Новосибирск 9.4 °C

Зияющие дыры памяти

03.06.2010 00:00:00
Зияющие дыры памяти
То, как уважают подвиг воинов Великой Отечественной на заводе «Луч», видно издалека. Но есть в нашем городе предприятия с другим отношением к истории...

На фасаде здания, за которым в годы войны выпускали боеприпасы, большая панель с георгиевской ленточкой, символичными цифрами 65 и надписью «С праздником!» Перед входом на территориию завода — орудие, из какого, возможно, и стреляли по врагам заводчане, которые ушли защищать Родину. Горожане, которые проходят или проезжают мимо завода «Луч», наверняка замечали рядом мемориал — гранит, символизирующий силу духа и мужество тех, кто погибал за свою страну, кто день и ночь трудился, чтобы приблизить День Победы. И совсем рядом — Доска почета «Наши ветераны».

В общем, каждый, кто взглянет в эту сторону, понимает: здесь жива память! Но, кроме завода «Луч», на этой территории есть и другие промышленные предприятия...

За внешней парадной стороной, как в жизни бывает нередко, скрывается другая, вовсе не радующая глаз. И знают о ней, конечно, только свои. А их, как водится, не принято стесняться. Вот только своим зачастую стыдно смотреть на эту оборотную сторону — слишком уж кричащий контраст.

Если бы не было им стыдно смотреть на это, то мы, скорее всего, никогда бы и не узнали о вопиющем факте.

...Иван Иванович (будем звать его так) пришел работать на одно из промышленных предприятий, развернувших свою деятельность на этой же территории, через год после того, как страна с размахом отметила 55-летие Великой Победы. Очевидно, и здесь, на Станционной, празднование было впечатляющим: его следы наш собеседник застал спустя несколько месяцев после этой даты. Их можно разглядеть и сегодня... Время старательно пыталось стереть следы уважения к самоотверженности тех, кто в годы войны стоял у станков и кто уходил на фронт. Но за густой листвой выросших за годы деревьев, за потрескавшейся краской, за пробитыми невнимательными рабочими досками, за ржавчиной, за потускневшими и давно выветренными буквами все еще можно разобрать, что завод низковольтной аппаратуры, производивший боеприпасы, мины и патроны, внес в Победу большой вклад. За что и был награжден орденом Отечественной войны. 5091 работник предприятия был удостоен медалей за доблестный труд в Великой Отечественной войне. Многие награждены орденами.

Иван Иванович не воевал, и все же ему трудно спокойно проходить мимо так называемого мемориала (вернее того, что от него осталось) заводчанам-фронтовикам и труженикам тыла. Пусть он не шел вместе с ними под пули, пусть вместе с ними не отдавал все «для фронта, все для победы». Но он узнал войну с другой стороны. И он смог увидеть, что солдаты спасли мир от фашизма, совершили подвиг и заслужили, чтобы о них помнили и не относились с пренебрежением спустя шесть десятилетий.

Он помнит грозные сороковые. Как многие мальчишки и девчонки, чьи родители ушли на фронт, он тоже мог тогда остаться сиротой. Ему повезло: отец вернулся живым. Иван Иванович не может помнить начала войны — ему тогда было всего три года, но он отчетливо помнит день, когда она вошла в его семью.

— Сорок третий год, — задумчиво произносит наш собеседник. — Отец зашел в дом: «Ну, мать, я уезжаю». Я помню, как в нашу деревню привозили письма с фронта. Помню плач женщин и детей: одни распечатывали треугольники — плакали от счастья, другие получили похоронки... День Победы я тоже не помню. Помню, как вернулся отец, почему-то в полковничьей папахе...

Его давно нет, как нет многих из тех, кто мог бы нам рассказать о том, как сражались за Родину. Таких людей остались единицы, накануне Дня Победы мы их чествуем, устраиваем концерты, поздравляем, дарим конфеты, вручаем медали, на улицах вывешиваем их портреты, ремонтируем памятники боевой славы. Но видят ветераны такую вроде бы «мелочь», как на производственной площадке улицы Станционной, и расстраиваются.

— Мы ругаем эстонцев, решивших перенести «Бронзового солдата», возмущаемся тем, что в Грузии взорвали памятник советским воинам, а сами-то мы хороши? — сетует Иван Иванович. — Хорошо мы относимся к своему прошлому? Мне кажется, что не мемориальный уголок здесь разрушен — рушится история, наша память. Больно каждый день видеть вот такую картину. Сыновья, мужья, отцы погибали за то, чтобы мы сегодня жили!

К сожалению, то, что произошло здесь, — вовсе не редкость. Председатель областного совета ветеранов Вячеслав Журавлев нередко выслушивает жалобы участников войны и тружеников тыла на пренебрежительное отношение к нашей истории со стороны младшего поколения.

Не так давно совет добился демонтажа обелиска в честь участников войны в Советском районе. Это было решено сделать, чтобы не осквернять память погибших фронтовиков. Дело в том, что предприятие, на территории которого находился мемориал, перестал следить за его состоянием. И постепенно из свидетельства о подвиге воинов-сибиряков он превратился в место, которое некоторые горожане использовали для посиделок, в основном, алкогольных.

— Виной всему наше новое время, — считает Вячеслав Васильевич. — Предприятия сегодня очень часто отказываются от того, что не касается производства, от того, что не связано c получением прибыли.

Но как бы ветераны ни боролись за то, чтобы продлить им жизнь, это удается не всегда. Например, не получилось спасти музей воинской славы завода «Светлана» (электровакуумный завод), эвакуированного в годы войны из Ленинграда. Музей был ликвидирован.

Впрочем, закрытие этого музея можно оправдать недостатком финансирования, ведь на его поддержание действительно требовались средства. Тогда как на восстановление памятного уголка на Станционной не нужны солидные вложения. Достаточно немного времени и простое человеческое внимание — от сотрудников, местного совета ветеранов, администрации...

Кстати, как выяснилось, руководству предприятия, на территории которого находится заброшенный мемориал, денег на то, чтобы привести его в приличный вид, как раз не жалко. Дело в другом.

— А где это? — ответил вопросом на наш вопрос о судьбе «памятного» уголка один из руководителей. Но через несколько секунд вспомнил и поставил все на свои места. — Мы поддерживаем ветеранов, выделяем им помощь. Что же касается этой точки, мы пока заняты немного другим. Приведем все в порядок, но пока до этого руки не дошли.

— Для чего этот мемориальный уголок когда-то сделали? — вздыхает Иван Иванович. — Для того, чтобы отдать дань памяти и уважения? Отдали. И давно пора было его совсем убрать, чтоб народ не смешить. Было бы честнее и лучше, чем смотреть на эти обшарпанные доски.

Это было бы лучше, чем пытаться разглядеть благодарность к ветеранам сквозь зияющие дыры... памяти.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: