Обязательное страхование автогражданской ответственности было введено в нашей стране с июля 2003 года. Но даже спустя 10 лет именно ОСАГО вызывает больше всего нареканий. Автовладельцы жалуются на заниженные страховые выплаты за ДТП, а страховщики призывают ездить аккуратнее, тогда и компенсации будут не нужны.
Обсудить взаимные претензии, найти причины и выработать возможные способы решения проблем мы попытались, собрав за круглым столом в редакции «ВН» всех заинтересованных в том, чтобы полис «автогражданки» наконец заработал.
Комиссар вместо гаишника
— Закон об ОСАГО был призван защитить водителей от риска возмещения ущерба, который они могут нанести другим участникам дорожного движения, их здоровью и имуществу. Цель благая. Многие, наверное, помнят, какие споры разгорались на дороге в случае ДТП. И суммы за ремонт поврежденных авто выставлялись порой заоблачные, по принципу: кто сильней, тот и прав. Спустя 10 лет можем ли мы говорить, что закон сработал?
Геннадий Диомидович ПЛОТНИКОВ, председатель правления Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков:
— Конечно, сработал. И главная заслуга этого закона в том, что он защищает как потерпевшего, так и виновника аварии. Ведь до появления полисов ОСАГО виновники ДТП были вынуждены продавать машину, жилье, чтобы возместить ущерб. Сейчас компенсацией занимаемся мы — страховые компании.
Евгений Бойевич МИТРОФАНОВ, исполнительный директор Фонда защиты прав потребителей:
— Как автоюрист соглашусь, что закон себя оправдал, но остались некоторые недоработки. Одна из них — действие или бездействие сотрудников ГИБДД. Когда водители попадают в аварию и вызывают по телефону автоинспекторов, первый вопрос, который им задают: «Есть ли пострадавшие?» Узнав, что произошло столкновение с материальным ущербом, на том конце провода отвечают: «Ждите». А ждать можно по несколько часов.
Михаил Геннадьевич САФОНОВ, начальник отделения административной практики УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области:
— Неправда, даже в час пик наши экипажи стараются оперативно выезжать на место аварии. Но по регламенту в приоритетном порядке сотрудники ГИБДД прибывают на ДТП, в котором есть пострадавшие люди, а только потом на столкновения с материальным ущербом. За сутки в среднем происходит около 150 мелких аварий, автоинспекторов на всех не хватает. Два года назад нас, как и все службы полиции, коснулось сокращение штата — на 25%. Чтобы снять часть нагрузки с ГИБДД и тем самым сэкономить время водителей, которые иногда часами ждут автоинспекторов, по нашей инициативе совместно с Сибирской межрегиональной ассоциацией страховщиков был создан институт аварийных комиссаров. Мы участвуем в их обучении и аттестации, чтобы они предоставляли квалифицированные услуги участникам дорожного движения по оформлению документов при ДТП.
— То есть у новосибирских водителей есть альтернатива: ждать сотрудников ГИБДД, которые бесплатно зафиксируют ДТП, либо заплатить аварийным комиссарам за те же услуги, но они сделают все оперативно?
Антон Александрович ЮЖАНИНОВ, заместитель директора группы компаний «Аварийный комиссариат»:
— Да, наши сотрудники работают практически так же, как и автоинспекторы. Они имеют специальные приспособления, в том числе рулетки, фотоаппараты, оформляют схемы ДТП, собирают письменные объяснения с участников аварии и помогают разгрузить движение на дорогах. Но мы — коммерческая структура, за вызов нужно будет заплатить в среднем 2000 рублей. В нашем комиссариате есть своя система скидок, например, договор годового обслуживания обойдется от 700 рублей до 1500 рублей. В зависимости от дополнительных сервисов. Имея его, можно хоть каждый день вызывать аварийных комиссаров, причем не только на ДТП. Наши сотрудники обеспечат эвакуацию поврежденного автомобиля с места ДТП, помогут заменить колесо, разблокировать салон автомобиля или подвезут в случае необходимости топливо.
— То есть со временем сотрудники ГИБДД вообще при оформлении мелких ДТП будут не нужны?
Михаил Геннадьевич САФОНОВ, начальник отделения административной практики УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области:
— И сегодня вполне можно обойтись без выездов госавтоинспекторов на столкновения с материальным ущербом. В Новосибирске действуют шесть аварийных комиссариатов, где работают порядка 120 человек. И это лишь одно из направлений оформления документов при ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Существует еще европротокол, который действует с 2009 года. Это специальная форма, которая подтверждает правоту потерпевшего в ДТП и предусматривает получение страхового возмещения от страховой компании-виновника.
Европротокол не работает
— Если существует столько вариантов оформления мелких ДТП, почему из-за простой царапины на бампере водители ждут сотрудников ГИБДД по часу, а то и два-три, создавая заторы на дорогах?
Антон Александрович ЮЖАНИНОВ, заместитель директора группы компаний «Аварийный комиссариат»:
— На мой взгляд, водители недостаточно информированы обо всех способах оформления ДТП. По данным Российского союза автостраховщиков, по европротоколу регистрируется не более 6% ДТП. Но тут есть определенное лукавство, потому что подсчет ведется с учетом того, что их заполняют аварийные комиссары. На самом деле процент столкновений, оформленных водителями самостоятельно в рамках европротокола, очень мал.
Наталья Владимировна ФЕРЕНЕЦ, заместитель директора по развитию новосибирского филиала ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»:
— К сожалению, у самих автовладельцев отсутствует интерес оформления ДТП подобным способом. Существует несколько причин сложившейся ситуации. Во-первых, люди опасаются, что заполнят документы неверно и останутся без выплаты страхового возмещения. Во-вторых, европротокол действует, только если сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей, и мало кто в момент совершения ДТП может объективно оценить, какую сумму считать правильной для восстановления поврежденного автомобиля. В-третьих, не во всех страховых компаниях к полису ОСАГО бесплатно предлагаются услуги аварийных комиссаров, способных помочь с оформлением документов. Отсюда по-прежнему большое количество обращений автовладельцев при ДТП в компетентные органы.
Что касается оформления ДТП с участием аварийных комиссаров, то тут хотелось бы уточнить один момент — они выезжают только в том случае, если один из участников признает свою вину. В спорной ситуации без сотрудников ГИБДД не обойтись.
Страдают богачи и невиновные
— Самая частая претензия со стороны водителей к страховщикам — занижение сумм страховых выплат при наступлении страхового случая. Почему существует эта проблема?
Геннадий Диомидович ПЛОТНИКОВ, председатель правления Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков:
— Я думаю, дело в появлении все большего числа дорогостоящих автомобилей. Если пять лет назад средняя сумма ущерба составляла 15–20 тысяч рублей, то сегодня она может доходить и до максимально возможной — 120 тысяч рублей. Хотя если автомобиль стоит 2,5 миллиона, то этой компенсации хватит только на замену бампера и фар. Отсюда и претензии по занижению оценки.
Наталья Владимировна ФЕРЕНЕЦ, заместитель директора по развитию новосибирского филиала ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»:
— Действительно, данная проблема существует в основном из-за разногласий, возникающих при определении суммы ущерба. Расчеты стоимости восстановительного ремонта производятся с учетом среднерыночных цен, сложившихся в регионе, а ремонтные организации устанавливают свои цены, отличные от среднерыночных. Не стоит забывать, что по закону выплаты осуществляются с учетом износа, что влияет на сумму возмещения при условии замены поврежденных деталей.
Геннадий Диомидович ПЛОТНИКОВ, председатель правления Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков:
— Причем меньше всего страдает виновник аварии. Ведь он ремонтирует свою машину за свой счет, а пострадавший тратит время и нервы на поездки и хождение по центрам урегулирования убытков, которые, к слову, у некоторых страховых компаний находятся за несколько сотен километров от Новосибирска. И расторгнуть договор с такой компанией можно только в связи с продажей автомобиля или без возврата премии. Да и оформить полис ОСАГО такому автовладельцу в другой страховой компании тоже довольно сложно. Страховые полисы РСА распределяет по квоте, и порой у добросовестного страховщика в наличии нет достаточного количества полисов.
Евгений Бойевич МИТРОФАНОВ, исполнительный директор Фонда защиты прав потребителей:
— Ситуация усугубляется еще и тем, что при попытке оформить ОСАГО в другой страховой компании водители не могут получить положенные им скидки. Широко разрекламированная система применения минимального коэффициента бонуса-малуса не работает, потому что страховщики не хотят объединяться и создавать общую базу клиентов. Я думаю, что для решения этой проблемы нужно открывать российский рынок для иностранных страховщиков, чтобы была жесткая конкуренция.
Как разорвать порочный круг
— Получается замкнутый круг: страховые компании ущемляют права клиентов, занижая выплаты, и при этом сами недополучают прибыль. Что нужно для того, чтобы закон об ОСАГО заработал в полной мере и защищал автовладельцев и страховщиков?
Геннадий Диомидович ПЛОТНИКОВ, председатель правления Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков:
— Необходимо совершенствовать закон об ОСАГО на уровне Правительства России, и, конечно, к этой работе нужно подключить страховые организации и надзорные органы. И сделать это необходимо в этом году, потому что ситуация на рынке страхования с выплатами складывается критическая.
Евгений Бойевич МИТРОФАНОВ, исполнительный директор Фонда защиты прав потребителей:
— На мой взгляд, нужно на государственном уровне принять решение и сделать деятельность страховых компаний прозрачной. Чтобы автовладельцы видели, какая компания — надежная, а где выплат можно добиться только в судебном порядке. И этот рейтинг должна составить Ассоциация автостраховщиков, ведь это их репутация.
Елена Анатольевна АВЕРЧЕНКОВА, начальник клиентского отдела службы аварийных комиссаров «Аварком 54»:
— На региональном уровне мы можем через СМИ повышать грамотность водителей, рассказывая им о том, что такое ОСАГО, каков должен быть порядок действий при ДТП.
Антон Александрович ЮЖАНИНОВ, заместитель директора группы компаний «Аварийный комиссариат»:
— Уверен, все это скоро будет. Госдума приняла в первом чтении пакет поправок в закон об ОСАГО. В их числе увеличение суммы на возмещение вреда, причиненного имуществу, до 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего; за причинение вреда жизни и здоровью потерпевшего до 500, а по европротоколу сумма возмещения увеличена до 50 тысяч. После принятия поправок останется только прямое возмещение убытков. То есть пострадавшему в ДТП водителю не придется выбирать, в какую компанию обращаться за выплатой. Законодатели точно определили, что это будет та страховая компания, где он оформлял полис.

МНЕНИЕ
Валерий Павлович Ильенко, депутат Заксобрания НСО, председатель правления СРО НП «Транспортный союз Сибири»:
— Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств — это действенная мера по правовому урегулированию дорожных происшествий. Многие помнят, как десять лет назад дорога была излюбленным местом уголовников и бандитов, участвующих в разборках при ДТП. Сейчас даже самые сложные дорожные ситуации решаются цивилизованно, с привлечением профессионалов. Я, кстати, не соглашусь по поводу многочасовых простоев при авариях в ожидании сотрудников ГИБДД, но я могу говорить за пассажирский транспорт. То, что убытки из-за аварий есть, —это понятно и логично. Чтобы их избежать, необходимо более тщательно подходить к вопросам подготовки водительского состава и соблюдения правил дорожного движения. В целом я считаю, что за десятилетие своего существования ОСАГО проявило себя как мера действенная и эффективная. Хотелось бы пожелать страховым компаниям быть порасторопнее и посправедливее к автовладельцам. Не затягивать сроки рассмотрения и не занижать выплаты.
ФАКТЫ
На дорогах Новосибирска ежедневно происходит порядка 100 столкновений в день. Примерно 60% из них относятся к категории простых.
Федеральный закон «Об ОСАГО» устанавливает максимально возможные суммы выплаты по каждому страховому случаю:
- до 120 000 рублей за механические повреждения транспортного средства или имущества потерпевшего
- до 160 000 рублей каждому пострадавшему в случае причинения ущерба их жизни или здоровью.
По страховым случаям, предусмотренным полисом ОСАГО, установлен срок выплаты 30 дней


