Новосибирск 11.8 °C

2010: год учителя. Негосударственные вузы: проблемы и перспективы

11.11.2010 00:00:00
2010: год учителя. Негосударственные вузы: проблемы   и перспективы
Негосударственные вузы начали появляться на постсоветском пространстве уже достаточно давно. И сейчас в России их насчитывается не так уж мало. Причем именно Новосибирск лидирует в Сибирском федеральном округе по числу студентов, которые обучаются в таких учебных заведениях.

Но вместе с тем именно судьба негосударственных вузов почему-то часто ставится под вопрос, в обществе начинаются разговоры об их закрытии или о резком сокращении их количества и т. д.

На деле ничего подобного пока не было и, вероятно, не ожидается. А рассказать о настоящих перспективах негосударственных вузов мы попросили руководителей двух таких структур, работающих в нашем городе.

Надежда Вавилина, ректор Нового сибирского института, член Общественной палаты РФ:

— Говоря о негосударственных вузах, нужно сразу отметить, что в них обучается только около 10% сегодняшних студентов. И доля эта в последнее время несколько сократилась. Но при этом примерно 70% всех студентов-платников учатся в государственных вузах на их платных отделениях. Как видите, здесь сложно говорить о разделении наших высших учебных заведений только по простому принципу: платное образование или бесплатное.

Нужны иные критерии, и именно о них мы совсем недавно говорили на пленарном заседании Общественной палаты России, посвященном проблемам высшего образования. Там министр образования и науки и его заместители озвучили позицию, которую сейчас по отношению к вузам займет государство. Речь идет о законодательстве, касающемся аккредитации таких учреждений. И, аккредитуя вузы, государственные органы будут обращать внимание в первую очередь на качество образования, которое способен дать своим студентам тот или иной вуз, и, что немаловажно, на условия обучения, которые в нем созданы.

И тут у негосударственных высших учебных заведений могут возникать определенные сложности. Ведь, например, в государственных изначальный уровень подготовки абитуриентов несколько выше. По вполне объективной причине — многие юноши и девушки пытаются поступить сначала на бесплатное отделение, а потом, не набрав нужных баллов, идут в тот же университет или академию, но уже на платной основе. Но вместе с тем я знаю и негосударственные вузы, где балл для поступления достаточно высок и куда идут очень подготовленные люди. И тем более, повторяю, в конце концов, качество, то есть подготовленность выпускников, будет проверяться и у государственных, и у негосударственных вузов по одним критерием. Так что от нас в конечном итоге зависит, сможем ли мы им соответствовать.

Еще один немаловажный вопрос — условия обучения, здесь не последнюю роль играет материально-техническая база. Но большинство негосударственных вузов все-таки не занимается обучением студентов каким-то техническим специальностям, где учебный процесс требует сложного оборудования. Разумеется, нам было бы сложно конкурировать с государственными учебными заведениями, которые готовят инженеров и где лаборатории, оборудование, условия для опытов, — все это формировалось десятилетиями и при большой поддержке бюджетных денег. В принципе материальная база вузов, которые готовят нетехнические специальности, вполне может быть одинаковой у государственных и негосударственных.

Так что с точки зрения государственной аккредитации у негосударственных учебных заведений проблемы, конечно, есть, но не такие острые. Другое дело — сокращение числа поступающих. Из-за демографии такое сокращение будет иметь место, по крайней мере, до 2015 года. И с этим придется считаться, хотим мы этого или не хотим. Тем более что в условиях уменьшения общего числа абитуриентов большинство из них будут пытаться поступать на бюджетные места. Чем это грозит негосударственным вузам? Прежде всего, уменьшением (и, возможно, значительным) количества студентов, которые учатся на очном отделении. Для заочного (а также для уже внедряющегося дистанционного) это будет не так чувствительно. Думаю, потерю в очниках можно будет попытаться хотя бы отчасти компенсировать развитием других форм, таких как довузовское и дополнительное высшее образование. Негосударственные вузы активно занимаются такими видами обучения.

Но в целом я уверена, что ситуация с численностью поступающих в вузы абитуриентов заставит государственные вузы где-то закрывать свои филиалы и представительства, а негосударственные заставит объединяться. Только так можно выжить в данных условиях. И это, видимо, будет болезненный процесс именно для негосударственных вузов. Ведь зачастую они создавались как «детище» конкретного человека или группы единомышленников. И какая-то потеря самостоятельности, какое-то укрупнение, превращение нескольких учебных заведений в одно будет казаться потерей «своего дела», отказом от важного начинания. Тогда как филиал большого государственного вуза закрыть (а потом, наоборот, открыть) намного легче.

Но это объективный процесс, и негосударственные вузы к нему придут неизбежно, только так можно сократить издержки в новых непростых условиях. Мне бы хотелось обратиться к своим коллегам, руководителям таких учебных заведений и призвать их не бояться объединения. Невозможно игнорировать законы экономики, и в данном случае, создав совместно крупные учебные заведения, мы сможем сделать их более жизнеспособными.

Виктор Козодой, президент Сибирской академии управления и массовых коммуникаций, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:

— В нашем регионе соотношение государственных и негосударственных вузов остается в последние годы на прежнем уровне. Первых (включая филиалы) насчитывается 33, вторых — 11. Новые «игроки» на этом рынке вообще появляются теперь редко, поскольку процедура получения лицензии на такую деятельность крайне сложна. Например, наша академия была вынуждена в свое время пройти около 40 различных инстанций — и новосибирских, и московских. Все это было долго и очень «муторно».

Что касается уменьшения численности негосударственных вузов — мне не кажется, что в ближайшее время произойдет что-то подобное. Ведь на самом деле спрос на наши услуги есть, пока он не сворачивается, и это — главный показатель. А вот как раз у государственных университетов и академий впереди возможны некоторые проблемы. Ведь им скоро предстоит перейти в статус «автономных учреждений», и для кого-то это может стать серьезным испытанием.

Речь идет, скажем, о том, чтобы выполнять определенный «госзаказ» и не учить на бюджетных отделениях людей тому, что в обществе сейчас не востребовано. У нас, кстати говоря, подобная картина, к сожалению, наблюдается в некоторых педагогических вузах. Там порой готовят за бюджетные деньги людей, которые учатся просто ради диплома и даже изначально не собираются связывать свою жизнь с педагогикой.

В целом я вижу очень правильное стремление в политике нашего государства — сбросить с плеч «груз» вузов, которые не являются по большому счету какими-то профильными и не готовят определенных специалистов. Мне, кстати, кажется неправильным, если в тех же педагогических вузах параллельно с учителями учат кого угодно — менеджеров, юристов и т. д., и при этом в конце оттуда выходит очень мало людей, которые работают потом в школах.

Часто можно услышать аргумент о якобы «некачественном высшем образовании», которое дается в негосударственных высших учебных заведениях. По-моему, это просто досужие разговоры. Аккредитацию и лицензирование мы проходим абсолютно так же, как государственные вузы. И в той же нашей академии 70% преподавателей — это кандидаты и доктора наук. И вообще «платность образования» не может быть критерием качества — достаточно посмотреть на западный опыт, и все становится ясно. Кстати, для справки, в государственных вузах две трети студентов учатся на платной основе — как и у нас.

Негосударственные вузы могут работать ничуть не хуже других. Более того, у нас в САУМК, например, уже изначально ориентируются на заказ, существующий в обществе, на подготовку тех специалистов, которые на рынке востребованы. Мы с самого начала делали так и предлагали абитуриентам не одни только «корочки», а именно обучение профессии, которая может их обеспечить, дать им хороший заработок, карьеру и т. д. При этом мы сразу старались создать студентам наиболее удобные условия для обучения, чтобы сами учебные программы, оборудование и другие факторы помогали приобретать знания и необходимые практические навыки. Вот к этому, на мой взгляд, многим государственным вузам еще предстоит прийти. Мы их опередили в этом, и значит мы — более конкурентоспособны.

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК» И МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ИНФОРМАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: