В одном из крупных гипермаркетов Новосибирска десятки прогуливающихся по торговому залу покупателей в какой-то момент вдруг начали один за другим падать на пол без чувств. Зрелище, честно признаться, выглядело шокирующе. Оказалось… флешмоб — развлечение, в последнее время весьма популярное у современной молодежи.
Кому и зачем нужны такие акции? В чем их популярность? Об этом и многом другом мы расспросили организатора и новосибирского координатора флешмоба Алексея СОЛОДЯНКИНА.
Суть — в простоте движений
— Алексей, слово флешмоб не так давно вошло в наш язык. Что вы — организаторы подобных акций — вкладываете в это понятие?
— Флешмоб переводится с английского как «мгновенная толпа». Если воспользоваться толкованием Википедии, то это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. Эта акция рассчитана на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия. Я бы к этому определению добавил, что в основе флешмоба лежит какое-то очень простое действие: что-то достать, упасть, подпрыгнуть и т. д., которое под силу выполнить любому человеку. Но эта простота в массовости смотрится очень зрелищно. Бывает, что у зрителей даже срабатывает стадный инстинкт, и они непроизвольно повторяют действия участников. Так, во время всероссийского флешмоба «Упасть замертво на 60 секунд» во многих городах у обычных посетителей гипермаркетов, видевших, что рядом с ними падают люди, тоже подкашивались ноги.
— Видела ролики в Сети: устрашающее зрелище, похоже на какой-то фильм-катастрофу… Что хотели донести этим действом?
— Инициаторы у этой акции были столичные: общественная организация «Правда о еде» и скандально известное движение за права потребителей «Хрюши против». Я отвечал за организацию флешмоба в Новосибирске. А вообще она прошла во многих российских городах. Мы хотели обратить внимание населения на то, что они едят, и призвать производителей вводить обязательную маркировку пищевых продуктов GDA (суточная норма потребления). Это таблица, в которой указано, сколько в данном продукте содержится калорий, жиров, соли, сахара и клетчатки и какой процент от дневной нормы составляет это количество веществ. Для простоты понимания параметры еще и цветом выделены: желтый — норма, зеленый — ниже нормы, красный, соответственно, говорит о превышении.
Этой маркировкой давно пользуются в Европе, а у нас на упаковках разве что количество жиров, белков и углеводов указывают. Но что нам эта информация дает? Жиры ведь бывают разные. От одних — польза, а так называемые трансжиры при ненормированном потреблении наносят огромный вред организму. В частности, увеличивают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Но разве на упаковке с жаренными во фритюре куриными крылышками такую информацию найдешь? А надо бы это указывать. Люди должны знать, что они едят. И своим флешмобом мы постарались привлечь к этой проблеме внимание. Если бы я встал посреди супермаркета один и начал рассказывать покупателям о вредной еде, вряд ли меня бы кто стал слушать. А так заметили.
Хрюши нам не нужны?
— Как зрители реагировали?
— В Новосибирске — вполне адекватно. К одному нашему упавшему активисту даже старушка бросилась на помощь, предлагала скорую вызвать. Многие сразу поняли, что это флешмоб, снимали на видео. Но кое-где конфликты были. В одном из городов, например, кассира ситуация с лежащими на полу покупателями привела в бешенство, она позвала на помощь охранника, и тот за ноги вытаскивал участников акции из торгового зала. В другом городе покупатель-мужчина, рядом с которым флешмобовцы начали падать без чувств, зачем-то подошел и пнул одного из активистов ногой.
— Защитникам прав потребителей к такому отношению, к сожалению, не привыкать. Ведь один из организаторов этого флешмоба — движение «Хрюши против». Так их постоянно в супермаркетах избивают… Кстати, а в нашем городе сторонники этого движения есть?
— Не реализовалось у нас как-то это движение, хотя желание было. А вы думаете, они там действительно права потребителей защищают, борются с просроченными продуктами на прилавках? Нет, пиарятся, специально скандалы устраивают, провокации с мордобоем. Я слышал, к выборам готовятся, чтоб кандидат их узнаваема была.
В нашей стране сейчас вообще мало общественных организаций в том смысле, какой в них изначально закладывался. В большинстве своем их деятельность кому-то выгодна. И этот кто-то, увы, — не рядовой гражданин своей страны. Да, многие участники таких организаций искренне верят, что занимаются полезным для общества делом. А руководство деньги зарабатывает. Но для этого тоже талант нужен. Хотя вот мне лично за организацию флешмоба не платят ни копейки. Абсолютно искренне говорю. Деньги лишними не бывают, конечно, но я хочу жить в цивилизованном государстве.
— Молодежь сегодня искушенная. Сильно приходится креативить, чтобы привлечь ее для участия во флешмобах? Наверняка выпускать в небо воздушные шарики мало кто уже пойдет.
— Молодежь не только искушенная, но и умная. Не во всякий проект пойдет, хотя у нас сейчас любую затею стараются красиво оформить. Поэтому важна не только форма, но и содержание.
Флешмоб эксплуатируют
— Иногда складывается впечатление, что этим красивым иностранным словом некоторые подменяют любые интерактивные акции.
— Да, интерес к флешмобам в последнее время повышен. Кое-кто этим пользуется и эксплуатирует, как вы говорите, это красивое иностранное слово, анонсируя им любое мероприятие, к которому нужно привлечь внимание общественности. Например, в прошлом году при поддержке министерства культуры Новосибирской области прошло интересное, красочное мероприятие, которое назвали «Флешмоб по-русски». На площадке перед Театром оперы и балета 800 профессиональных танцоров исполнили русский народный танец под песню «Не восход солнца» в современной обработке. К мероприятию приглашали присоединиться всех желающих. Но много ли таковых набралось? Насколько мне известно, нет. Поэтому флешмобом данное действие назвать было сложно. Скорее шоу в общественном месте, хотя и очень зрелищное. Но человек с улицы, не зная танцевальных движений, в нем поучаствовать не мог. А участники наверняка неоднократно репетировали свое выступление.
— Кто обычно участвует во флешмобах?
— Обычные люди, такие как вы и я. Сбор участников осуществляется в основном через Интернет. В соцсетях закидываем приглашение, его репостят. Кто пришел, тот и участник. Я еще своих знакомых всех привлек.
— Какие акции в планах?
— Флешмобов пока не планируем, но в конце мая продолжим тему здорового питания и проведем акцию против ГМО. Ее Москва инициирует, поэтому подробностей, как, где и что будет в Новосибирске, пока нет.
КСТАТИ
Родина флешмобов — Нью-Йорк. Первое такое мероприятие состоялось там в 2003 году. Около 200 человек собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага «Macy’s» и стали говорить продавцам, что хотят его купить. Спустя несколько дней волна подобных акций прокатилась по Америке, Европе и России.