Новосибирский пенсионер Яков Фастовский написал письмо премьеру Владимиру Путину. Яков Григорьевич, в прошлом — военный инженер, специалист по строительству автодорог, предлагает главе российского правительства возобновить технологию строительства дорог на бетонном основании. Главный аргумент Фастовского за возрождение технологии полувековой давности: дороги, построенные в России в 50-е годы, стоят до сих пор, а современные разрушаются уже через пять лет, иногда даже раньше.
— Технология строительства дорог на бетонном основании была разработана в 30-е годы прошлого века в фашистской Германии, — рассказывает Яков Григорьевич. — Затем бетонные дороги начали строить у себя американцы.
В учебные пособия советских автодорожных вузов технология строительства «бетонок» вошла перед самой войной. Активно применять ее на практике стали в пятидесятых.
Одной из первых в Сибири автодорог на бетонной подушке стало Бердское шоссе.
— Я прибыл в Новосибирск в 1953 году в составе Пятого аэродромно-строительного полка, — вспоминает Яков Фастовский. — Дело в том, что Сибирь рассматривалась как важнейший тыловой регион, наименее доступный врагу в случае войны. Поэтому именно здесь размещали все суперсекретные военные заводы, научно-исследовательские институты, подавляющее большинство которых, опять же, имели военную направленность, резервные аэродромы, полигоны и прочее. Аэропорт Толмачево тогда был военным аэродромом. Взлетно-посадочная полоса, построенная нами в 1953 году, с которой и начинался аэропорт, функционирует до сих пор. Секретные аэродромы мы строили в Купино и Омске.
Приказ построить силами военных специалистов бетонную дорогу от Новосибирска до Академгородка, а также проложить дороги в самом Академгородке исходил непосредственно от Хрущева.
Технология строительства «бетонки» выглядела следующим образом. Бетон укладывали в рельсы, которые одновременно служили и опалубкой, и направляющими для движения бетоносмесительной техники.
Еще одно достоинство бетонной технологии, подчеркивает Яков Фастовский: такие дороги можно было строить и зимой, если летом укрыть грунт специальными материалами, защищающими его от промерзания. Современные асфальтовые дороги, как известно, зимой строить нельзя.
Наиболее масштабно строительство «бетонок» развивалось в Сибири и на Дальнем Востоке. Тогдашнее руководство страны понимало, что в таком климате, как у нас, когда зимой грунт промерзает на глубину до трех метров, а весной сильно обводняется, технология строительства дорог на бетонном основании — оптимальна, поскольку щебеночная подушка не выдержит и одного года в подобных условиях. Именно на таких дорогах сейчас машины проваливаются под асфальт, о чем с пугающей частотой сообщают СМИ.
Современные эксперты в области дорожного строительства соглашаются с Яковом Фастовским, что «бетонки» намного крепче и долговечнее, чем асфальтированные трассы на щебеночном основании. Причина, почему таких дорог не строят сегодня, банальна: это очень дорого. В развитых европейских странах, имеющих небольшую территорию и, соответственно, не очень большую протяженность автомагистралей, технологию строительства асфальтовых магистралей на бетонной подушке применяют до сих пор. Однако в России, где расстояния огромны, такие затраты при сегодняшней экономике неподъемны.
— За последние годы в нашем городе появилось очень много гладких, ровных, комфортабельных дорог. Спасибо за это нашему мэру. Хорошо бы было, если б они простояли полвека, как дороги моей молодости, — рассуждает Яков Григорьевич.
В своем письме Путину Яков Фастовский стремится доказать, что построить один раз дорогую, но долговечную дорогу дешевле, чем каждый год ремонтировать асфальтовые дороги на щебеночном основании. Но главное — даже не деньги.
— Плохие дороги политы кровью! Ведь чем хуже дорога, тем больше на ней происходит аварий, тем больше людей калечится и гибнет. Неужели нам мало жертв, которые приносят локальные войны, преступность, непрофессиональная медицина?! — размышляет военный инженер, прошедший Великую Отечественную. — При этом почему-то никто не считает затрат на амортизацию транспорта, который на плохих дорогах изнашивается в разы быстрее. А ведь автобусы, троллейбусы, грузовики и прочее приобретается на бюджетные деньги.
Новосибирский пенсионер надеется, что у России все-таки найдутся средства на строительство хороших, долговечных дорог, ведь дороги — основа всей инфраструктуры, без хороших дорог у государства нет пути в будущее.