Может ли фольклор звучать современно и быть популярным? На этот вопрос уже ответили «Бурановские бабушки», которые засветились на весь мир пару лет назад. Сегодня под их хиты даже зажигают на дискотеках.
Все новое — это, как известно, хорошо забытое, но вкусно приготовленное старое. Каждый русский человек, если он считает себя действительно русским, должен иметь представление о народной культуре своей страны и знать чуть больше, чем «Мороз, мороз» и «Валенки», считает фольклорист Нина МИНУЛИНА. Почему это так важно? Об этом наш сегодняшний «Вечерний разговор».
Не против «мороза», а за широту
— Любовь к фольклору у меня от мамы. В непростой для России период, в 90-е годы, она увлеклась изучением народной культуры, и с этого времени я погрузилась в атмосферу праздников, а их у нас немало. Покров, Иван Купала, Пасха, Троица... Когда окончила 9 классов школы, поступила в Новосибирский колледж культуры и искусства на еще, скажем так, не до конца открывшееся фольклорно-этнографическое отделение. И так получилось, что я была единственной его абитуриенткой и потом — первой выпускницей.
«Ой, мороз, мороз» — прекрасная песня. Я привожу этот пример, чтобы просто чем-то проиллюстрировать стереотипные представления о народной культуре. Но, поверьте, это не все, что мы имеем...
Причина засилья таких стереотипов — наследие советского периода истории нашей страны, когда всех уравнивали-приравнивали, в том числе и русскую народную песню, и она звучала только так и никак иначе. На самом деле народная песня разнообразна: сколько этносов проживает в стране, столько существует и разновидностей песен.
Но это я сейчас так говорю, а как вспомню свои первые шаги в фольклоре, костюмы, манеру пения... Конечно, чтобы достичь профессионального уровня, надо быть очень увлеченным человеком и годами работать над собой. Кстати, главными учителями всех фольклористов до сих пор остаются деревенские бабушки.
Бабушку на аву — Откуда они берутся, эти талантливые бабули в русских платочках, они еще действительно существуют?
— Да, и их немало. Мы находим эти самородки, которые открывают нам то, что мы еще не знаем о нашем фольклоре, и обогащаем свой репертуар, нашу сибирскую коллекцию. Путь поиска прост. Сначала берем какой-нибудь район области, изучаем его, созваниваемся с главами администраций, с районными отделами культуры. Спрашиваем, есть ли у них таланты, и отправляемся в фольклорно-этнографическую экспедицию. Дело это всегда захватывающее, кто пробовал, думаю, меня поймет. Иногда люди на глазах меняются, раз побывав «в полях».
Помню, была у меня одна девочка, училась, можно сказать, формально, ей были нужны только корочки, но после того как мы съездили в экспедицию, поставила карточку бабушки-фольклористки вместо авы «ВКонтакте».
— Вы говорите о своих студентах, они, ясное дело, народ более или менее увлеченный. А в целом современную молодежь интересует народная культура?
— Вы удивитесь, но фольклор сегодня в моде! В крупных городах существует множество профессиональных и самодеятельных фольклорных коллективов, в которых немало молодежи. В селах с этим ситуация сложнее, но мы не унываем, пытаемся заинтересовать. У нас, к примеру, есть интересный проект — мы возвращаем песни в деревню. Когда встречаемся с коллективами из районов области, дарим им наши старые записи, сделанные у них же, на местах, но много лет назад. Взрослые слушают и говорят: да, мы помним, благодарят. Такой круговорот фольклора в природе.
Свадьба на Красную горку — Мы настолько все осовременились, что, думаю, никому в голову сейчас не придет надевать косоворотки и сарафаны без очень серьезного повода. Откуда это чувство стыда своего собственного прошлого?
— Потому что все народное в нас искоренялось насильственным образом много лет. Оттого и такое отношение. Но вот что интересно... полуторагодовалые детишки, а я занимаюсь с людьми разных возрастов, прекрасно воспринимают и народные песни, и танцы — сознание их еще не забито стереотипами. Если прививать им любовь к народной культуре с раннего детства, она будет с ними и в будущем.
Родители, которые приводят ко мне своих детей, смотрят на то, что они делают, удивляются и сами часто заряжаются этим интересом к народной культуре. Часто, когда я играю что-то на балалайке, многие — и дети, и взрослые — начинают плакать. Отчего слезы? Пробирает отчасти от красоты звучания, отчасти от осознания своей принадлежности к чему-то большому, древнему. Мурашки по коже, слезы — это нормальная реакция на фольклор.
— Как созреть для понимания, что знание собственной культуры — это важно?
— Имидж русских людей в мире сейчас не самый позитивный. Мужчины — буяны, гуляки, женщины — легкомысленные. Все это штампы, но они живут, потому что сейчас мы очень далеки от своих корней, постоянно стараемся уподобиться кому-то, люди просто теряются в этой массе. Мы почти утратили связь и с православием, и с народными традициями. Но, конечно, не все потеряно. В плане возрождения народной культуры очень перспективна сфера этнотуризма. Пытаясь его продвинуть, нам придется изучать свою же родную культуру. Интересные задумки в этом плане я видела недавно во Вьетнаме. Приходишь в парк — тебе напрокат дают национальный костюм, зонтик, делают прическу. Почему бы нам не сделать все это у себя? Думаю, народ с удовольствием бы поддержал такую идею.
К себе из-за границы — Где еще может быть применима народная культура, традиции в современной жизни?
— В совершенно разных сферах, и меня радует, что ее вокруг действительно становится больше. Стало много постящихся людей — вот вам народная кухня, в любом приличном кафе и ресторане сейчас есть постное меню. Стали опять популярны блины, появились специальные сети — лет 10–15 назад ничего этого еще не было.
Праздники стали широко отмечать. Масленицу, Пасху, Красную горку, которая идет после Пасхи. Сейчас все это набирает обороты. Посмотрите, сколько молодежи хочет сыграть в это время свадьбу.
Каждый год у нас гулянья в Нарымском сквере на Красную горку, и всегда собирается много народу.
А как полюбили у нас День Петра и Февронии, замечательный, светлый праздник. Не то что «полюби меня на один день», на 14 февраля. Я, конечно, утрирую сейчас, но тем не менее...
— Встречали ли вы иностранцев, которые живо интересовались бы нашей народной культурой?
— Иностранцы всегда воспринимают на ура, к примеру, наши игровые хороводы. По моим наблюдениям, иностранцы молодцы по части знания собственных традиций, они очень много знают о своей культуре, те же японцы приезжают, китайцы, немцы, любой из них может спеть народную песню и станцевать.
Фольклор — это азы, начало начал. Говорят, если уничтожить культуру, то не останется и народа. В народной культуре и мораль, и нравственные устои, и связь с религией. В разговоре про нас и иностранцев есть один очень интересный момент. Иногда наша молодежь начинает заниматься изучением своей культуры, побывав за границей, особенно где-нибудь в Азии, там, где народная культура всегда цветет пышным цветом. Так, через восприятие культуры других народов, начинается путь к осознанию себя самих.