Новосибирск 1.4 °C

Как защитить свидетеля?

25.07.2001 00:00:00

 ...Молодому парню сломали челюсть, чтобы он не смел обращаться в суд. В его «шестерку» врезались на «Крузере» лихие бритоголовые. Слава Богу, никто особо не пострадал, ушибами несильными отделались, но машину изрядно помяли. Часто водители договариваются о возмещении ущерба, в других случаях такие конфликты доходят до суда. Путь непростой, но все же справедливый. А в этом случае потерпевшего запугивали рукоприкладством.

А вот другой случай. Мамаша изнасилованной девушки рвала и метала, требуя, чтобы наказали подонков. Но вдруг замолкла, и ... принесла заявление от дочки, что та не желает насильников привлекать.

Мужчина, видевший нападение на киоск, вдруг перестал являться к следователю...

Думаю, нетрудно догадаться, что на потерпевших и свидетелей надавили - угрозами ли, деньгами вынудили отказаться от показаний или резко их сменить. Не раз слышала от оперативников, следователей, судей, что сейчас иной раз невозможно разобраться с делом из-за свидетелей. И они, и даже потерпевшие не являются на допросы и в суд. Одни не хотят время тратить, другие не верят, что можно добиться справедливости, третьи просто боятся. Вспоминаю прошлогоднее очень шумное дело.

...Двое подсудимых. Одному дали, кажется, четыре года «зоны». Другому - три, применили акт об амнистии и тут же освободили его из зала суда. Он вышел из клетки, как заторможенный, не веря, что свободен после полутора лет в камере. К нему бросились только родители и жена. Больше никто - а ведь многие его знали - не подошел. Он озирался, было заметно, как слабые проблески радости на лице будто размывались, уступая место настороженности. Через два месяца я узнала, он исчез из города на другой же день после суда. Звонил откуда-то родителям, что жив-здоров. Похоже, гнал его страх... Знал больше, чем рассказал в суде, и боялся? Или опасался «наездов» приятелей подельника? Конечно, это частный случай. Но...

Защита свидетелей и потерпевших - проблема нынешних российских времен. Ни для кого из правоохранителей она не секрет. Из фильмов и книг мы знаем, что, например, в США действует особая структура именно с функцией защиты свидетелей. Но то для нас беллетристика. А вот конкретных шагов, кроме давнишних разговоров, в нашем отечестве пока не наблюдается. Этот пробел, пожалуй, первыми в России решили восполнить инициативные люди из Федерации ветеранов подразделений специального назначения Вооруженных сил, органов правопорядка и безопасности «ВЕГА». На вопросы нашего корреспондента ответил президент «ВЕГИ» Андрей Ипатов.

- Мы разработали проект «Гражданская инициатива и правовая реформа», чтобы достоверно и объективно установить, существует ли в России проблема защиты свидетеля, насколько она актуальна. Провели опрос и анкетирование почти двухсот работников правоохранительных органов, в частности, военного суда и прокуратуры, налоговой полиции, прокуратуры Республики Тыва, адвокатов, рубоповцев, - говорит Ипатов. - Наш проект не коммерческий, он направлен на создание в России государственной программы по защите свидетелей и потерпевших.

Так вот результаты анкетирования свидетельствуют, что 92 процента опрошенных постоянно сталкивается с фактами давления на свидетелей. Более половины заявили: показания меняют от десяти до пятидесяти процентов свидетелей и потерпевших. А четверть правоохранителей увеличивают эту цифру до семидесяти пяти процентов. Еще вопрос анкеты: насколько это мешает правосудию? Очень мешает, ответили 86 процентов опрошенных.

Начальник Западно-Сибирского РУБОПа генерал-майор Юрий Прощалыкин прислал в «ВЕГУ» письмо поддержки: «С такими проблемами сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью сталкиваются ежедневно и понимают, насколько важно для общества решение этого вопроса. Управление согласно оказывать методическую и правовую поддержку проекта».

- При расследовании недостаточность доказательств ведет к прекращению дела, а в суде все сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Рассыпаются конкретные эпизоды, а то и дела полностью, - рассуждает Андрей Ипатов.- Понимая это, члены преступных группировок оказывают давление на пострадавших и свидетелей - психологическое и физическое. Угрозы по телефону семье, детям, родителям, угрозы поджечь дом, спалить машину. И поджигают, и палят... Да что перечислять... По крупным делам в РУБОПе или ФСБ основные свидетели получают необходимую защиту. Но после показаний в суде на помощь силовиков уже можно не рассчитывать. У них нет таких возможностей - ни ресурсов, ни правовой базы. А в оргпреступности ни с чем не считаются, особенно в наркобизнесе. Месть - сильнейший мотив. Именно правовую базу мы и хотим поднять.

Исследователи из «ВЕГИ» представляют себе защиту свидетеля как государственную программу. Они разработали концепцию, которую пока не выносят на обсуждение, но готовы дать ее в качестве законодательного предложения. В ней есть, например, возможность для свидетеля давать показания в суде, не называя своего имени, адреса. Вернее, давая эти сведения только судьям. Сейчас ведь во время судебного заседания принародно выкладываются полные анкетные данные.

Но программа потребует определенных вложений, хотя разработчики концепции полагают, что по их предложениям на первом этапе можно будет обойтись имеющимися у правоохранителей ресурсами. Новая структура должна быть межведомственной. Ее цель - создать оперативное сопровождение, кстати, далеко не каждого дела, чтобы у противной стороны и мысли не возникало оказывать давление.

Для всех желающих принять участие в исследовании координаты «ВЕГИ».
Сайт: http://vega-veteran.narod.ru
E-mail: federationvega@yandex.ru

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: