Новосибирск 9.4 °C

Путевка в жизнь от дядьки Черномора

07.02.2002 00:00:00

Четырнадцатого февраля отметит свое семидесятилетие ведущий художник-декоратор Театра оперы и балета, заслуженный работник культуры РФ Аркадий Галкин.

Тележка с ведрами краски - палитра художника-декоратора Аркадия Галкина. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Три десятка крутых ступенек ведут под самый купол театра, в огромный светлый зал, где группа художников колдует над распростертым на полу холстом. Это будущие декорации к балету Стравинского «Петрушка». Возле холста стоит тележка с кистями и ведрами с краской. Тележка - это палитра. Здесь, как в стране лилипутов, вещи большие, люди маленькие. Рабочий инструмент художника - кисть на метровой ручке - так тяжела, что ее сможет удержать лишь сильная мужская рука. «Такая длинная ручка у кисти для того, чтобы во время работы не наклоняться над холстом», - поясняет Аркадий Сергеевич. Он привычно легким движением руки показывает, как надо наносить рисунок. Во время работы художники ходят по холсту в мягких тапочках. Юбиляр демонстрировать походку отказывается - не может переобуться.

Дело в том, что месяц назад он сломал ногу. Садился в троллейбус, а кругом гололед, вот и приключилась беда в канун семидесятилетия. Сегодня гипс сняли, но Аркадий Сергеевич еще прихрамывает. Однако на больничном засиживаться не намерен. Говорит, работы много, надо ребятам помогать...

Родился Аркадий Галкин в Новосибирске, но не 14 февраля 1932 года, как указано в метрике, а в последних числах 1931-го. Объясняется эта неувязочка в датах просто. Новорожденный заразился в роддоме тифом, и врачи отказались его регистрировать: мол, выживет - тогда уж запишем, а не выживет - зачем бумагу переводить. Но тяга к жизни в крохотном человеке была велика - он выжил...

Мать Аркадия была дочерью «врага народа», поэтому семье пришлось пережить много неприятных минут. Отца перебрасывали с объекта на объект, так что Аркадий с детства любовался богатой красками природой Минусинска, Абакана. В Абакане мальчик закончил изостудию, которой руководил замечательный художник Дмитрий Черепанов. Он порекомендовал подающему надежды ученику продолжить свое обучение в Красноярском художественном училище имени Сурикова. Там как раз был первый набор, и Аркадию повезло - он поступил и успешно отучился в училище два курса. Затем неожиданно для всех юноша перевелся на заочное отделение и в поисках работы уехал в Новосибирск.

Художники-декораторы только что открывшегося в городе Театра оперы и балета встретили Аркадия с улыбкой. «Их было тогда двенадцать человек, - вспоминает художник. - Причем у шестерых - высшее образование. И тут приходит какой-то мальчишка с рисунками... Конечно, этот момент их очень позабавил. Смеются, говорят: «Это рисунки не твои, не верим. Нарисуй-ка вон того». «Вон тот» был художником Альбином Морозовым. Я нарисовал, они посмотрели - похож, и взяли меня учеником декоратора...»

Дали парню оклад 260 рублей, по тем временам - а на дворе был 1946 год - мизер, прожить на такие деньги было невозможно. Хорошо, родственники Аркадия не забывали, подкармливали. Ну а в театре он работал увлеченно, впитывая как губка все премудрости ремесла.

Однажды готовилась премьера «Руслана и Людмилы», все цехи работали в авральном режиме. Художники тоже кое-что не успевали, поэтому рискнули и поручили ученику написать половину замка Черномора. Аркадий очень старался. Когда уже готовые декорации повесили в зале, художник-постановщик спектакля принялся распекать декораторов: мол, пускаете в цех всякую шантрапу, они и мажут как попало. И при этом он все время тыкал пальцем в половину замка, которую писал один из художников. «Вот мастерство, - указывал постановщик на замок, нарисованный Аркадием, - а это - безобразие». Пока художники объясняли, кто какую часть замка рисовал, Аркадий выбежал из зала со слезами обиды. На самом же деле это была его первая победа, признание его как художника. Так дядька Черномор дал юноше путевку в жизнь.

За пятьдесят пять лет, проведенных художником под куполом НГАТОиБ, он лишь на пять лет оставлял свой родной цех: пять лет ходил на подводной лодке по беспокойным просторам Балтийского моря. Все время службы не расставался с карандашом и кистью. Рисовал все - от агитплакатов до портретов членов Политбюро. А отпуск Аркадий всегда проводил в театре. Когда вернулся со службы, принялся за работу с удвоенной энергией, стал ведущим художником-декоратором. Помимо коллективного труда над декорациями к спектаклям, Галкин был и художником-постановщиком. В оперном идет его авторская работа - «Белоснежка и семь гномов». В «Красном факеле» - спектакль «Обыкновенный поросенок». Он перенес на сцену НГАТОиБ декорации к балету «Спартак». И это далеко не полный список того, что художник успел сделать за время работы в театре.

Кроме того, Аркадий Галкин - член Союза фотохудожников России, а также постоянный участник разного рода художественных выставок - как городских, так и международных. Рисует он в основном пейзажи. Любит работать акварелью и темперой. Свои картины не продает, хотя предложения такие поступают постоянно. Говорит, что жаль с ними расставаться, ведь выбирают в основном самые удачные работы. В сентябре Аркадий Сергеевич с сыном ездил на Север за впечатлениями, привез оттуда несколько десятков набросков. Говорит, что если бы не сломал ногу, то наверняка сделал бы из них персональную выставку в Доме актера к своему юбилею... Но у горожан еще будет возможность увидеть Север глазами художника Галкина. Только это будет чуть-чуть попозже. А пока с юбилеем вас, Аркадий Сергеевич!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: