Новосибирск 9.4 °C

Все - зола?

15.06.2001 00:00:00

Удручающее, конечно, это зрелище - без малого полторы сотни гектаров практически безжизненного ландшафта, именуемого золоотвалом. А лента Оби, которая несет свои воды чуть поодаль, только подчеркивает «лунность» здешнего пейзажа.

Золоотвал - это сотни гектаров мертвой земли

 Справедливости ради, надо сказать, что не отличались особой живописностью эти места и до того, как суждено было им стать золоотвалом. Если, к примеру, Кривощеково, как вспоминают старожилы, до того, пока не встала тут ТЭЦ-2, славилось своими малинниками, то вниз от деревни тянулись мелкие болотца. Но их топь и грязь, думается, не сравнятся с нынешним «лунным» ликом территории, сплошь усеянной, словно шкура гигантской жабы, крупными бородавками из курганов зольного шлака. Если же представить, что нарощена эта самая «шкура» на толщину двухэтажного дома и что накоплены здесь миллионы тонн шлака...

И это лишь один из четырех золоотвалов города, служащий, главным образом, для отходов сгоревшего топлива ТЭЦ-3. Остальные станции соответственно имеют свои места складирования золошлаков, которые занимают в общей сложности около тысячи гектаров земли, где накоплено более 23 млн тонн отходов. И с каждым годом прирастают эти запасы на 800 тысяч тонн, усугубляя, по мнению защитников окружающей среды, без того непростую экологическую ситуацию в городе и, кроме того, сами вырастая во все более острую проблему.

Ведь помимо того, что занимают хранилища золошлаков огромные территории, уродуя и так не особенно живописные окраины города, требуют они немалых средств на содержание хотя бы в относительном порядке. К примеру, только в прошлом году на реконструкцию золоотвалов ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 было затрачено 25 млн рублей. В миллионы обошлась и недавняя реконструкция золоотвала ТЭЦ-5. Хроническая «болячка» всех золоотвалов - их заполненность. Чтобы решить проблему складирования золошлаков, требуются дополнительный отвод земли и средства на строительство новых сооружений.

Выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов общественной организации «Сибирское экологическое объединение», могла бы стать утилизация золошлаковых отходов. Часть их можно было бы использовать, к примеру, считают авторы подобных проектов, в производстве строительных материалов, часть - при планировке рельефов - засыпке оврагов и прочих неровностей, которыми изобилует городская территория.

Идея эта не нова. Не одно десятилетие ведутся дискуссии о возможностях применения золошлаков в производстве тех же строительных материалов, в частности, цемента. Сторонники подобной идеи располагают необходимыми документальными подтверждениями «позволительности» пустить накопленные запасы в дело. Зольные добавки при производстве цемента, к примеру, как показывают экспериментальные данные, значительно улучшают его «марочность». Имеются и санитарно-гигиенические сертификаты, свидетельствующие, что не ухудшают эти добавки экологичности стройматериала.

Если же в силу привычки брать за образцы заграничный опыт, то в цементном производстве используется зола с угольных станций в Израиле, например. В Америке используется треть золошлаков, в том числе и в производстве стройматериалов. В Германии 70 процентов этих отходов идет в дорожное строительство и на планировку территорий.

Имеется и отечественный опыт применения золошлаковых отходов: используют их при производстве стройматериалов в Омске, с зольными добавками делают цемент во Владивостоке. В значительно меньших объемах, но используются эти отходы и в Новосибирске. Например, около миллиона тонн золошлака ушло на отсыпку «подушки» под строящуюся ТЭЦ-6. Тем самым сокращен был ущерб для Оби, откуда, как правило, берут для отсыпки песок, заменителем которого во многих случаях вполне бы мог стать золошлак, считают специалисты.

Председатель «Экологического объединения» Андрей Дарьин - сторонник утилизации золошлаков
 Но не стал, к сожалению, вынуждены признать сторонники такой замены. И если, можно еще понять настороженность в отношении использования золо-шлаков, когда речь идет о строительных материалах, то в отказе от зольного заменителя при отсыпке оврагов и прочих неудобиц дело не в осторожности, а скорее в инертности, в привычке не пытать нового дела, а искать возможность уйти от него, - убеждены в «Экологическом объединении». Кстати сказать, безопасность золошлаков при отсыпке ими строительных площадок основательно исследовалась при выдаче разрешения санитарно-экологических служб на использование под основание ТЭЦ-6.

- Больше года проводились эксперименты на лягушках и прочей живности, настоящий зоопарк на территории будущей станции устроили, - вспоминает о том, какой ценой пробивался этот вопрос, директор ТЭЦ-6 Владимир Козырев.

По основным составляющим - окиси кальция и кремния - золошлак, утверждают специалисты, опасности не представляет: те же известь и песок. Что же касается тех мини-компонентов, из-за которых относят шлак к экологически «грязным» продуктам, то, как считает председатель «Экологического объединения» Андрей Дарьин, за годы хранения отходов на золоотвалах, вредные примеси, что не сгорели при двух тысячах градусов в топках ТЭЦ, давно вымыты водой. Лучшим же подтверждением, что после рекультивации отсыпанную таким шлаком территорию без труда можно будет озеленить, считают в экологическом объединении тот факт, что даже безжизненная, на первый взгляд, территория золоотвалов со временем зарастает кустарником.

Кстати сказать, с учетом возможности использования отходов в дело, а не только на золоотвал, оборудована подъездными путями и специальными механизмами отгрузки ТЭЦ-5. Другое дело, что нет механизма, который сдвинул бы с мертвой точки саму проблему утилизации накопленных золошлаков. Ведь при всей очевидности взаимной выгоды, поскольку энергетики в этом случае решают проблему хранилищ, мэрия уменьшает расходы на благоустройство, а город вместо захламленных оврагов получает обустроенные территории, воз, как в известной басне, и ныне там. Хотя утилизация золошлаков и значится в числе главных проблем охраны окружающей среды, определенных «Основными направлениями по улучшению экологической обстановки в Новосибирской области на 2001-2003 годы». И никакие резоны не в состоянии изменить действующей схемы, при которой решение проблемы золоотвалов видится лишь в том, чтобы увеличить плату за землю, а полученные средства пустить на благоустроительные цели.

Ждать добра от подобного «масштабного перемещения пород, искажающего рельеф», понятно, не приходится, - о чреватости последствий такого рода рукотворных геологических трансформаций предупреждал еще сто лет назад великий Вернадский. А кроме того, причиняемый природе урон, элементарная бесхозяйственность обходится в «копеечку» горожанам. Ведь все затраты тех же энергетиков на эксплуатацию золоотвалов, оплату земли, экологические платежи в конечном счете ложатся в тариф, который без того растет гораздо скорее, чем хотелось бы. Не приходится особо рассчитывать и на рачительность использования дополнительных средств, сбираемых за землю городской казной.

Впрочем, авторы очередного проекта решения проблемы золоотвалов, с которым обратились они к мэру Новосибирска Владимиру Городецкому, надеются, что окажется эта попытка более удачной, чем все предыдущие, и горожанам не придется и дальше оплачивать и растущие золоотвалы, и замусоренные овраги.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: