vn
Новосибирск -24.2 °C

О чём умалчивают «ювеналы»?

28.01.2010 00:00:00
О чём умалчивают «ювеналы»?
Противники введения в нашей стране ювенальной юстиции убеждены, что российской семье грозит серьёзная опасность.

Представители традиционных религий, общественных и патриотических организаций провели встречу с журналистами и заявили о своём намерении снять информационную блокаду с вопроса о введении в России ювенальной юстиции.

Как известно, 12 ноября в Государственной думе состоялись парламентские слушания на тему законодательного обеспечения практики внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Примерно в то же самое время противники нововведений прошли вокруг здания Госдумы крестным ходом, выразив тем самым свою принципиальную позицию. Православная церковь, которая, как правило, демонстрирует солидарность со светскими властями, на этот раз говорит реформам твердое «нет». И это уже само по себе приковывает внимание СМИ к «горячей ювенальной проблеме».

Ирина Вишневская, председатель Новосибирского регионального отделения общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание», напоминает: ювенальное право подразумевает введение ювенальных судов, в которых несовершеннолетние выступают в качестве истцов, ответчиков или третьих лиц. Ювенальный суд подчеркивает приоритетность прав ребенка и практически всегда стоит на его стороне, действуя по принципу «ребенок всегда прав». Помощник ювенального судьи наделяется широкими полномочиями социального работника и фактически получает право вмешиваться в дела любой семьи. Должность уполномоченного по правам ребенка (так называемый омбудсмен) вводится в каждом округе, в каждой школе. По мнению Ирины Вишневской, «экзотическая» терминология, изобретенная ювеналами, лишний раз доказывает: ЮЮ, ювенальная юстиция, — это не ноу-хау, рожденное на российской земле, но явление, привнесенное с Запада, которое мы вынуждены принять постольку, поскольку Россия подписала Европейскую социальную хартию.

Возникает вопрос: действительно ли так необходимо вводить ювенальную юстицию в России, пренебрегая многочисленными протестами? Дело в том, что в нашей стране на протяжении многих десятилетий действуют (зачастую небезуспешно!) государственные и общественные службы, защищающие права ребенка. Опыт, накопленный в этой области, доказывает, что вводить громоздкую систему ювенальной юстиции излишне.

— Дети, которые входят в группы риска, состоят на внутришкольном учете, на учете в ППН, — поясняет Наталья Щетилова, сопредседатель Новосибирского отделения всероссийского общественного движения «В защиту детства». — Если что-то с ребенком случается, об этом извещается отдел опеки и попечительства. Проблемами, связанными с детьми и подростками, занимаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. А теперь задайтесь вопросом: если защитить детей можно уже сейчас, в рамках существующего законодательства, для чего же вводится ювенальная юстиция?

Иными словами, кому это выгодно? Участники пресс-конференции приходят к выводу, что закон о введении ЮЮ необходим для того, чтобы манипулировать взрослыми, играя на эмоциях страха, контролируя частную, семейную жизнь.

— Перед нами — продукт западного образца, построенный, прежде всего, на разделении всех и вся, — размышляет протоиерей Александр Новопашин, настоятель собора во имя святого князя Александра Невского, директор новосибирского отделения общественной организации «Центр религиоведческих исследований». — Как можно говорить о защите ребенка, не имея в виду защиту семьи как единого целого?

В чем все-таки, по мнению участников пресс-конференции, заключается опасность введения ювенальной юстиции? Понятия, которыми оперируют сторонники ЮЮ («физическое и психическое насилие над ребенком» и т. п.) — «настолько резиновые, что в них можно искусственно заколотить почти все что угодно». Если, например, мама-папа находят недоброкачественным содержание той или иной телепрограммы и «вырубают» голубой экран, запрещая своему чаду смотреть всякие глупости, — это может быть квалифицировано как психологическое насилие над ребенком. И повлечь за собой наказание со стороны ювенальных организаций.

Не вполне ясно, что скрывается за такими расплывчатыми формулировками, как «скрытые факторы неблагополучия», «слабые эмоциональные связи, неискренность и холодность между членами семьи»? Как можно выявить проявления этой «холодности» и наказать виновных по всей строгости закона, если не внедриться в семью, не получить над ней жесткого контроля? И, наконец, что подразумевается под такими фразами, как «право ребенка на частную жизнь», «право на получение информации»? В рамках нового законодательства детские права и свободы можно будет истолковывать самым неожиданным образом.

— 11 января, совсем недавно, в Германии произошел случай, который показывает технологию работы ювенальных организаций, — рассказывает отец Александр Новопашин. — Несколько мужчин, отцов семей, были заключены в тюрьму. За что? Эти родители, приехавшие из России и имеющие свои представления о традиционном нравственном воспитании, не пустили детей на уроки секспросвета и были оштрафованы ювеналами. Затем детям было предложено прийти на просмотр спектакля «Мое любимое тело», в котором, собственно, предлагался для ознакомления половой акт. Отцы, не пустившие детей на спектакль, получили от пяти до шести дней тюремного заключения.

Разумеется, недоработки и злоупотребления возможны в любой системе, в любом государственном или общественном институте. Иные сотрудники милиции, к примеру, берут взятки, врачи ошибаются в диагнозах... И все же никому не приходит в голову требовать ликвидации органов охраны правопорядка или здравоохранения. Возникает сомнение: вправе ли мы судить о ЮЮ по отдельным примерам из зарубежной практики? Может, в нашем отечестве рабочий процесс пойдет по более правильному, позитивному сценарию? Противники реформ убеждены, что проекты ювеналов не обдуманы, не подкреплены серьезным анализом.

— Никаких фундаментальных исследований на сегодняшний день нет, — подчеркивает Наталья Щетилова. — Никто не знает, чем закончится эксперимент, в этом признаются даже те, кто ювенальную юстицию продвигает...

Так стоит ли россиянам наступать на те же грабли, по которым уже прошлись Европа и Америка. Страны, где ювенальная юстиция была введена и стала причиной многих трагедий.

— В 2000 году под давлением профессионалов, забивших тревогу, французское правительство обратилось к генеральному инспектору по социальным делам с просьбой предоставить доклад о положении дел в стране, — продолжает отец Александр. — Доклад получился шокирующий! В нем говорится, что колоссальное количество детей было отнято у родителей и помещено в приюты. Что между законом и практикой его применения — огромная разница, что практика одного судьи отличается от практики другого, а качественный контроль системы защиты детей и семьи отсутствует. Если так обстоят дела в просвещенной Европе, что же будет у нас?

По мнению сторонников ювенальной юстиции, суды, рассматривающие уголовные дела взрослых, не должны заниматься детьми, поскольку к детям требуются особые подходы. Служба примирения должна будет объяснять каждому ребенку-правонарушителю, что у него была «плохая семья», а потому — он даже «не очень-то и виноват» (элементарно «сорвался»!). Пострадавшему будет предложено простить нарушителя-подростка, который, скажем, ударил прохожего по голове и присвоил себе его мобильный телефон. Казалось бы, представители церкви должны одобрить всепрощающий настрой, однако настоятель собора Александра Невского обращает внимание на опасность, которая таится в подобного рода установках: «Такая ненаказуемость не разовьет ли у ребенка убеждение, что он может всё?»

Ювенальная юстиция дает детям право подавать в суд на родителей. Но защитит ли новая система реальные интересы несовершеннолетних? Поможет ли детям, которые действительно терпят насилие, становятся заложниками родительской жестокости? Ирина Медведева и Татьяна Шишова, соучредители Фонда социально-психического здоровья семьи и ребенка, авторы книги «Троянский конь ювенальной юстиции», считают, что с введением ЮЮ в нашем обществе проблем меньше не станет. Конкретная практика работы с детьми показывает, что «когда с ребенком действительно жестоко обращаются, он своих истязателей боится. Ему не то что обратиться в суд — страшно даже какому-то хорошо знакомому взрослому пожаловаться. А с легкостью (порой даже с удовольствием) жалуются на своих родителей дети-манипуляторы, эгоцентрики, избалованные, распущенные, демонстративные. Встречаются среди них и дети с нешуточными психическими заболеваниями... страдающие неадекватным восприятием действительности. В том числе и отношений со взрослыми. Они охотно шантажируют родителей угрозами уйти из дому, поменять семью и т. п. «Я пойду искать другую маму!» — уже в три года говорила девочка, недавно попавшая к нам на прием. И действительно шла, не разбирая дороги, а испуганная мать бежала за ней и готова была выполнить любые ее требования. Подчеркнем: это не единичный случай».

Психологам хорошо известно, что каждый ребенок проходит период возрастного кризиса, неустойчивой эмоциональности. В таком состоянии он вполне может манипулировать родителями, особенно если под возрастные проблемы будут подведены определенные статьи. Поэтому родители, которые действительно любят своих детей, заботятся о них, не просто могут, но обязаны применять систему разумных наказаний и ограничений.

Кстати — о статьях и правовой грамотности подрастающего поколения. Уже сегодня на стенах детсадовских и школьных коридоров можно увидеть новенькие распечатки «Права детей» (при этом о детских обязанностях, о правах пап и мам, учителей и воспитателей почему-то упорно умалчивается). В иных школах вводятся некие «паспорта здоровья», при заполнении которых детям предлагается «зарисовать схемы комнат, перечислить вредные привычки родителей, основные действия, совершаемые в течение стандартного учебного или выходного дня» и т. д., и т. п.

— Полчаса беседы работнику ювенальной юстиции достаточно, чтобы расположить ребенка к себе, оказать воздействие на детскую психику, — подытоживает Салим Шакирзянов, заместитель главы мусульман Новосибирской области. — Ювенальная юстиция вбивает клин между поколениями, разрушает семью — последнюю основу духовного и нравственного воспитания ребенка. А если разрушить семью, государство начнет гнить и распадаться внутри себя.

— Сегодня все говорят о наших правах на информацию, но почему-то постоянно подсовывают информацию недоброкачественную, однобокую, ущербную, — добавляет протоиерей Александр Новопашин. — Давайте будем говорить всю правду о том, что происходит. И пусть у вас создается впечатление, будто мы видим только негатив. Нет, мы открываем ту сторону, которую ювеналы никогда не откроют. А выбор делать вам!


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: