Свой недавно созданный ансамбль Александр Заволокин назвал «Вечорка»
Их родители - Дмитрий и Степанида - встретились в Нарыме в 37-м. Оба были из семей ссыльных. Поженились. И до войны у них родился старший сын, Анатолий.
Потом, в 42-м, Дмитрий ушел на войну. И через три месяца Степаниде пришла похоронка.
Но, спустя время, из госпиталя пришло письмо от тяжело раненного Дмитрия. А потом объявился и он сам. С перебитой рукой и осколками в голове.
В 46-м родился Александр, средний сын. А в 48-м - Геннадий.
Родители тосковали по родным местам и в 53-м они перебрались поближе к родине, в Сузун.
В ту пору в редком селе не бывало вечорок. Не «Вечерок» - производного слова от названия нашей газеты, а молодежных сборищ где-нибудь на полянке, на вечерней улице, под гармошку. Все трое братьев были музыкально одарены. Старший, Анатолий, стал хаживать на вечорки и иногда прихватывал Александра. Отсюда, собственно, у Саши и началась любовь к гармошке, потом к баяну. Школьная самодеятельность. Ему советовали учиться музыке, это совпадало с его желанием, и вскоре он стал студентом Новосибирского музыкального училища. Служил в ансамбле Управления внутренних дел, окончил училище и поехал работать в Колывань, музыкальным руководителем сельскохозяйственного техникума. Младший, Геннадий, шел по его стопам. Он начинал в Доме культуры имени Клары Цеткин.
Они объединились в работе. И когда однажды на очередной концерт их самодеятельные артисты просто не явились, впервые весь вечер вдвоем держали публику. Это был прообраз ансамбля «Частушка».
О них заговорили. Стали приглашать в «поезда искусств», которые в то время регулярно организовывал в поездки по области обком партии.
Братья Заволокины становились все более популярными. И однажды во время одной из поездок директор филармонии Милантьев сказал им: «Что вы, братцы, дурью маетесь? Пошли ко мне работать!»
Это было начало серьезной профессиональной деятельности. Так родилась «Частушка». В самой основе ансамбля - огромная любовь Александра к этому виду творчества.
«Поэзия - это высший вид словесного искусства, - и сейчас объясняет он. - Но ты либо поэт, либо стихоплет. А частушка - это сама душа народа. Вот видишь весной распаханный чернозем? Повеяло теплом, парком воздух над землей задрожал, и полезло из нее все: и бурьян, и пшеница, и арбузы. Земля, пашня - это душа народа. И прорастают из нее всякие всходы. Но частушка - это уже песня народной души. У меня была одна хористка, петь любила страшно, а все невпопад. Александр Дмитрич, говорит, а давайте я вам частушки попою. Ну, попой. И вот она вся! Может, до сих пор поет?»
Великая Мордасова однажды рассказывала братьям, как ее пригласили на праздник в Воронеж в честь приезда туда Хрущева. Сочинили для нее частушки. Она с мужем Иваном Руденко их репетирует. Если слова вспоминает, то петь не может, если начинает петь - память как отшибло. Сговорились делать, как Бог на душу положит. Воронежское начальство было в шоке. А Никита взял Марию Николаевну за уши и троекратно поцеловал. С тех пор к ней больше никто не лез с «рекомендациями».
Ансамбль братьев Заволокиных креп, слава росла. И где бы они ни выступали, их концерты стали превращаться в какое-то массовое действо. Стали мужики приходить с гармонями, плясовые как-то сами собой возникали. По подсказке простого, но мудрого человека Анатолия Ивановича Жердева они решили дать этакий коллективный концерт гармонистов. Первый состоялся в восьмидесятых в Доме актера. Это была еще даже не проба, а эскиз. В 85-м они собрали гармонистов со всей области в Доме культуры железнодорожников. Это было первое народное действо «Играй, гармонь».
Успех был ошеломляющий. Новосибирские телевизионщики сняли весь концерт на пленку, показали его по местному телевидению, смонтировали 45 минут для ЦТ - было такое! - и первая же передача была признана там лучшей, и ее авторов просто не могли не отметить, не заметить.
Братья по-прежнему работали вместе и очень успешно пятнадцать лет. Объехали весь Союз и Россию. Но все-таки они разные. Повзрослели к тому же. И духовно они развивались тоже по-разному. Их первый совместный тоненький сборник частушек автор этих строк хорошо помнит. Но затем Геннадий становился все популярнее, что уж тут говорить. А Александр вечерком, ночью все чаще склонялся над стопкой бумаги. Записывал воспоминания родителей, своего детства, рассказы земляков. По своему характеру он никогда бы не понес их в какую-нибудь редакцию.
На юбилее Павла Бажова, который жил и учительствовал в селе Бергуль Северного района нашей области, он познакомился с тогдашним редактором «Сибогней» Геннадием Карпуниным. Тот послушал его «чепуховинки», как сам Александр называл простые искренние небольшие рассказики из сельской жизни, и сказал: приноси. Так появилась первая публикация.
Кто из людей постарше не помнит эти знаменитые отрывные календари? За ними охотились, наказывали друзьям, уезжающим в командировку, обязательно купить на следующий год. Они были в каждой деревенской избе, почти в каждой городской квартире.
В последние годы Александр одну за другой издал две книги: повесть-воспоминание «Речка-судьба» и сборник прозы «Живая паутина». Не сглазим планы дальнейшие.
В этом году ему исполнилось пятьдесят пять. Сейчас они с сыном Антоном, студентом консерватории, организовали небольшой ансамбль. Антон - флейта и баян, студент же консерватории Игорь Савин - гармонь и баян, студентка академии экономики и управления Оля Занина - сопрано.
Свой ансамбль они назвали «Вечорка». Это в память о тех вечорках из его детства...