45 лет - таков летный стаж командира Ту-154 Юрия Дьякова
Новосибирец Юрий Дьяков, летчик, командир корабля Ту-154, сотрудник авиакомпании «Сибирь», 13 мая 2001 года отметил 45-летие летного стажа. Юрий Федорович за свою карьеру налетал 22 тысячи часов и провел в воздухе в общей сложности три года. Такой летный стаж имеют единицы из тысяч.
И воздушные дороги не всегда бывают гладкими
![]() |
Первым местом работы Юрия Федоровича был аэропорт Северный. Первым самолетом - Ан-2, «кукурузник». Начались бесконечные командировки на Север, где только начиналось строительство городов нефтяников - Нижневартовска, Когалыма, Мегиона. Тогда это были не города, а всего лишь поселки геологов с маленькими, наспех построенными аэродромчиками. От Новосибирска до Сургута - 6 часов лету (сейчас менее двух часов). Скорость самолета - 180 километров в час. Кабина негерметичная, страшный холод, громоздкая, сковывающая движения меховая одежда. Была еще Средняя Азия, сельскохозяйственные работы, а именно - химическая обработка полей. А уж Новосибирскую область Юрий Дьяков облетел на «кукурузнике» вдоль и поперек.
Через семь лет работы на Ан-2 его пересадили на Ил-14. Это был грузовой самолет, выполнявший трассовые полеты с засекреченными грузами военных заводов.
Всего за 45 лет Юрий Дьяков освоил более девяти моделей самолетов. Самым любимым стал Ту-104. А полюбил его Дьяков «за норов». Летчики, прошедшие школу Ту-104, справятся с любой задачей, освоят любую машину, так как Ту-104 - самый сложный в управлении самолет гражданской авиации: «У него громадные посадочные скорости, сравнимые со скоростями современных истребителей. Чуть не выдержишь скоростной режим - либо сядешь до полосы, либо при взлете выкатишься за полосу». Потом появилась более современная модель - Ту-154. На нем Дьяков работает уже 23 года и 17 из них командиром корабля.
- А нештатные ситуации в вашей работе случались?
- Был как-то случай. Мы летели на Ил-14 спецрейсом Новосибирск-Владивосток. Недалеко от Иркутска отказал двигатель. Пришлось садиться в Нижнеудинске, это Иркутская область. В прошлом году перед самым Новосибирском в самолет ударил грозовой разряд. Вышел из строя один двигатель. Долетели на двух. Наши самолеты и на одном двигателе летают.
- Что вы испытывали в эти моменты?
Юрий Федорович пожимает плечами - мол, ничего особенного: «Главное - не впасть в панику. Все остальное - по инструкции. Мы специально каждые три месяца отрабатываем разные нештатные ситуации на тренажерах».
За 45 лет Юрий Дьяков облетел весь бывший Советский Союз на несколько кругов. Особенно любил юг: Адлер, Симферополь, Одессу. Сейчас в Одессу, как и на Украину вообще, рейсов нет. Приятно было бывать в Баку и Ереване, но туда тоже теперь из Новосибирска не летают.
Летчик раскладывает на столе черно-белые, с узорчатыми краями фотографии - разные аэропорты, разные самолеты, разные времена, разные лица. Вот рядом с Дьяковым стоит председатель Совета Министров РСФСР Михаил Соломенцев. Фото датировано 1973 годом.
![]() |
Доверяли перевозку членов только лучшим летчикам. Выбирали самых красивых стюардесс. Перед каждым полетом особо инструктировали, самолет осматривали, помимо штатных техников, специальные люди. Команда сопровождения составляла 28 человек.
- Как относились к вам представители властной элиты?
- Соломенцев очень хорошо относился. Я думал, все начальники такие. Оказывается, нет. Муху, например, я возил бессчетное количество раз. За все эти годы он ни разу со мной не поздоровался. Смотрит в глаза, а выражение, как будто видит пустое место. Часто с Мухой летал Толоконский. Вот он всегда здоровался и улыбался. Драчевский - культурный, интеллигентный человек. Но и он, и Толоконский всегда ведут себя сдержанно. Так что, пообщаться не удавалось. Зато Иван Индинок в бытность свою губернатором любил посидеть в кабине, поговорить с нами.
Николай Крючков просился в кабину на перекур
Артист Олег Табаков в свой последний приезд в Новосибирск дал Юрию Дьякову автограф прямо в салоне самолета. «Я вышел из кабины, а он сидел на переднем сиденьи, - рассказывает Дьяков. - Он мне сказал: «Товарищ командир, вы, наверное, уже очень долго работаете?» Я говорю: «Нисколько не меньше, чем вы». И, воспользовавшись случаем, попросил у него автограф».
Николай Крючков однажды попросился в кабину к Дьякову на перекур. Тогда в самолетах курить запрещалось. Крючков был заядлым курильщиком и вытерпеть без сигареты в течение нескольких часов не мог. «Командир, можно покурить», - Юрий Федорович вспоминает, что Крючков был уже в годах, говорил сиплым голосом. - Вообще-то, в кабину посторонних пускать нельзя. Но такого постороннего мы пустили».
Тридцать пачек «Беломора» в месяц на всю жизнь отбили желание курить
Основными предпосылками своей столь продолжительной летной карьеры Юрий Дьяков считает две: наследственность и спорт. Ведь главное в авиации - здоровье. В военном училище, которое он закончил в свое время, обязательным требованием был 3-й разряд по гимнастике. На экзаменах первой сдавали физкультуру. Потом все другие предметы.
- Предки у меня были очень могучими людьми. Отец с матерью прожили по 90 лет, родились еще в 70-х годах прошлого столетия. Братья отца, мои дядья, служили в знаменитом Семеновском полку, охраняли царя. В этот полк брали только самых здоровых и рослых. Точно так же, как сейчас выбирают солдат в президентский полк. Всю молодость я занимался десятиборьем. Два раза ездил на всесоюзные соревнования. Сейчас люблю лыжи, плавание, теннис.
- Ну, а питие, курение, прочие излишества?
- В училище нам выдавали по 30 пачек «Беломора» в месяц на человека. Этот «Беломор» на всю оставшуюся жизнь отбил у меня желание курить. Насчет пития - позволяю себе. Но только хорошие и дорогие спиртные напитки и только по праздникам.
Юрий Федорович сетует, что нынче молодежь пошла не та. Хилая. В 2000 году был набор в летную школу. Для Новосибирска выделили 10 мест. Так вот, в конечном итоге занятым оказалось только одно.
Летчик не должен сидеть на земле!
Сегодняшнее положение отечественной авиации Дьякова удручает, как и многое другое в постреформенной России. Заработок российского летчика сегодня составляет 200 долларов. Для сравнения: в Швеции командир пассажирского лайнера получает порядка 15 тысяч долларов в месяц. Наши самолеты не котируются за рубежом, потому что сжигают в два раза больше горючего, чем западные. Поэтому даже страны бывшего соцлагеря отказываются покупать наши ТУ, предпочитая им «Боинги». Российские аэропорты пустуют, особенно зимой, потому что билет, к примеру, от Новосибирска до Москвы стоит 4.100 рублей при средней зарплате новосибирцев - две тысячи. Как следствие, меньше рейсов, летчики меньше летают, теряют квалификацию. А летчик не должен сидеть на земле, убежден Юрий Дьяков.
Тем не менее, без авиации России не обойтись. Это не какая-нибудь маленькая страна, которую можно объехать на велосипеде. От Петропавловска до Калининграда 14 тысяч километров! Потому, уверен Юрий Федорович, авиация у нас будет. Что касается родного Новосибирска: здесь откроется международный аэропорт - проекты уже имеются, будут новые самолеты. Недавно авиакомпания получила Ту-204 - лайнер нового поколения. Ну а опытные летчики здесь были всегда.
- Летать с нами можно! - сказал напоследок Юрий Дьяков.




