Новосибирск
28.10.2010 00:00:00
Олег Галыгин
Юрий Петухов:  «Модернизация избирательной системы должна продолжаться»
Процесс совершенствования законодательства является, как известно, непрерывным. В полной мере это относится и к такой важнейшей сфере, как избирательная система.

В последнее время в законы, регулирующие ее, внесены изменения, и еще целый ряд возможных нововведений активно обсуждается сейчас в Госдуме. Речь идет, например, о создании равных условий для политических партий и других не менее актуальных вещах. Но, помимо изменения нормативной базы, большое влияние на выборы оказывает и внедрение современного технического оборудования, предназначенного, в частности, для электронного подсчета голосов. Предполагается, что уже в ближайшие годы подавляющее число участков для голосования будет оснащено в России такой техникой.

Рассказать обо всех этих усовершенствованиях мы попросили председателя Новосибирской городской избирательной комиссии, к.ю.н. Юрия Петухова.

— Юрий Федорович, не могли бы вы сначала объяснить, какие законодательные изменения, регулирующие избирательную систему, уже приняты?

— Среди законов, уже вступивших в силу, необходимо отметить тот, который фактически отменил институт досрочного голосования на выборах органов местного самоуправления. Напомню, когда мы выбирали наш Совет депутатов города Новосибирска, избиратели могли воспользоваться правом на досрочное голосование. Теперь досрочное голосование будет применяться только на отдельных избирательных участках, расположенных в отдаленных и труднодоступных местах, а также на судах, которые находятся в день голосования в плавании, и на полярных станциях.

На мой взгляд, целесообразно было бы не отменять этот институт, а более четко регламентировать его, закрепив в законодательстве обязательность представления документа, подтверждающего уважительную причину, по которой избиратель не может прибыть на избирательный участок в день выборов. А так мы фактически лишаем возможности проголосовать избирателей, которые работают в день голосования, например, членов участковых избирательных комиссий, сотрудников правоохранительных органов, которые задействованы в обеспечении общественного порядка в день голосования, потому что они находятся на избирательных участках с момента открытия — с 8 часов утра и до завершения работы — до 20 часов. Но федеральный законодатель решил по-другому, и наша задача — исполнять закон.

Кроме того, в начале октября 2010 года Президент РФ подписал закон, вносящий изменения в отдельные нормативные акты, касающиеся использования открепительных удостоверений. Теперь законодателем детально регламентирован порядок изготовления, учета, их использования и хранения. При этом одновременно внесены изменения и в Уголовный и Административный кодексы в части регламентации ответственности за нарушение установленного законодательством порядка выдачи и использования открепительного удостоверения, например, за использование заведомо поддельного открепительного удостоверения и другие нарушения. Но я хочу отметить, что возможность голосования по открепительным удостоверениям допускается, только когда мы избираем органы федеральной или региональной власти, но не на муниципальных выборах.

Еще одно вполне логичное нововведение — увеличение срока полномочий избирательных комиссий разного уровня до пяти лет. Чаще формировать их состав нет просто смысла — ведь, как вы, наверное, знаете, срок полномочий Президента РФ и Государственной Думы продлен до шести и пяти лет соответственно, да и сроки полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, как правило, составляют пять лет.

Что касается политических партий — те из них, которые не преодолели семипроцентный барьер на выборах в Госдуму, но набрали свыше пяти процентов, могут рассчитывать на один депутатский мандат, если получили шесть процентов — то на два депутатских мандата. И в соответствии с изменениями в ФЗ «О политических партиях» такие политические партии признаются партиями, представленными в Государственной Думе Федерального собрания РФ. Все это делается, чтобы усилить политическую конкуренцию в стране и дать так называемым «малым» партиям дополнительные стимулы проявлять активность и выдвигать своих кандидатов на федеральных, региональных и местных выборах. Отдельно хотелось бы остановиться на изменениях в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в части обеспечения равенства зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в случае предоставления помещения для проведения агитационных мероприятий. Кстати сказать, эти изменения инициированы Президентом РФ.

— Что это за изменения и каким образом равный доступ предполагается контролировать?

— Сейчас, согласно новому законодательству, предоставив помещение для предвыборной агитации зарегистрированному кандидату или избирательному объединению, собственник или владелец такого помещения должен не позднее чем на следующий день после предоставления помещения уведомить в письменной форме избирательную комиссию об этом факте и об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям. Немаловажно, что закон предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленного порядка предоставления помещения.

Я думаю, проконтролировать исполнение будет не так уж и сложно — ведь участники избирательного процесса очень внимательно следят друг за другом, и тем более, когда речь идет о проведении встреч с избирателями.

— Есть какие-то законодательные нововведения, которые еще находятся в стадии обсуждения?

— Да, как вы, наверное, знаете, сейчас действует закон, по которому партиям предоставляется эфирное время для освещения их политической деятельности. В настоящее время обсуждается законопроект о том, что предоставляемое эфирное время должно приходиться на прайм-тайм.

Другим законопроектом, внесенным в Государственную Думу, предполагается увеличение до десяти количества кандидатов в общефедеральной части партийного списка при выборах депутатов в данный орган власти. Еще одно предложение касается увеличения предельного размера федерального избирательного фонда политических партий на выборах в Государственную Думу с 400 миллионов до 700 миллионов рублей. Это, по-моему, также вполне разумно.

Из других новелл избирательного законодательства нельзя не упомянуть относящиеся к избирателям с ограниченными возможностями — в данной сфере система также совершенствуется, и предполагается законодательно закрепить ряд гарантий в части выдвижения, информационного обеспечения, голосования такой категории избирателей. Все это важно, чтобы обеспечить нашим избирателям равные возможности.

— Не могли бы вы рассказать, какое новое оборудование предполагается внедрять в избирательной системе России?

— Развитие информационных технологий во многом определяет уровень общественного развития страны. А избирательный процесс не может быть вне общества, так что его модернизация должна продолжаться, и в последнее время идет она в России весьма активно, я имею в виду прежде всего применение программно-технических средств, предназначенных для подсчета голосов. Так называемое «электронное голосование».

Понимая актуальность модернизации избирательного процесса, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов обратилась в ЦИК России с просьбой организовать выставку и презентацию таких программно- технических средств для наших муниципальных комиссий. Центризбирком пошел нам навстречу, и в мае этого года в ходе конференции секции АСДГ по вопросам организации муниципальных выборов Федеральный центр информатизации при ЦИК РФ с участием фирм-разработчиков представили свои разработки. В ходе конференции мы смогли поговорить со специалистами и разработчиками и на практике познакомиться с рядом новых систем. В первую очередь это КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней) и КЭГи (комплексы электронного голосования), а также автоматизированное рабочее место участковой избирательной комиссии (АРМ УИК) и система ГЛОНАСС — отдельные элементы этой системы могут применяться для контроля за перевозкой избирательной документации.

На прошедших выборах в единый день голосования 10 октября в целом в РФ КОИБы применялись на 1628 избирательных участках (в том числе и на выборах в Законодательное собрание нашего региона). Фактически повсеместно отрабатывается практика применения указанных средств в ходе голосования и подсчета голосов. Применение указанных средств позволяет оперативно подводить итоги голосования. Предполагается, что на предстоящих выборах в Госдуму уже до 10% всех избирательных участков страны будут оснащены этим оборудованием, а к 2015 году планируется достигнуть показателя в 96%, это, как видите, огромный качественный скачок.

— А в других странах все это уже, наверное, давно применяется?

— Надо отметить, что во многих государствах применяются различные системы электронного голосования. На мой взгляд, интересен опыт Бразилии. В октябре представители ЦИК побывали в Бразилии, где проходили выборы президента, губернаторов 27 штатов и представителей других органов власти. Так вот, в этой латиноамериканской стране, где насчитывается около 135,8 миллиона избирателей, повсеместно действует система электронного голосования и подсчета голосов, которая является одной из немногих наиболее завершенных и в течение многих лет неоднократно отработанной на практике. С помощью этой системы результаты выборов 3 октября были подведены в течение пяти часов с момента закрытия избирательных участков. И по итогам голосования в избирательные органы не было подано ни одной жалобы на подсчет голосов. На этом примере очевидно, что вышеупомянутые технические усовершенствования не только упрощают выборы, но и повышают к ним доверие жителей. А ведь именно к этому все мы стремимся.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей