Новосибирск 9 °C

Как защитить права граждан не на бумаге?!

02.10.2010 00:00:00
Как защитить права  граждан не на бумаге?!
Общество крайне встревожено и озабочено положением с заключением под стражу обвиняемых и подозреваемых в нашей стране.

Общество крайне встревожено и озабочено положением с заключением под стражу обвиняемых и подозреваемых в нашей стране. Это заставило президента обратиться к депутатам Государственной думы с беспрецедентными в мировой практике инициативами, ограничивающими возможность ареста за экономические преступления, а также лиц, страдающих тяжкими заболеваниями. А сейчас все чаще раздаются голоса о необходимости дальнейшего сужения применения такой меры пресечения, как заключение под стражу.

Но у нас в России всегда не очень точно и полно исполняются даже хорошие законы. И как сидели предприниматели, так и сидят... То же самое будет и с больными, уверяю вас. Для того, чтобы законы исполнялись, существует механизм государственного надзора за точным и единообразным исполнением — прокурорский надзор. Почему же мы отказались от него?!

Его у нас нет как за предварительным следствием в целом, так и за законностью избрания следователем ареста. И опять вопрос заключается в соблюдении закона! На бумаге все хорошо. Следователь составляет ходатайство, руководитель следственного органа его согласовывает, а прокурор обосновывает в суде. Все красиво — тройной контроль... Суд не будет рассматривать ходатайство, если его не согласовал руководитель следственного органа и, логично было бы продолжить, если его в ходе судебного рассмотрения не поддержал прокурор. Но этого нет — нет никакого тройного контроля! Следователь обосновывает ходатайство перед руководителем следственного органа, а прокурор перед судом. Отказ следователя писать ходатайство об аресте лишает возможности начальника что-либо согласовывать, у него нет предмета рассмотрения, аналогичные последствия, должно быть, и с отказом прокурора в суде.

Отказ прокурора обосновывать ходатайство перед судом никак не покушается на полномочия суда — у него просто исчезает предмет рассмотрения. Поскольку никому более, кроме прокурора, не доверено право обосновывать ходатайство о заключении под стражу. И, если в процессе есть прокурор, только он имеет на это право. Поэтому в случае отказа прокурора, в связи с отсутствием иных уполномоченных законом лиц, суд просто не может встать на сторону обвинения и вынести положительное решение по ходатайству. Иначе будет нарушен принцип состязательности.

Вообще, и без этого законопроекта должно быть так, но наша следственная и судебная практика требует очень жестких процессуальных рамок, а на принципы уголовного судопроизводства ей, откровенно говоря, плевать.

Приведу пример, к чему это приводит: 9 апреля 2010 года администрация СИЗО-1 направила руководителю следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Маркову ходатайство об освобождении из-под стражи Трифоновой В. В. в связи с тяжелым заболеванием. 16 апреля Одинцовский городской суд Московской области продлил ей срок содержания под стражей до 16 июля 2010 года, несмотря на отказ прокурора поддержать ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей в связи с его незаконностью. 30 апреля 2010 года Трифонова В. В. скончалась... Если бы сработал механизм прокурорского надзора, такого бы не произошло. И сегодня никто не застрахован от повторения такой ситуации.

Конечно, и прокурор может ошибаться, но дополнительный механизм контроля за арестами в любом случае укрепит законность при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и предоставит нашим гражданам дополнительные гарантии. О необходимости применения предлагаемого законопроекта объективно свидетельствуют результаты системного анализа правоприменительной практики, сложившейся после сентября 2007 года в результате исключения рассматриваемых полномочий из правового арсенала прокурора.

Следует отметить, что в предшествующий этому событию период — 2006 год и первое полугодие 2007 года — прокурорами всех уровней было отказано в даче согласия органам предварительного следствия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей, соответственно, в 21 888 (2006 г.) и 11 569 (1-е полугодие 2007 г.) случаях.

Таким образом, только за полтора года мерами прокурорского реагирования было предотвращено необоснованное проведение 33 457 судебных процессов и огромное количество граждан защищено от незаконных арестов.

Такой дополнительный защитный механизм нужен и сейчас, поскольку из-под стражи освобождается каждый третий туда помещенный. Так, в 2008 году из-под стражи было освобождено 75 239 человек. Из них 30 171 в связи с наказаниями, не связанными с лишением свободы, 4233 человека — за прекращением дел судами и оправдательными приговорами, 12 057 человек — за изменением меры пресечения, 617 — за прекращением дел следствием. В 2009 году освобождено 65 282 человека с примерно такой же пропорцией по категориям.

Таким образом, для защиты конституционных прав граждан должны быть включены все механизмы, и главным образом — механизм прокурорского надзора. Это полностью соответствует и мировой практике.


Данные о количестве лиц, освобождённых из ПФРСИ и СИЗО в 2009 году

В 2009 году из-под стражи из следственных изоляторов и помещений, функционирующих в режиме СИЗО, освобождено 65 282 человека, в том числе:

— по обвинительным приговорам с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно — 24 001 человек;

— за прекращением дел судами и оправдательными приговорами — 3 024 человека;

— за прекращением дел органами следствия и дознания — 421 человек;

— за изменением меры пресечения — 11 417 человек;

— по обвинительным приговорам без назначения наказания — 114 человек;

— по обвинительным приговорам с назначением наказания и освобождения от его отбывания — 548 человек;

В порядке ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» — 537 человек;

— по отбытии наказания — 20 009 человек;

— условно-досрочное освобождение — 4 702 человека;

— по постановлениям прокуратуры в связи с непоступлением запроса  на экстрадицию либо отказом в экстрадиции — 231 человек;

По иным основаниям, предусмотренных законом (амнистия, помилование, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания) — 278 человек.

По состоянию на 01.01.2010 в СИЗО и ПФРСИ содержалось:

— 7704 человека, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой тяжести;

— 28 990 человек, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления средней тяжести.

Всего в 2009 году поступило в следственные изоляторы:

— 138 940 подозреваемых и обвиняемых за преступления небольшой и средней тяжести.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: