Новосибирск 9 °C

Что фестиваль грядущий нам готовит?

04.12.2001 00:00:00

4-й Международный Рождественский фестиваль искусств пройдет в Новосибирске 6-22 декабря на всех сценических площадках города, включая театры, филармонию, консерваторию и даже краеведческий музей.

Петербургское театральное товарищество «Комик-трест». «Белая история»

 Программа фестиваля по традиции будет представлена известными драматическими и музыкальными коллективами и выдающимися персоналиями. Свои лучшие работы представят и новосибирские театры, драматические и музыкальные. Зрители, пропустившие последние премьеры, смогут за короткие две недели наверстать упущенное и получить концентрированное представление обо всем, чем жил театральный город в последнее время, - увидеть спектакли и в постановке «своих»: Галибина, Афанасьева, Рыбкина, Верхградского, и приглашенных... В рамках фестиваля мы, наконец, увидим на сцене Оперного давно обещанную премьеру оперы «Кармен» Бизе на языке оригинала.

На круглых столах театральные проекты будут обсуждаться авторитетными экспертами - столичными и местными.

Гастрольная афиша фестиваля тоже обещает быть нескучной: чего стоит один Петр Фоменко с нашумевшим проектом «Одна счастливая деревня» или Роберт Стуруа с его постановкой Шекспира. Сам Петр Фоменко тоже обещался быть. Среди гостей в театральной программе фестиваля, кроме москвичей и петербуржцев, театры из Грузии, Литвы и Болгарии.

О гастрольной афише фестиваля более подробно.

Московский театр «Мастерская Петра Фоменко». «Одна абсолютно счастливая деревня». (Премия им. Станиславского за лучший спектакль сезона (2000) и премия «Золотая маска» за лучший спектакль малой формы (2001)

«Одна абсолютно счастливая деревня» - альянс прозы Бориса Вахтина и режиссуры Петра Фоменко. Для Фоменко Вахтин - «человек, похожий только на самого себя», элитарный и демократичный одновременно: «Он изыскан, тонок, российский интеллигент высочайшего замеса». Имя Вахтина хорошо известно знатокам литературного андерграунда, в питерском андерграунде 70-х он фигура весьма приметная - участник альманаха «Метрополь», автор философско-публицистической книги «Этот спорный русский опыт», тайно вывезенной на Запад и опубликованной в парижском журнале «Эхо»... «Одна счастливая деревня» (1974) предназначалась для самиздатовского альманаха «Часы».

Оценивая спектакль, столичная критика нашла его «теплым и тонким, каких теперь, пожалуй, и не встретишь» и даже «едва ли не единственным спектаклем современной России, в котором нет ни слова о вере и Боге, но который хочется назвать христианским, потому что в нем разлита Любовь».

Грузинский государственный академический драматический театр им. Шота Руставели (Тбилиси). «Двенадцатая ночь», «Человек ли он?»

Первоначально Роберт Стуруа предполагал посвятить «Двенадцатую ночь» юбилею Христа, но потом от замысла ставить спектакль по Евангелию отказался: «Изображать на сцене Христа с помощью актеров-грешников?..» «Вспомнил, что пьеса написана к концу Рождественских каникул, когда были большие карнавалы и празднества. Шекспир это приурочил к двенадцатой ночи, когда волхвы пришли смотреть на младенца Христа. Я решил использовать замысел барда и соединил, казалось бы, несоединимое, - говорит Стуруа о своем спектакле. - Первопричина, в основном носила сакральный характер, но сама пьеса достаточно веселая.»

Надо отдать должное режиссеру, который считается одним из лучших постановщиков Шекспира на мировой сцене (поставил порядка десяти шекспировских пьес). Особенно высоко его постановки оценены именно в Англии, на родине Шекспира, что дорогого стоит. «Гамлет», поставленный в Лондоне, по оценкам Британского шекспировского общества, вошел в десятку лучших мировых постановок писателя.

Второй спектакль театра «Человек ли он?» - сценическая адаптация Тамаза Годердзтшвили и Роберта Стуруа произведений Ильи Чавчавадзе.

Вильнюсский малый театр. «Ревизор»

Вильнюсский малый театр. «Ревизор». Режиссер Римас Туминас
 Возможно, кто-то найдет трактовку гоголевской темы Римасом Туминасом откровенно антигоголевской. Все, что обычно ставится во главу угла, в его спектакле вынесено за скобки. За скобками оказалась атмосфера взяточничества, доносов, социальная сатира, фарс, гротеск и проч. И вообще, признается режиссер, его интересуют вовсе не пороки, а добродетели персонажей, и их, считает он, при желании можно обнаружить едва ли не на каждой гоголевской странице. Положительный Хлестаков у Туминаса, например, сирота, и его добродетель уже в том, что он не идет напролом и он не агрессивен. «Мне сиротство нравится. Пугливые, несмелые - они самые интересные...» Хлестаков в версии вильнюсского театра - человек молодой, изголодавшийся за две недели безденежья, сентиментальный, слабого здоровья, которому вдруг раз в жизни повезло - из него сделали кумира, он попал в радушную, хлебосольную семью и искренне был в ней счастлив, хотя и ненадолго. Насколько такое «переписывание» Гоголя правомерно и интересно - судить вам. Отзывы на спектакль весьма противоречивы. Автор одной из злых статьей на «Ревизора», например, с уверенностью утверждал: «Если бы это увидел Гоголь, он бы два раза в гробу перевернулся»... Сам Туминас считает это комплиментом: «И Эфросу в свое время говорили, что после его спектаклей Чехов бы в гробу перевернулся, а Эфрос - мой любимый режиссер...»

Петербургское театральное товарищество «Комик-трест». «Белая история»

Создатели спектакля (режиссер Вадим Фиссон, актеры - Игорь Сладкевич, Николай Кычев, Наталия Фиссон) определяют жанр как «фэнтази» или «виртуальные хроники»: «Вы узнаете Истории Белого королевства, о ядах и интригах, о героях и лукавых царедворцах, о могуществе и одиночестве». Все это будет рассказано языком пластики, танца и движения.

Насколько можно судить по отзывам в прессе, речь идет о своего рода политической сказке, спектакле, поставленном в лучших традициях балагана, зрелище равно философском и ерническом, и несмотря на то, что оно сыграно всего тремя актерами, густонаселенном, поскольку «актеры, меняя обличия с поразительной быстротой, населяют пространство сцены бесчисленными и разительно не похожими друг на друга персонажами».

Театр «Сфумато» (София, Болгария). «Черное руно»

Авторы и постановщики - Иван Добчев, Маргарита Младенова.

Театр работает с болгарскими, французскими, испанскими актерами, а также со студентами Консерватории драматического искусства в Париже и театральным факультетом Нью-Йоркского университета. Спектакль - совместная работа театра-лаборатории «Сфумато», Hebbel Theatr (Берлин), Авиньонского фестиваля (Франция), «THEOREM» (Франция).

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: