Новосибирск 9 °C

«Не тревожь мне душу, скрипка...»

06.03.2010 00:00:00
«Не тревожь мне душу, скрипка...»
Скоро отпразднует юбилей один из самых весенних ансамблей в нашем городе.

Весенний он не только по дате своего рождения — по состоянию души. Пожалуй, только с этим временем года может сравниться музыка, которую исполняют двадцать пар женских рук.
Это не работа
Тридцать пять лет назад Nota Artistica стал первым в нашем городе самодеятельным коллективом скрипачей, объединенных не только желанием создавать красивые мелодии с помощью смычка. Все они учились в НЭТИ (сегодня НГТУ). Сейчас у музыкантов-технарей много поклонников, на их концертах — аншлаги, им аплодировали в Германии, Греции, Южной Корее, их игру хвалил маэстро Арнольд Кац, им подарил свою композицию известный композитор Евгений Дога, написавший музыку к таким фильмам, как «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Одиноким предоставляется общежитие». Но они продолжают настаивать на том, что они не профессиональный, а любительский ансамбль. Музыка для них не профессия и не средство заработка. Инженеры, математики, программисты и даже врачи — они занимаются музыкой по любви. Но, оставаясь увлечением, она для каждого из них — важная и неотъемлемая часть жизни.
— На самом деле, музыку решается сделать своей работой лишь один из десяти выпускников музыкальных школ, — говорит музыкант Nota Artistica Юлия Бугаева. — Остальные сдали последний экзамен, закрыли крышку фортепиано, убрали аккордеон в футляр, забросили кларнет на антресоли и забыли, что когда-то играли. Потому что уверены, что инструментом вряд ли заработают себе безбедное существование. Хотя, в основном, причина в другом.
Музыка для них — это годы тяжелого труда, изнурительных занятий от зачета до зачета. При этом далеко не всегда играть приходилось то, что хотелось, а то, что задано.
Сегодня в репертуаре ансамбля лишь то, что нравится всем и каждому в отдельности. Это философия Nota Artistica: только когда человек играет свободно, он получает от музыки удовольствие, только тогда она заряжает его положительными эмоциями и доставляет радость.
За этим свободным творчеством в ансамбль приходят даже музработники, преподаватели игры на скрипке, которые каждый день слышат своих подопечных или исполняют то, что выбрал художественный руководитель. А здесь они могут обратиться к музыке, которая по душе им самим.
Они приводят в ансамбль своих учеников, и те, проникаясь атмосферой свободы, иногда меняют однажды принятое решение не делать музыку своей профессией.
Евгения Иванова твердо знает: будет зарабатывать на жизнь, играя в квартете или в оркестре. В этом она уверена сейчас. А несколько лет назад, получив диплом об окончании музыкальной школы, она подала документы в НЭТИ, чтобы стать психологом.
— Учительница музыки посоветовала мне не бросать занятия скрипкой, играть просто для себя, — вспоминает Евгения. — Я узнала, что в нашем институте есть ансамбль скрипачей, и решила к ним присоединиться. На третьем курсе параллельно с учебой в университете подала документы в музыкальное училище. Потому что поняла: музыка для меня значит много, я хочу, чтобы она занимала большую часть моей жизни. А знание психологии мне все равно пригодится.
Скрипкотерапия
За тридцать пять лет существования в ансамбле успели поиграть около двухсот человек. Одни приходили для того, чтобы пальцы не отвыкли от смычка, кто-то — чтобы снова ощутить себя музыкантом. Но и те и другие утверждают, что скрипичные мелодии создают ощущение гармонии и в жизни, и в душе.
— Сегодня столько направлений, а иногда то, что называют музыкой, на музыку даже не похоже, — продолжает инженер-электрик Людмила Высокая, которая играет в ансамбле 33 года. — Люди устали от этого буйства разноголосицы, вот и тянутся к истокам, к классике. Человек может даже не осознавать, почему ему нравится такая музыка, он просто тянется к ней. А на самом деле она лечит душу.
О целебной силе музыки известно на протяжении тысячелетий. В Китае и сегодня люди разделяют ее на правильную и неправильную. Когда-то китайские музыканты пользовались особым почетом, потому что считалось, что им подвластны войны или мир в империи.
— Барабанный бой, например, порождает агрессивное настроение, — утверждает Юлия Бугаева. — Если императору нравится и он часто слушает эти звуки, то он рано или поздно соберет войско и отправится на войну. Если же, напротив, правитель очень мягкий, предпочитает слушать такую же музыку, то он не сможет удержать власть, государство может пасть.
Придворные музыканты старались исправить характер правителя с помощью инструментов. Они выбирали мелодии, которые сделают агрессивного императора более спокойным, а слишком мягкому добавят твердости, решимости, силы духа.
Скрипка затрагивает в человеческой душе самые разные эмоции. Агрессию или радость она вряд ли может пробудить. Ей подвластны — совсем другие, не менее сильные чувства. Тревога, печаль, боль утраты — скрипка волнует сердце, бередит раны. Она для того, чтобы человек освободился от боли через слезы, которые приносят умиротворение и силы жить дальше. Музыканты ансамбля Nota Artistica испытали эту целительную силу скрипичной грусти на себе.
— Я пришла в ансамбль через несколько месяцев после смерти мамы, — вспоминает Юлия Бугаева. — Не могла смириться с утратой. На первом моем концерте мы играли «Метель» — моя скрипка была мокрой от слез. Все было как во сне, не знаю, как доиграла. Это вылечило меня. Конечно, я скучаю и сегодня, когда прошло столько лет, но я тогда излечилась, чтобы жить дальше.
Скрипка вынула из сердца боль, чтобы освободилось место для других, менее терзающих душу чувств.
— Сейчас на репетициях у меня постоянно хорошее настроение, — улыбается музыкант. — Мне всегда смешно: когда у меня все получается и даже когда не получается — все равно хочется смеяться.
Улыбка тоже лечит. Музыканты признают, что такое лекарство помогает от любого недуга: от плохого настроения, депрессии, усталости, раздражительности. Расслабляющий эффект скрипичных мотивов даже мелкие ссоры свел в ансамбле практически на нет. Музыканты не только не нуждаются в помощи психолога, они даже в поликлиниках и больницах появляются очень редко.
Ирина Долбня за три десятка лет в ансамбле пропустила всего несколько репетиций. По очень уважительной причине — стала мамой. И когда работала радиоконструктором на заводе, и сейчас, когда занимается предпринимательством, ее день расписан по минутам, но она все равно берет в руки скрипку и играет свою партию. Такой стиль жизни не изматывает, утверждает она. Наоборот, хобби добавляет здоровья.
— Бывает, плохо себя чувствуешь, простуда, головная боль. А приходишь, поиграешь — и все в порядке, — уверяет Ирина Долбня.
И даже врачи не берутся отрицать эффект музыкальной терапии. Кстати, врач тоже играет в ансамбле уже тридцать пять лет. Кардиолог Лидия Кашникова подтверждает: гармоничные колебания скрипичной музыки очень даже положительно влияют на сердце, вообще на весь организм.
— На самом деле, это так, — говорит она. — Все мы — а большинство уже в довольно зрелом возрасте — прямое тому доказательство. Серьезных заболеваний ни у кого из участников ансамбля нет, нет хронических пациентов больниц. Почему? Да потому, что нам некогда болеть. Если репетиция заводная, мы просто забываем о своей ангине или головной боли и уходим здоровыми. Эндорфины, гормоны удовольствия — вот что нас лечит.
И даже священнослужители признают благотворное влияние скрипки на человека, на его тело и душу. Регулярно Nota Artistica дает благотворительные концерты в кафедральном католическом соборе и в православных приходах.
Больше ничего не нужно
Известная путешественница Ольга Маслобоева играет в Nota Artistica уже три десятка лет. Каждую поездку она планирует так, чтобы не пропустить ни одной репетиции, ни одного концерта.
— Сверяю время, — рассказывает Ольга. — Уезжаю в сентябре-октябре, когда мы не репетируем. Никогда не собираюсь в поездку в апреле-марте, потому что у нас отчетные концерты.
Ансамбль объехал с концертами полстраны, его принимали в Греции, Германии, Южной Корее. В истории Nota Artistica немало престижных наград, их признали лучшим студенческим ансамблем Советского Союза. Но когда разговор заходит о достижениях, они вспоминают о своих наградах не в первую очередь. И даже не во вторую.
— Что для нас важно? Важно то, что Евгений Дога слышал нас и доверил нам свою композицию, — признается Юлия Бугаева. — Важно то, что маэстро Кац иногда одобрительно говорил нам: «Ребята, вы — профи». Мы просто хотим играть.
И они готовы преодолевать любые преграды, чтобы осуществить это желание. Например, однажды в Германии умудрились дать концерт, несмотря на то, что остались без своих инструментов.
Это было после августовского путча. Таможенники, впечатленные новостями из России, отказались пропускать скрипки. Они отправились на свой концерт без них. Чтобы русское выступление не сорвалось, немецкая сторона за несколько часов собрала для ансамбля в три раза больше скрипок, чем было нужно. Они долго выбирали инструменты, чтобы те подошли по руке. Играть на чужом инструменте очень трудно, и все-таки у них все получилось безупречно.
— Для нас удовольствие — просто играть, — признаются музыканты. — Мы уже не можем жить без общения с публикой. Например, ездили в Германию на фестиваль уличной музыки: выступаем у фонтана, потом уступаем место другим музыкантам, а сами перебираемся в соседний сквер. Безумно приятно видеть, что часть публики вместе с нами кочевала по городу. Какое вдохновение мы получали на концертах, которые давали на берегу Тихого океана! Рабочие на тепловозах трудятся вахтовым методом: шесть часов— работа, шесть часов — сон, снова работа. Некоторые жертвовали сном, чтобы послушать нас по два раза. Эти мужчины плакали на наших концертах и просто говорили: «Спасибо»... Большего нам и не нужно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: