Новосибирск 1.4 °C

Владимир Оренов: «Дон Жуан» - это не про бабника...»

07.12.2001 00:00:00

 В театре «Старый дом» полным ходом идут репетиции спектакля «Дон Жуан» по Мольеру. Ставит спектакль Владимир Оренов (зам. главного редактора журнала «Театральная жизнь», автор и ведущий программы «Фрак народа»), хорошо знакомый новосибирскому зрителю по трем постановкам в «Старом доме».

Примечательно, что Дон Жуана и другие мужские роли в спектакле сыграют актрисы-женщины. Сам Оренов ничего особенного в этом не находит, напротив, желает, чтобы уже через пять минут зритель забыл, что на сцене дамы. Он вообще сторонник того, чтобы, «оценивая актерскую работу, не начинали с того, чтобы смотреть, что у человека между ног»:

- Не задавался же во времена Шекспира вопрос, почему все женские роли играли мужчины, это было совершенно естественно. Или никто же не спрашивал, почему Сара Бернар играла Гамлета, и никого особо не удивило, когда сыграла Гамлета Алла Демидова. Традиция - женщина в мужском костюме, как традиция девушки-гусара, вполне эротичная российская традиция. К тому же я считаю, что женщины глубже, интереснее, ярче, талантливее, они раньше взрослеют, и мне была очень интересна именно женская точка зрения на мужское отношение к женщине. Так что ни о каком гермафродитстве, гомосексуализме и ни о какой порочности речи не идет, все это мне глубоко чуждо и неинтересно.

Несмотря на то, что понятия «донжуан» и «донжуанство», имеют вполне конкретный смысл, для Оренова «Дон Жуан» - это не про бабника...». Основная идея его спектакля - вера или ее отсутствие, и его Дон Жуан - прежде всего человек, страдающий от отсутствия веры.

- Интерес к мольеровскому «Дон Жуану» не случайно возникает именно в самые трагические годы. После долгого забвения к нему, например, вернулись после Второй мировой войны, когда Европа лежала в руинах и все идеалы были порушены. Это еще раз подтверждает тезис, что в «Дон Жуане» таятся вопросы, которые возникают в самые трагические, сейчас, я бы сказал, в самые террористические времена - во что человек верит? что такое свобода, как ей пользоваться? Это и нравственные проблемы - и лицемерия, и веры в науку и так далее. Когда Сганарель спрашивает Дон Жуана, во что он верит, тот отвечат: «Я верю в то, что дважды два - четыре», он страдает оттого, что верить не во что, и это близко к страданию современного человека...

***

Идея поставить «Дон Жуана» родилась у Оренова 28 лет назад, когда он, будучи студентом театроведческого факультета ГИТИСа, отсидел на всех, от первой читки до премьеры, репетициях эфросовского «Дон Жуана», что стало для него настоящим потрясением. С одной стороны, он не переставал удивляться свежести подхода Эфроса к классике, а с другой - постоянно находился в состоянии внутренней полемики с ним, соглашался и не соглашался с его Дон Жуаном:

- Его не стало, а я продолжал спорить. Так что мой приход к «Дон Жуану» был предопределен. Это одно из тех произведений, которые меня волнуют чрезвычайно...

На вопрос, в чем было главное несогласие, Оренов отвечает:

- Анатолий Васильевич в свое время Дон Жуана осуждал. Эфрос вообще не любил бабников. Он приходил к тому, что Дон Жуан должен погибнуть, в конце и гром гремел, и в тартарары Дон Жуан скатывался...

Для Оренова Дон Жуан - это жизнь. Это необходимый женщине обман, необходимая ей мечта. Дон Жуан - это человек, создающий женщине иллюзию, иллюзию мечты, иллюзию красоты, иллюзию джентльменства. И вообще, в век, когда донжуанов все меньше, а гомосексуалистов все больше, отношение к «донжуанству» меняется в корне.

- Весь спор в том, что я не собираюсь карать Дон Жуана... Не собираюсь карать за его мужество, за небоязнь высших сил. Полемика в том, что я считаю, что родиться Дон Жуаном счастье. И сам он заслуживает если не счастья, то, как булгаковский Мастер, - покоя.

***

Оформление спектакля тоже обещает быть интересным.

- Я сразу хотел, чтобы не было никакого мольеризма, не было никаких штампов, - говорит режиссер-постановщик. - Когда ставят Шекспира - почему-то обязательно кожа, дерево, металл... Когда ставят Гоцци - обязательно цветные тряпочки, яркое, пестрое. Почему то, что придумал Вахтангов, стало законом? Когда ставят Мольера - кружева, камзолы... Я от этого хотел уйти, тем более что нам никогда точно не вспомнить ни этих кружев, ни этих камзолов, все равно будет театральщина.

Начал с того, что обманул художника Татьяну Спасоломскую, сказав ей: «Мы с вами ставим Жванецкого». Жванецкий - это, понятное дело, Одесса, порт, берег моря, гудки парохода, плеск волны. В «Дон Жуане» половина сцен тоже происходит на берегу моря...

- Когда через месяц сказал, что делаем Мольера, были и обмороки, и истерики, и переживания... А потом она сказала: «Все правильно, жаль только, что вы сказали мне это до костюмов...» И «поперли» кружева, камзолы... Психологический штамп - страшное дело. И она с собой боролась, и я с собой боролся по мере сил. Мы старались сделать такой спектакль, чтобы если закрыть уши и не слышать текста - а мы его не изменили, - то нельзя было догадаться, что играется Мольер.

Из переводов выбран тот, что сделан Михаилом Донским специально для Эфроса, - не литературно-изысканный, а грубоватый и русифицированный, где мольеровские герои могут обратиться друг к другу русизмами: «Эй ты, человечище» или «Эй ты, куманек». Кроме того, в спектакле будет использован фрагмент пьесы Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

***

«Донжуанит», по словам Оренова, он с большим удовольствием. На главные роли в спектакле выбраны его любимые актрисы - Елена Жданова (Дон Жуан) и Ирина Серебровская (Сганарель). Роль доньи Эльвиры сыграет тоже очень любимая им Халида Иванова. Жаль, что Лидии Байрашевской нет в штате «Старого дома», говорит режиссер, тогда бы комплект особо любимых им женщин новосибирской сцены был бы полным.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: