После перестройки в стране образовался рынок так называемых снэков — легких блюд для перебивания аппетита. Крекеры, кукурузные палочки, орешки, чипсы и даже шоколадные батончики заполнили российские магазины и к концу 1990 х годов уже успели надоесть покупателям. Не было среди этого потока мелких, вредных и дешевых продуктов только одного — сухариков. Этот пробел в 1999 году восполнила новосибирская компания «Сибирский берег».
Бренд сухариков «Кириешки» за пару лет стал знаменитым на всю Россию. Интересно, что само название до 1999 года принадлежало санкт-петербургскому ООО «Гранд», которое то ли не захотело, то ли не смогло реализовать идею сухариков самостоятельно. В результате торговую марку выкупили учредители «Сибирского берега», которые в конце 1990-х еще учились в Новосибирском государственном университете. Первый небольшой цех мог выпускать 3 000 пакетиков «Кириешек» в сутки, поэтому на первых порах сухарики получили известность только в Новосибирске.
Феномен «Кириешек» в том, что марка живет, несмотря на общеизвестный факт: ничего полезного в этом продукте нет. В 2010 году шестиклассница из Бурятии Марина Сампилова написала научную работу на тему «Кириешки»: вред или польза?» Вывод этой работы таков: «Кириешки» однозначно не полезны, так как содержат пищевые добавки Е-631 и Е-627, запрещенные в детском питании, а также печально известный усилитель вкуса — глютамат натрия.


