности маленького человека. Все дети разные, и в каждом можно найти что-то такое, что поможет ему найти себя и стать счастливым.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №19 от 11 мая 2017 года