Именно потому, что наших детей воспитывают педагоги. Воспитывают и учат, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением. Поэтому понятно, что проблемы образования затрагивают не только самих педагогов, но и всё общество.
Об основных недостатках образовательной системы широко известно — это часто обсуждается в СМИ. Но что думают об этом сами педагоги? Мы предоставили слово профессионалам, работающим «на земле», — преподавателям НГПУ. Они преподают в вузе и работают в школе. Это дает им возможность видеть проблемы не только высшего, но и среднего образования.
– На федеральном уровне к образованию не проявляется достойного внимания, — рассуждает Ирина Зайдман, заведующая кафедрой теории обучения русскому языку и педагогической риторики НГПУ. — В СМИ показывают тех учителей, которые нарушили этические или другие нормы. К примеру, оскорбили ученика. Об этом знает вся страна. Эти материалы формируют негативный образ учителя. Ведь никто не задумывается, что речь идёт лишь о конкретном педагоге. Тогда возникает другой вопрос — где положительные публикации об учителях? Таких материалов катастрофически мало. Как ученик может хорошо относиться к учителю (я уже молчу об уважении), когда его окружает такая негативная информация?
– К сожалению, в нашем современном обществе не знают авторитетных педагогов, — соглашается Юлия Бокарева, доцент кафедры современного русского языка НГПУ. — Об учителях начальных классов вообще практически не говорят. А ведь за свою жизнь они научили не одну сотню детей читать и писать. Эти люди заслуживают общественного внимания. Действительно авторитетными в наше время являются представители шоу-бизнеса — они задают парадигму мышления всего общества. Социально одобряемым считается подражать этим людям — в одежде, поведении и даже нравственности. Между тем в истории нашей культуры властителями умов всегда были литераторы, педагоги, философы, историки...
– Существует значительная диспропорция между зарплатой школьного учителя и вузовского преподавателя, между начинающим и опытным педагогами, — продолжает Ирина Наумовна. — Да, зарплата повышается. Но это происходит оттого, что учитель берёт на себя большую нагрузку. Сейчас выходит так, что школьный учитель в среднем получает больше, чем преподаватель в вузе. Вот, беру квитанцию заработной платы доцента. Он получает на ставку 11641 рубль. Старший преподаватель получает ещё меньше. В то время как моя аспирантка с двухлетним стажем получала около 18 тысяч – в школе.
– Мы проходим литературу по программе Коровиной – это шесть частей учебников. А из Москвы к нам пришла только 1-я часть – сейчас мы её уже заканчиваем, – говорит Александра Весенко, учитель русского языка и литературы в школе-интернате № 39 для детей с нарушением зрения. – Но ученикам нужно читать и другие произведения из этих учебников.
– Сейчас, конечно, можно найти конкурсы и гранты для учителей и для школ, — признается Ирина Наумовна. — Но нужно понимать, что хорошо оснащённая школа имеет больше шансов выиграть грант — у нее есть и техническая база, и деньги, чтобы пригласить научного консультанта. Выходит, что та школа, у которой и без того всё неплохо, получает дополнительные средства на ещё большее развитие. А то учебное заведение, которое нуждается в деньгах, часто не может их получить таким способом.
Интеллигентная элита?
– Я наблюдаю наступление бюрократизма, — поддерживает Юлия Бокарева. — Всё живое и творческое уходит из профессии — на это элементарно нет времени! Всё, чем ты занимаешься, — заполнение бесконечных бумажек. Складывается такое впечатление, что кроме этой работы мы вообще ничего не делаем. Из-за этого мы не можем качественно подготовиться к занятию. Грубо говоря, на каждый новый тест нужно создать 10 документов, и только потом его можно внедрять в практику. «Застывающий цемент» — так я могу охарактеризовать состояние современного образования.
Сборная солянка
– Современные дети нередко испытывают глубокий стресс, — подхватывает Ольга Пискун, преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологии. – За годы обучения на детях испытывают различные программы образования, методы педагогики. А ведь каждая программа и метод могут дать хорошие результаты только в комплексе. При постоянных экспериментах развитие ребёнка может получиться однобоким. Также сказывается частая смена учителей – ведь класс привыкает к педагогу. Процессы адаптации могут проходить очень болезненно.
– В ходе проверки письменных работ я поняла, что большинство современных студентов не способны создавать связные тексты, – подчёркивает Юлия Бокарева. — Получаются отдельные информационные куски, перемешанные, как винегрет.
– Вообще, вуз подразумевает более высокую степень подготовки и широту кругозора студента, — утверждает Ирина Катенева. – Но часто на учебных парах с первокурсниками мне приходится проводить ликбез, вместо того чтобы рассказывать новый материал. Студенты не знают элементарных основ истории. Например, в студенческой трактовке Древняя Русь существовала в 15–16 веках. Я уж не говорю о знаниях в сфере русского языка и литературы. И это идёт со школы.
– Все свои пробелы студенты должны ликвидировать сами, так как система бакалавриата подразумевает большую самостоятельную подготовку, самообразование, — рассказывает Ирина Геннадьевна. — Это западная модель, в основе которой лежит право выбора. Так, в Америке детей чуть ли не с детского сада учат выбирать предметы и кружки для дополнительного образования. У нас совершенно другая культура и образовательная парадигма.
– В ближайшие годы на рынок будут выброшены бакалавры, магистры и специалисты, — прогнозирует Ирина Катенева. — Работодатели будут просто дезориентированы в выборе сотрудников. Специалисты — это недоделанные магистры или бакалавры — это недоделанные специалисты? Непонятно. Зачем все эти новые программы, когда советская система образования до сих пор считается одной из лучших в мире?
Справка
В Новосибирской области 1078 школ. В этом году в них учатся 269 тысяч школьников — это на 13,5 тысячи больше, чем в прошлом году. В системе общего образования работают 20 тысяч учителей.
В Новосибирске 11 университетов, 8 академий, 13 институтов. Кроме того, работают 14 филиалов вузов других городов России. В высших учебных заведениях учатся 153700 студентов.