Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Заботы о беззаботном отдыхе

19.03.2010 00:00:00
Татьяна Решке
Заботы о беззаботном отдыхе
Большие планы и большие проблемы турбизнеса.

Представители туриндустрии рассказали о том, как идёт работа в непростых условиях экономического кризиса, а также о том, какие сюрпризы готовит нам предстоящий сезон.
Председатель регионального отраслевого союза туриндустрии Наталья Куцевол убеждена: кризис хорош уже тем, что является моментом истины — моментом, когда пора принимать смелые решения. И способен на это далеко не каждый предприниматель.
Работа в турбизнесе — не сахар
В 2009 году на первое место в каждой фирме встали организационные вопросы. Каждый предприниматель вынужден был спросить себя: в каком направлении я двигаю свою фирму? Результаты борьбы за место под солнцем в кризисный год таковы: 15 турфирм ушли из бизнеса, а кое-кто из предпринимателей переориентировался, адаптировался к новым условиям и начал действовать по ситуации. Согласно документам, недавно обнародованным, в первом квартале 2009 года каждый пятый сотрудник туриндустрии был уволен. А это свидетельствует о том, что работа в турбизнесе — не сахар...
— С отменой лицензирования открытие фирм стало делом очень доступным, — поясняет Наталья Скорик, член правления Регионального союза туриндустрии Сибири. — Открыться можно на базе любого предприятия, даже если оно не имеет никакого отношения к туризму. Почему-то бытует мнение, что наш бизнес очень простой, очень доходный. Люди думают, что мы постоянно путешествуем по миру — просто не жизнь, а отдых! И переломить это мнение очень сложно. Только ленивый не открывает сегодня турагентств — иногда просто даже не представляет, с чего начинать, но продает туры клиентам. Только ленивый не открывает при своем вузе факультет для подготовки студентов. Но эти специалисты по туризму так далеки от реальной жизни, что по окончании вуза их приходится обучать, обучать и еще раз обучать.
Одна из самых сложных проблем современного турбизнеса — проблема кадрового и профессионального голода. Вчерашние студенты, приходящие трудоустраиваться, убеждены, что с первого же дня работы им гарантирована зарплата от 15 или даже 25 тысяч. С порога протягивают загранпаспорт и выражают радостную готовность отправляться в командировку за кордон. В итоге, из 100 выпускников только 10 становятся настоящими специалистами туротрасли.
По данным статистики, из 250 турагентств и туроператоров, которые имеются в Новосибирске, только 15 имеют сертификаты.
— Если раньше, получая сертификаты, мы должны были представлять все необходимые документы, а директор должен был отработать в туризме не менее трех лет, сейчас практически любой может организоваться и объявить себя профессионалом, — говорит Галина Тимченко, член правления Региональной отраслевой профессиональной организации «РОСТ». — Когда турист приходит в такое агентство, ему не могут объяснить даже самых элементарных вещей, но зато предлагают большие скидки. Конечно, хотелось бы, чтобы профессиональные союзы разрастались. Например, при нашем «РОСТе» есть директорский клуб. Мы общаемся, говорим о скидках, о проблемах, о тех агентствах, которые работают на рынке некорректно. Сегодня это очень важно!
— Туристическая отрасль в России находится на грани катастрофы, — убежден Юрий Чуйков, член правления Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири. — Детонатором был кризис, который поднял наружу всю муть. Задача «РОСТА» — сделать все, чтобы совместными усилиями мы выкарабкались из ямы.
Со своей стороны, заместитель председателя Комитета внешнеэкономического сотрудничества и туризма администрации Новосибирской области Петр Нечаев пообещал турорганизациям поддержку со стороны властей. И подчеркнул: «Наличие конкуренции должно быть. Обязательно. Потому что это одна из основ рынка».
— Рынок должен быть защищен от противоправных действий, — сказал Петр Нечаев, — и наш комитет готов участвовать в деятельности союза. Не защищать какую-то конкретную организацию, но говорить о правилах игры на рынке. Мы ждем от «РОСТА» конкретных предложений. Эмоции — дело хорошее, но они должны настраивать на рабочий лад. Задачи должны быть четко сформулированы, а мы готовы выносить их на совет администрации области и на Минспорттуризма.
Как не стать жертвой «скидочных войн», или Почему гоняться за дешевизной — себе дороже?
Одна из наболевших проблем — так называемые «скидочные войны», которые ведутся между конкурирующими фирмами, желающими завлечь клиента. Конечно, в сложившейся ситуации есть свои плюсы: хотя низкие цены подразумевают низкий уровень сервиса, покупатель все-таки имеет альтернативу. Не приведет ли артельный сговор в рамках союза туриндустрии к тому, что потребитель утратит возможность выбирать?
— Как только мы слышим слово «демпинг», выражение «скидочные войны», мы переходим в категорию военных действий. А все, что касается военных действий, всегда плохо, — размышляет Наталья Куцевол. — Я понимаю, с точки зрения потребителя, низкие цены — это как бы хорошо. Но в принципе и Гитлер ведь тоже хотел для своей страны счастья: почему бы не расширить территорию Германии? Однако любая война — палка о двух концах. Что же касается демпинговых, скидочных войн, у них три этапа: внедрение, завоевание и порабощение. Первый этап — внедрение — с точки зрения потребителя, выглядит очень даже привлекательно: как говорится, кто успел, тот и счастлив. Каждый из вас, наверное, слышал по сарафанному радио, что Египет и Таиланд за 15 или даже за 10 тысяч — это уже реальность. А если человек поехал в Таиланд за 35 тысяч — значит он лох. Но что будет дальше? Вторым этапом будет завоевание — процесс ликвидации конкурентов. А закончится все «порабощением» — резким взвинчиванием цен. Уничтожив конкурентов, победители будут стремиться покрыть расходы.
Но все-таки, зачем потребителю заморачиваться глобальными проблемами, если ему предлагают отдохнуть за 10 тысяч и получить удовольствие?
— В принципе, нам всем хорошо, когда мы сидим в агентстве и платим за путевку 10—15 тысяч, — продолжает Наталья Куцевол. — Но обеспечить качественный процесс обслуживания за такие деньги просто невозможно! Цена обслуживания может быть разной. Можно пригласить в качестве экскурсовода человека, который действительно историк, который подтвердил свой статус экскурсовода. А можно привлечь студента или даже безработного — в Таиланде и Турции таких людей найти очень легко. И бомжа можно помыть, причесать, принять на работу, причем его услуги будут стоить совсем небольших денег. Но когда мы начинаем потреблять продукт, у нас вдруг просыпается наш менталитет: оказывается, за 10 тысяч мы хотели бы иметь тур, который стоит сто тысяч! Мы совершенно не готовы три часа ехать в 45-местном автобусе, не готовы к тому, что телефоны не отвечают, что гид не может связать трех слов или выдает неправильную информацию. Постепенно эмоции нарастают, как снежный ком, и возникает вопрос: а зачем я даже эти десять тысяч выкинул на ветер? Лично я всегда объясняю своим туристам: есть очень много мусорных ящиков, и если у вас есть лишние десять тысяч, можете выкинуть их туда. Но когда мы говорим об отдыхе, мы все-таки ждем уважения к себе!
В конечном счете, подобного рода «скидки» работают на снижение имиджа путешествий: человек, который всю жизнь отдыхал на даче, съездив в такой «круиз», искренне не понимает, как такое вообще можно называть отдыхом? И почему люди восхищаются турпоездками? Это самый пагубный результат, который рано или поздно приведет к закрытию санаториев, гостиниц... если, конечно, довести ситуацию до абсурда. Люди просто перестанут понимать, что такое отдых, и перестанут пользоваться услугами турагентств.
А в общем-то, начиналось всё с простого: мы дали скидку...
Сезон будет интересным
Кризис кризисом, но специалисты прогнозируют, что для потребителя услуг сезон в этом году будет интересным и событийно-насыщенным.
В Турцию, например, можно будет летать каждый день, начиная с апреля месяца. Причем турецкий отдых обойдется туристу дешевле, чем каникулы в «Сосновке» — за 15—20 тысяч. С одной стороны, дешевизна — это плохо, потому что турфирмы не смогут заработать, но, с другой стороны, хорошо, потому что сибиряки отогреются на солнце после лютой зимы. Да и турки радуются: расширяют и модернизируют отельные базы из года в год (в то время как наши местные санатории простаивают, теряя клиентов). В 2010 году планируется не только Турция, но также Хорватия, Испания, Болгария. Последние из указанных направлений, естественно, обойдутся путешественникам дороже.
В 2010 году предусмотрены прямые рейсы из Новосибирска в Чехию. Будет организован прямой рейс в Грецию, на пляжные курорты, правда, «это будет очень дорогая Греция». Раз в две недели самолеты из Новосибирска будут отправляться на землю Эллады, а также в Испанию, до Барселоны.
А в целом, желание отдыхать — одно из самых законных, неистребимых желаний человека. И, значит, в обозримом будущем турфирмы без работы не останутся.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.