Новосибирск 10.1 °C

Пора радикально оздоравливать систему здравоохранения

07.06.2001 00:00:00

 Реформирование городского здравоохранения - осознанная необходимость. Примерно так можно сформулировать основную мысль обсуждения предстоящих в отрасли преобразований на последнем заседании Совета главных врачей, которое прошло в мэрии под председательством мэра Владимира Городецкого.

В настоящее время разработана городская целевая программа «Основные направления совершенствования и развития муниципальной системы здравоохранения на 2001-2003 годы». Предстоит обсудить ее на заседании президиума мэрии, на сессии городского Совета, после чего, утвердив программу постановлением мэра, приступить к ее реализации. Поскольку реформирование затронет все городские лечебные учреждения (а их сегодня 112), мнение главных врачей - тех, кому и предстоит осуществлять преобразования, - обязательно должно быть учтено в окончательном варианте программы, подчеркнул мэр Владимир Городецкий.

С тем, что такие преобразования нельзя откладывать, главные врачи согласились. Промедление лишь усугубляет проблемы здравоохранения, поскольку они заложены в самой системе. Как было отмечено в ходе обсуждения, существующую систему оказания медицинской помощи в муниципальных лечебных учреждениях сегодня нельзя считать эффективной. Прежде всего потому, что отсутствуют экономические стимулы достижения главного результата - улучшения здоровья населения. Оставляет желать лучшего качество оказания медицинской помощи горожанам. Сама отрасль является финансово затратной, структура ее далека от оптимальной, а состояние материально-технической базы здравоохранения, несмотря на все усилия городской власти, ухудшается.

Цель программы, которую предлагается реализовать в ближайшие три года, - создание эффективной организационно-функциональной модели здравоохранения города, соответствующей современным экономическим условиям, с элементами рыночных отношений, в центре внимания которой должен находиться ЧЕЛОВЕК.

Программой предлагается ряд мер, которые помогут, в частности, оптимизировать финансирование лечебно-профилактических учреждений, регламентировать их деятельность, обеспечить экономное расходование средств, выделяемых на здравоохранение, провести реструктуризацию стационарной сети и др.

На последнем при обсуждении остановились особо. Сегодня стационарная сеть раздута, при этом не всегда больные нуждаются именно в таком виде лечения, которое обходится в несколько раз дороже амбулаторного.

Не пострадают ли горожане от сокращения коечного фонда? Нет, поскольку активно должны будут развиваться «стационар замещающие» виды помощи: дневные стационары, стационары на дому и т. д. Кроме того, стационары предложено структурировать. Должны появиться стационары интенсивного лечения, долечивания и реабилитации, что позволит интенсифицировать лечебный процесс, оказывать помощь наиболее эффективно и с меньшими издержками. А стационары, закрытые за ненадобностью, можно будет перепрофилировать в специальные учреждения (дома милосердия, хосписы, учреждения сестринского ухода и др.).

Кстати, за последние три года количество коек в городе уменьшилось на 273. При этом количество пролеченных больных существенно не изменилось, как и качественные показатели лечения. За тот же период количество мест в дневных стационарах возросло с 390 до 456, что позволило дополнительно пролечить более 15 тысяч больных. В 2001 году может быть сокращено либо перепрофилировано еще 525 коек, но при условии их невостребованности за счет расширения медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Вообще, амбулаторно-поликлиническое звено планируется сделать приоритетным, а профилактическое направление - одним из главных в его деятельности. Поликлиники должны получать деньги за здоровье населения - чем меньше болеют люди, тем это должно быть выгоднее.

Более активно будет предлагаться населению добровольное медицинское страхование - выплачивая ежемесячно вполне посильные взносы, человек получит гарантию хорошей материальной поддержки в случае возникновения проблем со здоровьем.

Предлагается отменить разделение поликлиник по возрастной и половой принадлежности пациентов (взрослые и детские, женские консультации). Такое разделение порождает неудобства, поскольку учреждения могут находиться далеко от места проживания пациента.

Создание в районе единой амбулаторно-поликлинической службы (на основе территориальной поликлиники) дало бы возможность сконцентрировать ресурсы, полнее использовать возможности диагностической, в том числе дефицитной и дорогостоящей аппаратуры, обеспечить доступ к нему, как и к «узким» специалистам, всех нуждающихся, независимо от места проживания в районе.

Один из разделов программы посвящен укреплению материально-технической базы городского здравоохранения. Учитывая дефицит средств, модернизация оборудования будет осуществляться поэтапно, с выделением приоритетов. В первую очередь она коснется дезинфекционной аппаратуры, наркозно-дыхательной, рентгенологической и др. Программой будет утвержден также перечень городских лечебно-профилактических учреждений, подлежащих в ближайшие годы капитальному ремонту и реконструкции, а также мероприятия по модернизации городской станции скорой помощи.

Как было отмечено на Совете главных врачей, одним из самых важных моментов при проведении реформ в здравоохранении является разъяснительная работа в коллективах лечебно-профилактических учреждений. На это мэр попросил главных врачей обратить особое внимание. Цели и задачи реформирования должны быть понятны на всех уровнях, всем работникам здравоохранения. Только будучи союзниками с ними, а не противниками, городская власть сможет добиться результатов во благо горожан. Чтобы снять опасения коллективов ЛПУ, на Совете главных врачей было предложено разработать городскую программу социальной защиты медработников.

Однако страхи, что в результате происходящих перемен медики останутся без работы, не имеют под собой никаких оснований. Укомплектованность ЛПУ медицинским персоналом, особенно младшим и средним, сегодня в городе столь низка (в некоторых она составляет 17-30 процентов), что безработица не грозит никому. И вряд ли найдется медработник, которого устраивали бы существующий уровень заработной платы и условия работы. Но так как массированных финансовых вливаний в здравоохранение из бюджета города в ближайшие годы ждать не приходится, резервы надо искать в самой отрасли, тем более что они действительно есть.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: