Создание студий творческого развития при обычных школах по всей стране – задача благотворительного фонда Константина Хабенского, созданного им три года назад. Первые позитивные результаты уже достигнуты в Перми, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани. А в сентябре заслуженный артист России открыл ещё несколько студий – в Воронеже, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле и Новосибирске.
Принцип – не испортить
— Константин, одна из целей ваших студий — «не испортить детей актёрством». Вы не превращаете их в подобие «фабрик звёзд» или в «киноинкубаторы». На самом деле испортить юного человека перспективой лёгкой славы, заразить звёздной болезнью или отравить дурной театральностью легко…— Потому мой главный принцип – не навредить. Студии действительно не готовят школьников к поступлению в театральные вузы или к съёмкам в кино, потому в них отсутствует кастинг, принимаются все желающие. Но, я считаю, занятия актёрским мастерством, пластикой, культурой речи как нельзя лучше способствуют раскрепощению личности. Я хотел бы, чтобы в результате занятий дети научились свободно высказывать личное мнение, не стесняться своих чувств и эмоций, своего тела. Стали бы открытыми, коммуникабельными.
— Как в Америке?— Почему как в Америке?
— Потому что вы в последнее время много снимаетесь в Америке. У вас такие партнёрши – Анджелина Джоли, Мила Йовович... И раз уж вы задумываетесь о воспитании, о дополнительном образовании детей, наверняка сравнивали, какая система лучше – наша или западная.— В любой системе образования есть плюсы и минусы. Я не стану утверждать, что в США или в Западной Европе детей воспитывают лучше. Но там уровень толерантности выше, и дети чувствуют себя свободнее, увереннее. Я вообще затеял эксперимент с созданием студий с театральным уклоном из эгоистических соображений. Хочу, чтобы будущие поколения не стремились уезжать из России, трудились бы и реализовывали способности здесь и обеспечивали нам с вами достойную старость, достойные пенсии.
О деньгах ни слова— На самом деле это государственная задача. Государство старается её решить, но никак не через школы с театральным уклоном.
— А я, будучи актёром, знаю проблему со своего угла зрения. Я задумался о проблеме, когда лет 10 назад побывал в подмосковном Доме ветеранов сцены, иначе говоря, в доме престарелых, где в унизительно плохих условиях содержатся одинокие немощные артисты. И я знаю не понаслышке, как трудно живут не одинокие, вполне востребованные артисты в провинции, каков уровень зарплат. Отсюда возникла идея: почему бы не привлечь артистов к занятиям с детьми? Актёры получат дополнительный заработок, а дети – дополнительные знания, умения, навыки, которые помогут им в будущем.— Финансовоёмкая задача.
— Отнюдь нет. Для детей обучение бесплатное, я прошу родителей только об одном – обеспечить их гимнастическим трико и чешками для занятий. Школа безвозмездно предоставляет помещения.— Но зарплату-то актёрам-педагогам платите вы?
— Плачу. Давайте не будем говорить о деньгах.— Хорошо, не будем. Давайте поговорим, например, об удовольствиях. Вы находите удовольствие в еде, во вкушении изысканной пищи? Вы гурман?
— Н-ну, я не могу сказать, что мне всё равно, что есть. Но я не особый гурман.— У вас есть предпочтения относительно брендов одежды? Вам важно, какой на вас костюм?
— Я предпочитаю одежду чёрного цвета, в качестве дополнений – серого и синего. Бренды не особо важны. А почему вы об этом спрашиваете?— Чтобы убедить вас, что разговаривать о пустяках бессмысленно. Я тоже люблю лаконичный чёрный цвет за то, что он стройнит, дисциплинирует. Примерно так же рассуждают, скажем, две трети женщин планеты. Но эта унифицированность мышления их никак не характеризует. А вот ваше отношение к детям, забота о будущем лично вас характеризуют.
— Вы меня убедили. Спрашивайте.Я учусь у всех людей
— Вы согласны с тем, что учиться можно и нужно не только у мудрых, опытных людей, но и у детей? Вы у своего сына Ивана чему-нибудь научились?— Я вообще учусь у всех людей, независимо от возраста, которые мне интересны.
— Значит, в первую очередь у сына.— Вы правильно поняли. Ещё я многому учусь у друзей.
— А кто ваши друзья? Михаил Пореченков?— Миша, конечно. А перечислять имена других бессмысленно, вряд ли вы их знаете. Они не имеют отношения к искусству.
— Значит, вас иногда настигает усталость от искусства? Хочется общаться с представителями других профессий?— Иногда возникает усталость и от людей, и от своей профессии. Я обыкновенный человек, который не любит работать, который любит бездумно лежать, дремать перед телевизором. Впрочем, может, мне кажется, что я люблю лежать, потому что я это крайне редко делаю. Я, признаться, и дома, в Москве, бываю редко. Прилетаю примерно на пять дней в месяц.
Ребёнок в каждом взрослом— Выкраиваете время в графике съёмок, чтобы сыграть спектакли в МХТ?
— Да. Прилетаю, чтобы сыграть, а после спектаклей жаль костюм снимать, жаль свою гримерку покидать, из театра выходить...Вот вы спрашивали про удовольствия. А надо было спросить, на что я отзываюсь, на что реагирую. Я вдруг понял, что остро реагирую на красоту. Меня всегда пронзала красота во всех её проявлениях – в погоде, в природе, красота музыки, красота внешности, жеста, поступка и так далее. Когда я вижу красивые природные места в России, я испытываю прилив патриотических чувств, уж простите за пафос. Объективно говорю, что столько красивых девушек, женщин, как в Новосибирске за один день, я не видел в Голливуде за недели и месяцы. В театре «Красный факел» я общался с очень красивыми актрисами, которые будут преподавать в моей студии, — это Владислава Франк, Наталья Резник, Виктория Левченко и Валерия Кручинина. Да и куратор проекта – Ирина Васильевна Кулябина – не актриса, но настоящая красавица, у неё очень хороший вкус. К тому же меня растрогало, что в её машине хранятся игрушки, плюшевые львята.
— В каждом взрослом человеке сохраняется ребёнок.— Да, конечно, сохраняется, если он человек.
— А в вас что детское сохранилось? Может, вы дорожите детскими впечатлениями о театре, не отравившими вас «театральщиной»?— Нет, я в детстве вовсе не рвался в театр смотреть спектакли. А сам впервые вышел на сцену в 9-м классе, играл заглавную роль в «Гамлете» на английском языке, которым владел скверно. Ужасное воспоминание, я был весь в поту от страха и непонимания того, что творю, что говорю.
— А сейчас-то вы английским языком овладели в совершенстве, имея опыт съёмок в Штатах? Догадываюсь, ваша борода и отросшие, зачёсанные назад волосы – это тоже для съёмок в Голливуде?— Для съёмок.
Дружба – слишком сильное слово— Задам прямой вопрос: вы действительно подружились с Брэдом Питтом, потому согласились сниматься с ним в фильме, который Питт продюсирует?
— Дружба – это слишком сильное слово, весомое понятие. У нас возникло взаимопонимание. А ещё у нас возникло желание учить языки, у него – русский, у меня – совершенствовать английский.— А кого вы будете играть?
— Русского друга Брэда Питта.— Тогда зачем вам английский?
— Для мирового проката. Фильм-катастрофа «Мировая война Z» создаётся по нашумевшему роману Макса Брукса. Съёмки ведутся в нескольких странах. Брэд и я играем чудом уцелевших свидетелей катастрофы. Это настолько масштабный и длинный проект, что в прокат картина выйдет через полтора года. Я за это время планирую создать ещё примерно 10 студий творческого развития при школах в разных городах России, планирую провести весенний фестиваль наших студий. Город пока не выбрал. Скорее всего, это будет Казань. Хочу, чтобы в каждой студии создавалась своя газета со стихами, рисунками, фотографиями учеников и чтобы разные города обменивались этими газетами.— Я поняла, что вы занялись созданием студий всерьёз и надолго. А сможете ли вы лично контролировать результативность занятий, учитывая, что у вас на ближайшие полтора года ещё два кинопроекта?
— Буду стараться. Мне хочется как можно скорее вернуться в Новосибирск, мне реально интересно, что происходит в студиях Екатеринбурга, где дети уже начали снимать короткометражные фильмы. А ещё более интересно поработать на съёмках в Перми, где студийцы будут участвовать в съёмках фильма «Географ глобус пропил» по замечательной пьесе драматурга Алексея Иванова.— Сыграете географа?
— Сыграю (он выразительно посмотрел на часы. – Прим. авт.).— Можно последний вопрос? Что вы цените в красивых женщинах помимо красоты?
— Я и в женщинах, и в мужчинах ценю ум, интеллект, чувство собственного достоинства. Насчёт мужчин как-то не хочется рассуждать, а умные женщины, по-моему, априори красивы…