Новосибирск 9.4 °C

Учебная тревога

07.10.2011 00:00:00
Учебная тревога
На днях широко отмечался День учителя. Были торжественные речи, слова благодарности, поздравления, цветы. Но мы решили приурочить к этому празднику проблемный материал.

 Именно потому, что наших детей воспитывают педагоги. Воспитывают и учат, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением. Поэтому понятно, что проблемы образования затрагивают не только самих педагогов, но и всё общество.

Об основных недостатках образовательной системы широко известно — это часто обсуждается в СМИ. Но что думают об этом сами педагоги? Мы предоставили слово профессионалам, работающим «на земле», — преподавателям НГПУ. Они преподают в вузе и работают в школе. Это дает им возможность видеть проблемы не только высшего, но и среднего образования.

Детей воспитывает шоу-бизнес

– На федеральном уровне к образованию не проявляется достойного внимания, — рассуждает Ирина Зайдман, заведующая кафедрой теории обучения русскому языку и педагогической риторики НГПУ. — В СМИ показывают тех учителей, которые нарушили этические или другие нормы. К примеру, оскорбили ученика. Об этом знает вся страна. Эти материалы формируют негативный образ учителя. Ведь никто не задумывается, что речь идёт лишь о конкретном педагоге. Тогда возникает другой вопрос — где положительные публикации об учителях? Таких материалов катастрофически мало. Как ученик может хорошо относиться к учителю (я уже молчу об уважении), когда его окружает такая негативная информация?

Редко на центральных каналах увидишь, хотя бы в День учителя, душевный материал о хорошем педагоге. Все сводится к официальному поздравлению от чиновников.

– К сожалению, в нашем современном обществе не знают авторитетных педагогов, — соглашается Юлия Бокарева, доцент кафедры современного русского языка НГПУ. — Об учителях начальных классов вообще практически не говорят. А ведь за свою жизнь они научили не одну сотню детей читать и писать. Эти люди заслуживают общественного внимания. Действительно авторитетными в наше время являются представители шоу-бизнеса — они задают парадигму мышления всего общества. Социально одобряемым считается подражать этим людям — в одежде, поведении и даже нравственности. Между тем в истории нашей культуры властителями умов всегда были литераторы, педагоги, философы, историки...

Деньги всему голова

– Существует значительная диспропорция между зарплатой школьного учителя и вузовского преподавателя, между начинающим и опытным педагогами, — продолжает Ирина Наумовна. — Да, зарплата повышается. Но это происходит оттого, что учитель берёт на себя большую нагрузку. Сейчас выходит так, что школьный учитель в среднем получает больше, чем преподаватель в вузе. Вот, беру квитанцию заработной платы доцента. Он получает на ставку 11641 рубль. Старший преподаватель получает ещё меньше. В то время как моя аспирантка с двухлетним стажем получала около 18 тысяч – в школе.

А что касается материально-технической оснащенности школ, то она оставляет желать лучшего.

– Мы проходим литературу по программе Коровиной – это шесть частей учебников. А из Москвы к нам пришла только 1-я часть – сейчас мы её уже заканчиваем, – говорит Александра Весенко, учитель русского языка и литературы в школе-интернате № 39 для детей с нарушением зрения. – Но ученикам нужно читать и другие произведения из этих учебников.

Мне не хватает знаний, учебно-методических пособий по методике преподавания русского языка незрячим детям. Порой я затрудняюсь в объяснении материала. Не хватает наглядных пособий, так как одним учебником сложно обойтись. Нужно что-то дополнительное…

– Сейчас, конечно, можно найти конкурсы и гранты для учителей и для школ, — признается Ирина Наумовна. — Но нужно понимать, что хорошо оснащённая школа имеет больше шансов выиграть грант — у нее есть и техническая база, и деньги, чтобы пригласить научного консультанта. Выходит, что та школа, у которой и без того всё неплохо, получает дополнительные средства на ещё большее развитие. А то учебное заведение, которое нуждается в деньгах, часто не может их получить таким способом.

– Неким следствием проблем учителей является повсеместное снижение у учеников мотивации к обучению, — признается Ирина Зайдман. — Если раньше это явление наблюдалось только в старших классах, то теперь оно встречается и в начальной школе. Эта проблема требует специального научного исследования. С другой стороны, возможно, снижение мотивации связано с тем, что сейчас человек получает информацию в готовом виде, без собственных интеллектуальных усилий…

Интеллигентная элита?

– Педагог испытывает большие эмоциональные и психологические нагрузки, — объясняет Ирина Наумовна. — К этому прибавляется огромное количество бумаг и документов, с которыми надо работать. Есть даже такое понятие — синдром хронической усталости, часто наблюдающийся у учителей. Учителя должны сотрудничать с библиотекой, консерваторией, филармонией, картинной галереей, клубами по месту жительства. В результате бедный преподаватель не спит ночами — готовится к уроку, проверяет тетради, работает с документами. Ему некогда узнавать о новых тенденциях в педагогике, чтобы улучшить качество своей работы. Никто не думает разгрузить учителей от обязанностей, которые не связаны с обучением и воспитанием.

– Я наблюдаю наступление бюрократизма, — поддерживает Юлия Бокарева. — Всё живое и творческое уходит из профессии — на это элементарно нет времени! Всё, чем ты занимаешься, — заполнение бесконечных бумажек. Складывается такое впечатление, что кроме этой работы мы вообще ничего не делаем. Из-за этого мы не можем качественно подготовиться к занятию. Грубо говоря, на каждый новый тест нужно создать 10 документов, и только потом его можно внедрять в практику. «Застывающий цемент» — так я могу охарактеризовать состояние современного образования.

Отсюда вытекает ещё одна проблема — остановка в профессиональном и общекультурном развитии. Учитель должен быть интеллигентной элитой. Но многие преподаватели не могут сходить в театр или филармонию. Кому-то не хватает времени, другим – денег. Некоторые учителя не владеют, так сказать, общекультурным фоном. К сожалению, это передается и детям.

Сборная солянка

– Общая проблема всех уровней современного образования – разобщённость, — утверждает Ирина Катенева, доцент кафедры журналистики НГПУ. — В советское время все образование существовало в рамках одной модели — в детском саду детей готовили к школе, в средних учебных заведениях давали такие знания, которые становились базой для вузовской системы. Сейчас получается так: когда вчерашний школьник приходит в вуз, ему часто прямым текстом говорят: «Забудь то, чему учили в школе».

– Современные дети нередко испытывают глубокий стресс, — подхватывает Ольга Пискун, преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологии. – За годы обучения на детях испытывают различные программы образования, методы педагогики. А ведь каждая программа и метод могут дать хорошие результаты только в комплексе. При постоянных экспериментах развитие ребёнка может получиться однобоким. Также сказывается частая смена учителей – ведь класс привыкает к педагогу. Процессы адаптации могут проходить очень болезненно.

– К сожалению, приходится говорить о том, что качество подготовки учащихся в школах значительно снижается, — говорит Ирина Геннадьевна. — Я это связываю с современной системой проверки знаний школьника – с введением ЕГЭ. Проведение постоянных тестирований не развивает умения анализировать, сопоставлять, умения думать и чётко выражать свои мысли. В результате в вуз приходят «полумолчащие» студенты, которые не могут аргументированно высказать свою точку зрения.

– В ходе проверки письменных работ я поняла, что большинство современных студентов не способны создавать связные тексты, – подчёркивает Юлия Бокарева. — Получаются отдельные информационные куски, перемешанные, как винегрет.

Новая система

– Вообще, вуз подразумевает более высокую степень подготовки и широту кругозора студента, — утверждает Ирина Катенева. – Но часто на учебных парах с первокурсниками мне приходится проводить ликбез, вместо того чтобы рассказывать новый материал. Студенты не знают элементарных основ истории. Например, в студенческой трактовке Древняя Русь существовала в 15–16 веках. Я уж не говорю о знаниях в сфере русского языка и литературы. И это идёт со школы.

– Да, внедрение новой системы образования вызывает некоторые сомнения, — говорит Юлия Михайловна. — Нас заставляют переписывать отработанные годами программы. Знания, умения, навыки зачем-то заменили компетенциями. А чем это качественно отличается от того, что мы преподавали раньше?

– Все свои пробелы студенты должны ликвидировать сами, так как система бакалавриата подразумевает большую самостоятельную подготовку, самообразование, — рассказывает Ирина Геннадьевна. — Это западная модель, в основе которой лежит право выбора. Так, в Америке детей чуть ли не с детского сада учат выбирать предметы и кружки для дополнительного образования. У нас совершенно другая культура и образовательная парадигма.

– В ближайшие годы на рынок будут выброшены бакалавры, магистры и специалисты, — прогнозирует Ирина Катенева. — Работодатели будут просто дезориентированы в выборе сотрудников. Специалисты — это недоделанные магистры или бакалавры — это недоделанные специалисты? Непонятно. Зачем все эти новые программы, когда советская система образования до сих пор считается одной из лучших в мире?

Справка

В Новосибирской области 1078 школ. В этом году в них учатся 269 тысяч школьников — это на 13,5 тысячи больше, чем в прошлом году. В системе общего образования работают 20 тысяч учителей.

В Новосибирске 11 университетов, 8 академий, 13 институтов. Кроме того, работают 14 филиалов вузов других городов России. В высших учебных заведениях учатся 153700 студентов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: