Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Владимир Оренов: «Дон Жуан» - это не про бабника...»

07.12.2001
В театре «Старый дом» полным ходом идут репетиции спектакля «Дон Жуан» по Мольеру. Ставит спектакль Владимир Оренов (зам. главного редактора журнала «Театральная жизнь», автор и ведущий программы «Фрак народа»), хорошо знакомый новосибирскому зрителю по трем постановкам в «Старом доме».Примечательно, что Дон Жуана и другие мужские роли в спектакле сыграют актрисы-женщины.

 В театре «Старый дом» полным ходом идут репетиции спектакля «Дон Жуан» по Мольеру. Ставит спектакль Владимир Оренов (зам. главного редактора журнала «Театральная жизнь», автор и ведущий программы «Фрак народа»), хорошо знакомый новосибирскому зрителю по трем постановкам в «Старом доме».

Примечательно, что Дон Жуана и другие мужские роли в спектакле сыграют актрисы-женщины. Сам Оренов ничего особенного в этом не находит, напротив, желает, чтобы уже через пять минут зритель забыл, что на сцене дамы. Он вообще сторонник того, чтобы, «оценивая актерскую работу, не начинали с того, чтобы смотреть, что у человека между ног»:

- Не задавался же во времена Шекспира вопрос, почему все женские роли играли мужчины, это было совершенно естественно. Или никто же не спрашивал, почему Сара Бернар играла Гамлета, и никого особо не удивило, когда сыграла Гамлета Алла Демидова. Традиция - женщина в мужском костюме, как традиция девушки-гусара, вполне эротичная российская традиция. К тому же я считаю, что женщины глубже, интереснее, ярче, талантливее, они раньше взрослеют, и мне была очень интересна именно женская точка зрения на мужское отношение к женщине. Так что ни о каком гермафродитстве, гомосексуализме и ни о какой порочности речи не идет, все это мне глубоко чуждо и неинтересно.

Несмотря на то, что понятия «донжуан» и «донжуанство», имеют вполне конкретный смысл, для Оренова «Дон Жуан» - это не про бабника...». Основная идея его спектакля - вера или ее отсутствие, и его Дон Жуан - прежде всего человек, страдающий от отсутствия веры.

- Интерес к мольеровскому «Дон Жуану» не случайно возникает именно в самые трагические годы. После долгого забвения к нему, например, вернулись после Второй мировой войны, когда Европа лежала в руинах и все идеалы были порушены. Это еще раз подтверждает тезис, что в «Дон Жуане» таятся вопросы, которые возникают в самые трагические, сейчас, я бы сказал, в самые террористические времена - во что человек верит? что такое свобода, как ей пользоваться? Это и нравственные проблемы - и лицемерия, и веры в науку и так далее. Когда Сганарель спрашивает Дон Жуана, во что он верит, тот отвечат: «Я верю в то, что дважды два - четыре», он страдает оттого, что верить не во что, и это близко к страданию современного человека...

***

Идея поставить «Дон Жуана» родилась у Оренова 28 лет назад, когда он, будучи студентом театроведческого факультета ГИТИСа, отсидел на всех, от первой читки до премьеры, репетициях эфросовского «Дон Жуана», что стало для него настоящим потрясением. С одной стороны, он не переставал удивляться свежести подхода Эфроса к классике, а с другой - постоянно находился в состоянии внутренней полемики с ним, соглашался и не соглашался с его Дон Жуаном:

- Его не стало, а я продолжал спорить. Так что мой приход к «Дон Жуану» был предопределен. Это одно из тех произведений, которые меня волнуют чрезвычайно...

На вопрос, в чем было главное несогласие, Оренов отвечает:

- Анатолий Васильевич в свое время Дон Жуана осуждал. Эфрос вообще не любил бабников. Он приходил к тому, что Дон Жуан должен погибнуть, в конце и гром гремел, и в тартарары Дон Жуан скатывался...

Для Оренова Дон Жуан - это жизнь. Это необходимый женщине обман, необходимая ей мечта. Дон Жуан - это человек, создающий женщине иллюзию, иллюзию мечты, иллюзию красоты, иллюзию джентльменства. И вообще, в век, когда донжуанов все меньше, а гомосексуалистов все больше, отношение к «донжуанству» меняется в корне.

- Весь спор в том, что я не собираюсь карать Дон Жуана... Не собираюсь карать за его мужество, за небоязнь высших сил. Полемика в том, что я считаю, что родиться Дон Жуаном счастье. И сам он заслуживает если не счастья, то, как булгаковский Мастер, - покоя.

***

Оформление спектакля тоже обещает быть интересным.

- Я сразу хотел, чтобы не было никакого мольеризма, не было никаких штампов, - говорит режиссер-постановщик. - Когда ставят Шекспира - почему-то обязательно кожа, дерево, металл... Когда ставят Гоцци - обязательно цветные тряпочки, яркое, пестрое. Почему то, что придумал Вахтангов, стало законом? Когда ставят Мольера - кружева, камзолы... Я от этого хотел уйти, тем более что нам никогда точно не вспомнить ни этих кружев, ни этих камзолов, все равно будет театральщина.

Начал с того, что обманул художника Татьяну Спасоломскую, сказав ей: «Мы с вами ставим Жванецкого». Жванецкий - это, понятное дело, Одесса, порт, берег моря, гудки парохода, плеск волны. В «Дон Жуане» половина сцен тоже происходит на берегу моря...

- Когда через месяц сказал, что делаем Мольера, были и обмороки, и истерики, и переживания... А потом она сказала: «Все правильно, жаль только, что вы сказали мне это до костюмов...» И «поперли» кружева, камзолы... Психологический штамп - страшное дело. И она с собой боролась, и я с собой боролся по мере сил. Мы старались сделать такой спектакль, чтобы если закрыть уши и не слышать текста - а мы его не изменили, - то нельзя было догадаться, что играется Мольер.

Из переводов выбран тот, что сделан Михаилом Донским специально для Эфроса, - не литературно-изысканный, а грубоватый и русифицированный, где мольеровские герои могут обратиться друг к другу русизмами: «Эй ты, человечище» или «Эй ты, куманек». Кроме того, в спектакле будет использован фрагмент пьесы Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

***

«Донжуанит», по словам Оренова, он с большим удовольствием. На главные роли в спектакле выбраны его любимые актрисы - Елена Жданова (Дон Жуан) и Ирина Серебровская (Сганарель). Роль доньи Эльвиры сыграет тоже очень любимая им Халида Иванова. Жаль, что Лидии Байрашевской нет в штате «Старого дома», говорит режиссер, тогда бы комплект особо любимых им женщин новосибирской сцены был бы полным.

Резонанс
Новости
Первый построенный в Новосибирской области кирпичный храм объявили памятником культурного наследия. В Легостаево Искитимского района по этому поводу устроили массовое ликование. После закрытия церкви в храме были склад зерна, мельница, хотели даже сделать кинотеатр или вовсе разобрать на кирпичи.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
9 баллов: город стоит в пробках. Автомобилисты Новосибирска негодуют – пятничный вечер испорчен. Много аварий. Только на Большевистской улице произошло четыре ДТП. Красный проспект превратился в гигантскую пробку от площади Калинина до ул. Фабричной.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.