Новосибирск 1.4 °C

Город безопасных дорог

25.03.2010 00:00:00
Город безопасных дорог
Таким хотят сделать Новосибирск разработчики уникальной электронной системы.

С начала 2010 года в Новосибирске стартовал пилотный проект «Профилактика безопасности дорожного движения». О первых результатах работы проекта и его перспективах журналистам рассказали начальник управления ГИБДД ГУВД НСО Сергей Штельмах, начальник управления организации пассажирских перевозок департамента транспорта НСО Василий Волокитин, начальник управления пассажирских перевозок мэрии Валерий Новоселов и директор некоммерческой организации «Межрегиональный союз защиты автомобилистов Сибири» (МСЗАС) Владимир Косенко.
По словам Сергея Штельмаха, в Новосибирске и области за 2009 год произошло 177 дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта. Самая масштабная трагедия — авария междугородного пассажирского автобуса, когда погибли несколько десятков человек.
Главной причиной аварий был и остается человеческий фактор. Это и пьянство за рулем, и неоправданное лихачество, и нарушение правил дорожного движения. Если прибавить сюда еще личную недисциплинированность водителей, нарушение ими должностных инструкций и техники безопасности, то получится весьма внушительный «букет» факторов риска.
Валерий Новоселов добавляет к вышесказанному проблему квалификации кадров. Если водители автобусов большой вместимости, прежде чем сесть за руль такой машины, проходят соответствующее переобучение при наличии определенного стажа, то управлять маршрутным такси можно, едва получив права соответствующей категории. Отсюда и статистика, свидетельствующая, что наиболее часто попадают в аварии «Газели».
Президент Дмитрий Медведев после череды страшных автокатастроф с участием пассажирского транспорта в прошлом году издал распоряжение оснастить все междугородные автобусы ремнями безопасности. Василий Волокитин рассказал, как в Новосибирской области идет эта работа: «С 1 мая 2010 года наличие ремней безопасности будет обязательным условием прохождения техосмотра для автобусов, выполняющих междугородные рейсы. В Новосибирске порядка 250—300 машин работают на таких перевозках. Сертификаты на установку ремней безопасности имеют 5—7 организаций. К ним мы и обратимся».
Стоимость оборудования ремнями одного пассажирского места составляет 1200 рублей. Таким образом, чтобы оснастить весь междугородный автобусный парк, потребуется около 15 миллионов. Василий Волокитин заверил, что эти затраты никак не отразятся на стоимости билетов. Ну а в случае аварии, если выяснится, что ремни были установлены неправильно и пассажиры из-за этого пострадали, организация-установщик будет нести ответственность.
Безопасность пассажиров на городском транспорте Новосибирска будет обеспечивать система спутниковой навигации, которая сейчас разрабатывается специалистами МСЗАС. Как сообщил Владимир Косенко, это уникальный IT-продукт, не имеющий аналогов в других городах России: «В каждой машине, выполняющей пассажирские перевозки, будет установлен компьютер с видеокамерой. Система сможет фиксировать дорожную обстановку и все действия водителя: где он нарушил правила, где совершил неоправданный опасный маневр. Обучаемая программа сможет также с помощью приборов оценивать физическое состояние водителя и техническое состояние машины, а данные о нарушениях правил дорожного движения передавать напрямую в базу ГИБДД. Фактически это электронный сотрудник милиции на борту, которого нельзя ни уговорить, ни подкупить».
Частично система электронной спутниковой навигации в Новосибирске уже внедряется. Установленное уже сейчас на пассажирских автобусах оборудование позволило сократить диспетчерские пункты, некоторые сотрудники которых по сговору с водителями приписывали им лишние рейсы. Сейчас движением всего пассажирского транспорта управляют четыре диспетчера, работающие за компьютерами в здании управления пассажирских перевозок.
Стоимость электронной навигационной системы безопасности дорожного движения, разрабатываемой новосибирскими учеными, достаточно высока — 18 тысяч на одну машину. В общей сложности по улицам Новосибирска курсирует 2,5—3 тысячи единиц общественного транспорта. Однако, уверен Владимир Косенко, эта стоимость существенно снизится, если заказ будет размещен на производстве и поставлен на поток. Руководители соответствующих департаментов города и области, в принципе, заинтересованы проектом.
— На основании работы этой системы мы сможем составлять базу данных на водителей и, принимая на работу того или иного кандидата, смотреть, насколько он адекватен в своей профессии, — говорит Валерий Новоселов.
По мнению всех участников обсуждения, внедрение подобной системы позволит максимально повысить безопасность дорожного движения в целом и пассажиров общественного транспорта в частности. Если все получится, Новосибирск станет первым городом, где безопасность дорожного движения наряду с людьми будет обеспечивать искусственный интеллект.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: