Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Школа для гениев

30.09.2010 00:00:00
Татьяна Коньякова
Школа для гениев
С первого сентября в школах начали работать спецклассы для особо одарённых детей с естественно-научным и математическим уклоном.

Учение «с привилегиями»

Если обучение одного ученика общеобразовательной школы обходится в 18100 рублей, то на обучение ученика в «особом» классе планируется тратить 70700 рублей в год (программа финансируется из областного бюджета, и для школьников и их родителей обучение будет полностью бесплатным). Кроме того, школы, которые попали в поле эксперимента, получат значительные финансовые вливания, необходимые для совершенствования своей материально-технической базы. Для создания достойных условий для учебы вундеркиндов понадобятся новейшая компьютерная техника, соответствующее программное обеспечение, лабораторное оборудование и т. д.

Как сказал еще в середине лета журналистам на брифинге заместитель начальника департамента образования Новосибирской области, начальник управления образовательной политики, опеки и попечительства Новосибирской области Владимир Щукин:

— На каждое образовательное учреждение, нуждающееся в совершенствовании материально-технической базы, может быть затрачено около миллиона рублей.

Набирали детей в спецклассы из школ всего города. Конкурс был достаточно жестким. Свои незаурядные способности претенденты подтверждали дипломами об участии в различных конкурсах и олимпиадах, характеристиками из учебных заведений, а также общей эрудицией, проявленной на предметном собеседовании.

Школы для участия в эксперименте тоже подбирались на конкурсной основе. В итоге в список вошли: инженерный лицей НГТУ, лицеи № 9, № 22 («Надежда Сибири»), № 130, № 176, Вторая новосибирская гимназия, гимназии № 1, № 3, № 5, № 6 («Горностай»), № 7, СОШ № 12, № 126, № 136, № 159, технический лицей № 176 (Карасук), гимназия № 13 (п. Краснообск), лицей-интернат № 7 (Бердск).

Чем «особые» классы отличаются от обычных? И действительно ли их создание сможет вывести систему подготовки молодых специалистов на качественно новую ступень, как это планируется авторами программы? Об этом наша беседа с преподавателями лицея № 22 «Надежда Сибири» — завучем по научно-методической работе Татьяной Кудари и учителем химии высшей квалификационной категории, заслуженным учителем России, победителем Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» Еленой Зарецкой.

Прежде всего, создание спецклассов для лицея — далеко не новость. Такие классы для особо одаренных здесь существуют еще с 1991 года. Да и другие школы, гимназии и лицеи — участники конкурса тоже начали 1 сентября жизнь не с чистого листа. Все они также имеют свой опыт и свои наработки в углубленном изучении предметов того или иного профиля.

— Профильное обучение стало очень востребовано еще лет 15 назад, — говорит Татьяна Кудари. — Инновационные школы уже довольно давно работали в этом поле и успели занять свою нишу. Кто-то накопил больше опыта в плане преподавания математики, кто-то физики. Мы накопили больше опыта именно в углубленном преподавании естественных наук. Двадцать лет назад у нас установились хорошие контакты с медицинским институтом, и мы стали развивать именно это направление.

Тем не менее эксперимент, по словам завуча, позволяет двигаться дальше более эффективно. Финансовый фактор, как известно, решает, если не все, то очень многое. И если прежде лицею приходилось вертеться самому, изыскивая средства на многие свои начинания, то теперь финансовое обеспечение значительно облегчит работу. Да и не только в деньгах дело. Участие в эксперименте — дело престижное, интересное и открывающее новые возможности и перед детьми, и перед учителями.

Кадры решают всё

На педагога «особого» класса возлагаются дополнительные обязательства. Учителю отводится роль наставника, который находится с одаренным ребенком в постоянном контакте и «состыковывает» его индивидуальное своеобразие с особенностями его образа жизни и различными вариантами содержания образования» — именно так это сформулировано в учебных документах. Работают учителя по авторским и модифицированным программам. У Елены Зарецкой тоже есть своя программа.

— Нагрузка на учителя специального класса возрастает в разы, — рассказывает она. —Кроме уроков, дополнительно приходится заниматься индивидуальным консультированием.  Работа в специальном классе связана с интерактивным обучением. Каждому ученику я советую скачать скайп бесплатно, и, используя эту современную программу, общаться с ними через интернет. Сегодня он написал мне работу, я пришла домой — ее проверила, тут же с ним связываюсь, объясняю, в чем он ошибается. И требуется много индивидуального консультирования. Учитель работает в бешеном режиме. Это очень сложно. Но, конечно, для школы участвовать в программе престижно. И дело не только в финансировании. Раз доверили такой статус, значит, школа имеет высокий уровень

— Действительно ли уровень подготовки ваших детей на порядок отличается от уровня подготовки в общеобразовательной школе?

— Я бы сказала, на несколько порядков. Общеобразовательная школа включает в лучшем случае один час биологии и один час химии или вообще один час естествознания в неделю. А у нас — шесть часов химии и пять часов биологии. То есть уже предполагаемый объем получаемых знаний несопоставим. После общеобразовательного уровня обычного класса сдать ЕГЭ достойно и быть конкурентоспособным на профильном направлении в вузе невозможно. ЕГЭ нацелен на тех, кто работает по углубленной программе.

Кроме того, специальные классы — это другая технология преподавания, приближенная к вузовской. Мы привлекаем преподавателей высшей школы. У нас дети со школьной скамьи привлекаются к научно-практической работе. При СО РАН существуют два научных общества для детей — химическое и биологическое, где дети могут проявить себя определенным образом. Те, кому ближе практическая работа, получают образование в городском медицинском колледже. Параллельно с обучением в лицее они числятся студентами колледжа и при выпуске из лицея получают также удостоверение младшего медицинского работника.

Об уровне подготовленности наших детей говорит то, что они ежегодно побеждают на всероссийской и международных конференциях, не говоря уже о районных и городских. Есть авторы серьезных научных публикаций и исследований, причем материалы для исследований набраны ими еще при учебе в лицее...

— Первые специальные классы вы набрали еще в 90-е, когда дети крайне редко писали в анкете, что мечтают пойти в биологи, химики или быть врачами. Многие ли из ваших выпускников остались в профессии?

— Согласно статистике, лишь 3% ушли из «профиля». А 97% детей, обучившихся в нашем классе (мы выпустили более 300 человек), остались в профессии. Это врачи, это биологи, это химики. И даже те, кто пошли в практикующие врачи, все равно находятся в системе повышения квалификации и научной деятельности. Это — высокоспециализированные профессионалы, половина из них уже защитилась.

— Какие возможности в плане улучшения материальной базы открыло перед вами дополнительное финансирование?

— Раньше у нас был обычный химический кабинет, теперь мы создаем химический блок. Мы приготовили место для кабинета и химической лаборатории и оснастили все это мультимедийным оборудованием. Теперь ждем химическое оборудование и реактивы, которые должны поступить в ближайшее время.

— Может ли в дальнейшем вслед за программой поддержки «особых» классов с уклоном в естественные науки и математику возникнуть программа поддержки классов особо одаренных по иным дисциплинам? Например, гуманитарным?

— Речь о естественных науках и математике зашла потому, что именно на этих направлениях снижается мотивация детей, именно эти направления стали «западать». И проект направлен именно на естественные науки и математику, которые необходимо вытаскивать. Гуманитариев же в последнее время и так много. Все, согласитесь, хотят быть юристами, экономистами и так далее... Хотя, кто знает, наверное, тот вопрос надо адресовать администрации президента.

По словам Владимира Щукина, по итогам учебного года все школы будут представлять отчеты в департамент образования. Кроме того, образовательные учреждения, на базе которых открываются классы для одаренных детей, имеют свои странички в Интернете и, следовательно, могут информировать общественность. Итак, эксперимент идет. Насколько он будет удачен, покажет время. Мы в свою очередь будем следить за работой специальных классов для особенных детей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
26.08.2021 фото
Отец троих детей Владимир Шавров создал дома фабрику по производству солдатиков из пластика и наладил продажу игрушечных армий по интернету. Корреспондент VN.ru Наталья Нашталова поговорила с Владимиром и узнала, какие солдаты идут нарасхват, а какие пылятся на полках.

02.09.2021 Видео
Выпуск киножурнала «Сибирь на экране» выкупили и оцифровали выпускники новосибирской школы №12. «В 1980 году я пошел в 1 класс. И в этот день Западно-Сибирская студия кинохроники снимала репортаж для киножурнала «Сибирь на экране» №35 о моем классе», – рассказывает один из героев фильма.

31.08.2021 фото
Удивительные грибы обнаружены под Новосибирском в районе реки Бердь. Жительница Новосибирской области Светлана Чиркина поехала на рыбалку, но вместо рыбы нашла поляну с большими шаровидными грибами. Каждый — размером с футбольный мяч.