Новосибирск 1.4 °C

Школа для гениев

30.09.2010 00:00:00
Школа для гениев
С первого сентября в школах начали работать спецклассы для особо одарённых детей с естественно-научным и математическим уклоном.

Учение «с привилегиями»

Если обучение одного ученика общеобразовательной школы обходится в 18100 рублей, то на обучение ученика в «особом» классе планируется тратить 70700 рублей в год (программа финансируется из областного бюджета, и для школьников и их родителей обучение будет полностью бесплатным). Кроме того, школы, которые попали в поле эксперимента, получат значительные финансовые вливания, необходимые для совершенствования своей материально-технической базы. Для создания достойных условий для учебы вундеркиндов понадобятся новейшая компьютерная техника, соответствующее программное обеспечение, лабораторное оборудование и т. д.

Как сказал еще в середине лета журналистам на брифинге заместитель начальника департамента образования Новосибирской области, начальник управления образовательной политики, опеки и попечительства Новосибирской области Владимир Щукин:

— На каждое образовательное учреждение, нуждающееся в совершенствовании материально-технической базы, может быть затрачено около миллиона рублей.

Набирали детей в спецклассы из школ всего города. Конкурс был достаточно жестким. Свои незаурядные способности претенденты подтверждали дипломами об участии в различных конкурсах и олимпиадах, характеристиками из учебных заведений, а также общей эрудицией, проявленной на предметном собеседовании.

Школы для участия в эксперименте тоже подбирались на конкурсной основе. В итоге в список вошли: инженерный лицей НГТУ, лицеи № 9, № 22 («Надежда Сибири»), № 130, № 176, Вторая новосибирская гимназия, гимназии № 1, № 3, № 5, № 6 («Горностай»), № 7, СОШ № 12, № 126, № 136, № 159, технический лицей № 176 (Карасук), гимназия № 13 (п. Краснообск), лицей-интернат № 7 (Бердск).

Чем «особые» классы отличаются от обычных? И действительно ли их создание сможет вывести систему подготовки молодых специалистов на качественно новую ступень, как это планируется авторами программы? Об этом наша беседа с преподавателями лицея № 22 «Надежда Сибири» — завучем по научно-методической работе Татьяной Кудари и учителем химии высшей квалификационной категории, заслуженным учителем России, победителем Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» Еленой Зарецкой.

Прежде всего, создание спецклассов для лицея — далеко не новость. Такие классы для особо одаренных здесь существуют еще с 1991 года. Да и другие школы, гимназии и лицеи — участники конкурса тоже начали 1 сентября жизнь не с чистого листа. Все они также имеют свой опыт и свои наработки в углубленном изучении предметов того или иного профиля.

— Профильное обучение стало очень востребовано еще лет 15 назад, — говорит Татьяна Кудари. — Инновационные школы уже довольно давно работали в этом поле и успели занять свою нишу. Кто-то накопил больше опыта в плане преподавания математики, кто-то физики. Мы накопили больше опыта именно в углубленном преподавании естественных наук. Двадцать лет назад у нас установились хорошие контакты с медицинским институтом, и мы стали развивать именно это направление.

Тем не менее эксперимент, по словам завуча, позволяет двигаться дальше более эффективно. Финансовый фактор, как известно, решает, если не все, то очень многое. И если прежде лицею приходилось вертеться самому, изыскивая средства на многие свои начинания, то теперь финансовое обеспечение значительно облегчит работу. Да и не только в деньгах дело. Участие в эксперименте — дело престижное, интересное и открывающее новые возможности и перед детьми, и перед учителями.

Кадры решают всё

На педагога «особого» класса возлагаются дополнительные обязательства. Учителю отводится роль наставника, который находится с одаренным ребенком в постоянном контакте и «состыковывает» его индивидуальное своеобразие с особенностями его образа жизни и различными вариантами содержания образования» — именно так это сформулировано в учебных документах. Работают учителя по авторским и модифицированным программам. У Елены Зарецкой тоже есть своя программа.

— Нагрузка на учителя специального класса возрастает в разы, — рассказывает она. —Кроме уроков, дополнительно приходится заниматься индивидуальным консультированием.  Работа в специальном классе связана с интерактивным обучением. Каждому ученику я советую скачать скайп бесплатно, и, используя эту современную программу, общаться с ними через интернет. Сегодня он написал мне работу, я пришла домой — ее проверила, тут же с ним связываюсь, объясняю, в чем он ошибается. И требуется много индивидуального консультирования. Учитель работает в бешеном режиме. Это очень сложно. Но, конечно, для школы участвовать в программе престижно. И дело не только в финансировании. Раз доверили такой статус, значит, школа имеет высокий уровень

— Действительно ли уровень подготовки ваших детей на порядок отличается от уровня подготовки в общеобразовательной школе?

— Я бы сказала, на несколько порядков. Общеобразовательная школа включает в лучшем случае один час биологии и один час химии или вообще один час естествознания в неделю. А у нас — шесть часов химии и пять часов биологии. То есть уже предполагаемый объем получаемых знаний несопоставим. После общеобразовательного уровня обычного класса сдать ЕГЭ достойно и быть конкурентоспособным на профильном направлении в вузе невозможно. ЕГЭ нацелен на тех, кто работает по углубленной программе.

Кроме того, специальные классы — это другая технология преподавания, приближенная к вузовской. Мы привлекаем преподавателей высшей школы. У нас дети со школьной скамьи привлекаются к научно-практической работе. При СО РАН существуют два научных общества для детей — химическое и биологическое, где дети могут проявить себя определенным образом. Те, кому ближе практическая работа, получают образование в городском медицинском колледже. Параллельно с обучением в лицее они числятся студентами колледжа и при выпуске из лицея получают также удостоверение младшего медицинского работника.

Об уровне подготовленности наших детей говорит то, что они ежегодно побеждают на всероссийской и международных конференциях, не говоря уже о районных и городских. Есть авторы серьезных научных публикаций и исследований, причем материалы для исследований набраны ими еще при учебе в лицее...

— Первые специальные классы вы набрали еще в 90-е, когда дети крайне редко писали в анкете, что мечтают пойти в биологи, химики или быть врачами. Многие ли из ваших выпускников остались в профессии?

— Согласно статистике, лишь 3% ушли из «профиля». А 97% детей, обучившихся в нашем классе (мы выпустили более 300 человек), остались в профессии. Это врачи, это биологи, это химики. И даже те, кто пошли в практикующие врачи, все равно находятся в системе повышения квалификации и научной деятельности. Это — высокоспециализированные профессионалы, половина из них уже защитилась.

— Какие возможности в плане улучшения материальной базы открыло перед вами дополнительное финансирование?

— Раньше у нас был обычный химический кабинет, теперь мы создаем химический блок. Мы приготовили место для кабинета и химической лаборатории и оснастили все это мультимедийным оборудованием. Теперь ждем химическое оборудование и реактивы, которые должны поступить в ближайшее время.

— Может ли в дальнейшем вслед за программой поддержки «особых» классов с уклоном в естественные науки и математику возникнуть программа поддержки классов особо одаренных по иным дисциплинам? Например, гуманитарным?

— Речь о естественных науках и математике зашла потому, что именно на этих направлениях снижается мотивация детей, именно эти направления стали «западать». И проект направлен именно на естественные науки и математику, которые необходимо вытаскивать. Гуманитариев же в последнее время и так много. Все, согласитесь, хотят быть юристами, экономистами и так далее... Хотя, кто знает, наверное, тот вопрос надо адресовать администрации президента.

По словам Владимира Щукина, по итогам учебного года все школы будут представлять отчеты в департамент образования. Кроме того, образовательные учреждения, на базе которых открываются классы для одаренных детей, имеют свои странички в Интернете и, следовательно, могут информировать общественность. Итак, эксперимент идет. Насколько он будет удачен, покажет время. Мы в свою очередь будем следить за работой специальных классов для особенных детей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: