Новосибирск 9 °C

Вся правда о качестве бензина

26.04.2013 00:00:00
Вся правда о качестве бензина
Корреспондент «Вечёрки» на один день сменил профессию, чтобы изучить многоступенчатую систему контроля качества нефтепродуктов, процедуру отпуска топлива на автозаправочной станции

Последнее время в Новосибирске не утихают споры о качестве топлива. Очередная волна недовольства поднялась после проверки общественниками качества бензина и дизтоплива на городских АЗС. Оказалось, что больше половины из 10 отобранных проб не соответствовали техрегламенту и ГОСТу. На автофорумах водители стали клеймить позором чуть ли не каждую заправку. Одни кричали, что бензин на АЗС разбавляют водой, другие жаловались на недолив в бензобаки, а третьи убеждали себя и общественность в том, что после слива топлива из бензовоза в резервуар автостанции сразу нельзя заправляться, так как со дна поднимается муть и грязь.

Корреспондент «ВН» решил разобраться в ситуации: действительно ли потребителя обманывают, или это всего лишь мифы, не имеющие под собой основы. Для этого пришлось на один день поменять профессию и сразу в трех ролях — заправщика, оператора и управляющего АЗС — самостоятельно выяснить все подробности. К тому же один из крупнейших представителей топливного рынка Новосибирской области специально для журналистов организовал «гембу для СМИ». (Гемба —слово японского происхождения, означающее «место, где производятся или продаются товары, оказываются услуги». В настоящее время применяется в терминологии менеджмента и обозначает «рабочее место». — Прим. ред.) Возможность проследить путь топлива от поставщика до конечного потребителя корреспонденты получили на АЗС «Газпромнефть».

Абсолютный контроль
Начала я с лаборатории, расположенной на территории городской нефтебазы. Все топливо, реализуемое на автозаправках сети «Газпромнефть» в Новосибирске и Новосибирской области, поступает с Омского нефтеперерабатывающего завода. В опломбированных железнодорожных цистернах оно поступает на нефтебазы, откуда потом доставляется бензовозами на АЗС. На каждом из этапов транспортировки осуществляется строгий контроль качества: проверки, паспорта, пломбы, печати.

Лаборанты на моих глазах измерили температуру и плотность и проверили только что поступившее топливо. Все показатели соответствовали ГОСТу.

— Основные химические показатели топлива в лаборатории определяются по двум десяткам методов, особое внимание уделяется содержанию серы, — объясняет заведующая лабораторией «Газпромнефть-Новосибирска». — Данный показатель тестируем на американском приборе, который за считаные минуты выдает чек с указанием процентного содержания серы в топливе. Кроме этих показателей, обязательно проверяется октановое число бензина. При его контроле используется специальная установка с одноцилиндровым двигателем, в которой регулируется степень сжатия. На табло высвечивается показатель детонации, чем он ниже, тем лучше. Все эти приборы и проверки нужны, чтобы определить, как ведет себя топливо в режимах малой и средней нагрузок двигателя внутреннего сгорания.

Как удалось выяснить, все нефтепродукты, проходящие проверку в лаборатории, соответствуют паспортам качества, которые получает каждая партия при отгрузке с завода. Только после такого тщательного контроля топливо попадает на хранение на нефтебазу, а затем, перед отправлением на АЗС, проверяется вновь и также сопровождается паспортом.

За выпечкой… на АЗС!
Пока мы ходили по кабинетам лаборатории и изучали все процессы, проголодались. А поскольку впереди предстояла работа на АЗС, решили там и пообедать. Есть миф, что кушать на территории заправочной станции опасно, так как все продукты там пропитаны запахом бензина. Ничего подобного, я сама всё попробовала. И осталась довольной и сытой… Булочки здесь высшего качества, вся выпечка поступает на АЗС в виде замороженных полуфабрикатов немецкого производства Wolf Butter Back. На автозаправочной станции есть все необходимое оборудование —промышленные разморозки, специальная мощная печь — пароконвектомат, холодильники, контролируемые автоматикой, а сотрудники проходят обучение. Такую выпечку, которая реализуется в сети АЗС «Газпромнефть», больше нигде не найти. Кроме того, мне довелось попробовать сэндвичи с курочкой чешской компании «Крокодайл». А кофе здесь продается только свежесваренный и по цене не в пример той, которую вы заплатите в городских кофейнях.

Смаковать вкус кофе я могла еще долго, но не весь день, ведь я — сотрудник АЗС. А оператор АЗС не только готовит булочки и отпускает топливо, но и отвечает за прием нефтепродукта. Сверка документов, паспорта качества, проверка пломб, поставленных на нефтебазе... Я и не могла предположить, что и на заправке за качеством такой контроль! Вместе с оператором лезу на бензовоз, сбиваем пломбу, открываем люк. Удивило, что цистерна изнутри блестящая, поступивший 92-й бензин чистый, как слеза. Но глазам не доверяем — регламент предписывает еще раз проверить качество топлива. Берем пробы, измеряем объем… Все в порядке! Даем добро на слив в резервуар.

Кстати, на этом этапе я окончательно убедилась в нежизнеспособности мифа про то, что бензин разбавляют водой. Осуществить это на АЗС «Газпромнефть» при такой жесткой системе проверок просто нереально.

Дела заправские
Пока топливо из бензовоза заполняло резервуар, я отправилась работать заправщиком, или оператором 2-го разряда. Кстати, после слива бензина его отпуск в течение 20 минут после отгрузки не производится. Объяснили — это время необходимо, чтобы выровнялся температурный режим и снялось статическое электричество с нефтепродукта, накопившееся во время доставки и слива.

Как оказалось, заправлять машины сложнее, чем кажется на первый взгляд. На АЗС, где я стажировалась, работает система постоплаты, когда машину сначала заправляют, а потом уже водитель производит оплату. Эта система удобна и позволяет экономить время, но от заправщика требует особой сноровки.

— Указать на топливно-раздаточной колонке количество литров или рублей, только потом вставить пистолет в бак, — объясняет мой наставник.

Кроме того, водителю нужно рассказать о преимуществах брендированного топлива G-Drive, которое повышает мощность и улучшает разгонную динамику автомобиля, сокращает расход топлива и выброс вредных веществ. А чтобы получить чаевые, нужно успеть протереть стекла, фары, номера и предложить подкачать колеса или залить воду в бачок омывателя. Все это для клиентов сети АЗС — бесплатно.

Благодаря четким наставлениям, я увлеклась процессом заправки авто. С помощью речевых клише старалась соответствовать корпоративным стандартам обслуживания. Когда бензобак был заправлен, я обязательно желала водителю счастливого пути.

Самой сложной для меня оказалась работа оператора АЗС. Требовалось правильно поздороваться с клиентом, уточнить, есть ли у него бонусная карта «Нам по пути», если нет — предложить приобрести. Затем следовало ненавязчиво поинтересоваться, не желает ли он кофе, выпечку, а также правильно провести кассовую операцию.

Мандраж… Сначала я путаю кнопки, заикаюсь, теряюсь при виде крупных купюр и никак не могу сосчитать, сколько нужно дать сдачи. А тут еще и топливные, банковские и бонусные карты. Замечаю, что у моей кассы выстроилась очередь, но, увидев мой бейдж стажера, водители с пониманием кивают и даже улыбаются.

Когда я все-таки разобралась с очередью из желающих заправиться и хотела передохнуть, выяснилось, что в обязанности оператора станции входит еще и уборка помещений и территории. Пришлось взять швабру, ведро и тряпку.

Больше всего мне понравилось быть управляющей АЗС: контролировать работу станции, проверять выкладку товаров в магазине и ценники, заполнять документацию и принимать товар, составлять отчет и планировать закупки.

25 миллилитров — в подарок
Естественно, я не могла уехать с заправки, не разобравшись еще с одним мифом: что на АЗС недоливают топливо в бензобак.

Попросила при мне произвести замеры объема и выдачи бензина топливораздаточной колонкой. Это оказалось целой наукой. Специальный, аттестованный Центром госстандартизации, мерник позволил мне увидеть объем залитого в него топлива до миллилитра. Так, в мерник залили из пистолета десять литров бензина АИ-95. Далее на шкале-уровне, которая нанесена на стеклянную трубку, мы увидели, что у нас получилось 10,025 литра. Перелили — но в пределах погрешности.

— Средняя погрешность для колонок считается нормальной, если не превышает 0,25%, то есть 25 миллилитров с 10 литров, — объяснил специалист по метрологии и дефектоскопии «Газпромнефть-Новосибирска». — По регламенту поверять каждую колонку на точность необходимо раз в неделю.

Подводя итоги стажировки, я в целом поняла, как устроена многоступенчатая система контроля качества нефтепродуктов, процедура отпуска топлива клиентам, а также убедилась, что ни один из мифов, о которых заявляли водители, на АЗС сети «Газпромнефть» не имеет права на жизнь.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: