Новосибирск 10.3 °C

«Проблемы нет. Есть рабочие моменты»

29.03.2002 00:00:00

Виктор Толоконский
о взаимоотношениях области и города

 Несколько дней назад в статье «Кто обижает город?» мы изложили свою точку зрения на то, почему вдруг стали много говорить о том, что область якобы обижает областной центр. Ранее на эту же тему высказался со страниц «Вечернего Новосибирска» мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Сегодня ситуацию комментирует глава администрации Новосибирской области Виктор Толоконский.

- По существующему положению вещей проблемы нет. Но есть два момента, которые нужно иметь в виду. Взаимоотношения субъекта федерации и большого областного города - а Новосибирск, безусловно, является особым городом - всегда потенциально содержат в себе конфликт. Большой город имеет большой бюджет, большой объем полномочий, которые невозможно точно разделить: где именно заканчиваются полномочия города и начинаются полномочия области. Кроме того, перед нами одно и то же поле осуществления этих полномочий, чего мы не наблюдаем в других городах и районах. Существует возможность конфликтов и противоречий в самых разных сферах. И я думаю, что нужно обращать особое внимание и проявлять особую политическую волю, чтобы не допустить возникновения конфликта и тем более перехода каких-то объективных процессов в сферу личностных взаимоотношений руководителей, - это очень важная задача! Не только для главы администрации области и мэра, но и для городского и областного Советов, равно как и для всех социальных сил, которые не на словах, а на деле ставят задачу достижения общественного благополучия и ускорения социального развития.

- Мы знаем немало примеров, когда противостояние мэра и губернатора, какими бы причинами оно ни объяснялось, приводит к весьма печальным последствиям.

- Самый яркий пример - наши соседи - Омская область. Сейчас конфликт улажен - прошло больше года с тех пор, как мэр Рощупкин переехал на работу в Москву. Но - вот в чем состоит сложность и опасность таких конфликтов - многолетнее противостояние наложило отпечаток на всех. Внешне все выглядит вполне благополучно, но все равно следы конфликта проявляются. Что совершенно очевидно - на Омской области это сказалось не лучшим образом.

Насколько знаю, есть проблемы в Свердловской, Самарской, Нижегородской областях...

Возвращаясь к вашему первому вопросу, хочу сказать, что особенность политической ситуации в Новосибирской области такова, что потенциально ослабить областную власть в целом, ослабить позиции главы администрации области возможно, пожалуй, лишь одним способом - организовать конфликт с городом Новосибирском. Есть политические силы, которые хотят противостоять администрации области, областному Совету; они могут концентрировать свои усилия на этом направлении, стараться внести какой-то раскол. По-настоящему дальновидный политик должен этот момент понимать и должен подчеркивать важность сохранения конструктивных отношений, строить работу таким образом, чтобы все проблемы города были и проблемами области, чтобы решения принимались совместно. В Новосибирской области должен быть постоянно работающий механизм диалога управленческих систем.

- Вы сами были мэром Новосибирска, и когда говорят об отношениях мэр - губернатор, часто приводят в пример взаимоотношения губернатора Виталия Мухи и мэра Виктора Толоконского...

- Отношения всегда имеют личностный оттенок - это неизбежно. Не скажу, что мои принципы изменились или что я как мэр по-другому рассматривал важность взаимоотношений с областью. Убежден, что и у предыдущего губернатора также было понимание, что взаимодействие необходимо. Мы неоднократно это подчеркивали, но в какой-то момент определенным силам удалось убедить Виталия Петровича Муху, что мэр Новосибирска является его конкурентом на выборах. Но я как мэр не ставил перед собой такой задачи, и участвовать в выборах меня вынудили как раз плохие отношения с областью. Выбор тогда был прост: или уйти совсем, или пройти путь до конца и обеспечить совместную работу победой на выборах.

Я работал с губернатором Индинком - и это были принципиально иные отношения. Наверное, мое понимание важности взаимоотношений города и области заложил именно Иван Иванович, который подчеркивал, что мэр и губернатор всегда должны быть вместе.

- А сейчас мэр рядом?

- Да. И мэр рядом, и я стараюсь чаще бывать в мэрии. На днях мы три часа вместе работали в мэрии - обсуждали проблемы города, управленческие вопросы.

Понимаете, во мне живет опыт работы в городе. В чем-то он, безусловно, мне помогает. Я часто разговариваю с диспетчерской города по каким-то ситуациям, напрямую беседую с руководителями районов и структурных подразделений. Не думаю, чтобы Владимир Филиппович на меня за это обижался. Но есть и некоторые психологические сложности. Я всегда говорил, что новый мэр должен строить свою систему, именно он должен подчеркнуть и расставить свои приоритеты. Наконец, у него должен быть свой стиль работы. В общем, город должен реализовывать новые подходы. Я это прекрасно понимаю и уважаю любую инициативу города.

- О каких бы проблемах города и области ни говорили в последнее время, вопрос всегда упирается в деньги, которых, как известно, вечно не хватает. Где вообще город берет деньги?

- Прежде всего хочу заметить, что не очень корректно сравнивать, сколько на территории области собирается налогов и сколько попадает в бюджет. Это как раз не зависит от действий должностных лиц, а зависит от устройства налоговой системы страны в целом. Лишь небольшая часть налогов непосредственно зачисляется в бюджет города по определенным нормативам. За два последних года эти нормативы, кстати, были увеличены.

Основной налог, который влияет на бюджет города Новосибирска, - подоходный. Раньше норматив был 49 процентов, а сегодня он составляет 59 процентов. Подчеркну, что это было решение областных властей.

Кроме того, сохранены все нормативы, предусмотренные федеральным законодательством. Но даже то, о чем я только что сказал, еще не определяет финансовое состояние города, потому что из областного бюджета город получает часть средств в виде дотаций и субвенций. Когда область получает от правительства трансферт, то часть его она передает городу. Многие, наверно, помнят, что сначала Новосибирску ничего не передавали(!), в 2001 году Новосибирск получил 418 миллионов рублей, а в этом году получит 967 миллионов. Хочу сказать, что области в целом на этот год трансфертный платеж увеличен на 30 процентов, а дотации и субвенции городу Новосибирску мы увеличили вдвое.

- Можно ли считать, что такой показатель, как бюджетная обеспеченность на одного человека, является наиболее объективным для того, чтобы оценить положение дел?

- В принципе да. Но этот показатель тоже нужно уметь считать. Если просто, как говорится, взять да и поделить - это будет некорректно. Так можно считать в Кыштовском районе, в Чановском, где кроме районного бюджета ничего нет. В Новосибирске дела обстоят иначе.

Например, область помогает городу бюджетными ссудами для решения каких-то конкретных задач. Один пример: чтобы поддержать бюджет города в расчетах за потребляемую энергию, принято решение о выделении городу долгосрочной ссуды в сумме 500 миллионов рублей, которая затем будет пролонгирована. Речь не идет о каких-то зачетах - город просто получит дополнительные деньги из областного бюджета.

Не надо забывать и о том, что в Новосибирске очень много учреждений и объектов, которые находятся на содержании областного бюджета: больницы, учебные учреждения, учреждения культуры. Область финансирует все театры, филармонию, оркестры. Область дает деньги на содержание дорог в областном центре - эти сотни миллионов рублей также не учитываются в городском бюджете.

Наконец, значительную часть финансовых потоков в Новосибирск формирует федеральный бюджет. В Коченеве нет академии наук, а в Новосибирске большое количество академических институтов, работает много подразделений федеральных министерств. Два десятка крупных государственных вузов, армейские подразделения, правоохранительная система - все это финансируется из федерального бюджета. Так что, если считать показатель бюджетной обеспеченности на одного новосибирца, то нужно не забыть все три составляющие. И в общем, получится, что объем собираемых в городе налогов примерно равен сумме получаемых средств. Баланс у нас есть. Если нужно - можно обратиться к специалистам, которые подробно объяснят, как именно обстоят дела в городе и области.

- Решения федерального центра сильно влияют на взаимоотношения города и области?

- Существует система, в рамках которой мы работаем. Изменения в налоговой политике (наиболее яркий пример - налог на добавленную стоимость) объективно назрели. Если бы не перемены в этой сфере, то выровнять бюджетную обеспеченность российских регионов было бы просто невозможно. Разрыв мог стать колоссальным: появились бы «эмираты» в нескольких округах - в Москве, Норильске, там, где развита нефтепереработка (Татарстан, Башкортостан, Самарская область), а все остальные постепенно сдавали бы... Конечно, сильные доноры на эту систему обижаются, но именно она сегодня действительно работает, хотя, конечно, нуждается в усовершенствовании. И мы всегда говорим об этом в правительстве.

- Вы рассказали, как область помогает городу. Но не менее интересный и важный вопрос: есть ли у Новосибирска резервы роста?

- Конечно, резервы есть. Мы постоянно говорим об этом. В мэрии работает достаточно профессиональная команда, которая эти резервы видит и с ними работает.

Но многие проблемы на самом деле вовсе не являются сугубо городскими проблемами - это наши общие проблемы. Например, в Новосибирске существует достаточно большой теневой оборот финансов. Из-за этого и город, и область недополучают значительную сумму налоговых поступлений. Ситуацию будем поправлять, тем более что в мэрии разработан специальный план.

Не очень эффективно работает в городе земельный ресурс. Сегодня он дает доход тем, кто использует земельные участки, хотя земельной рентой должен распоряжаться тот, кто этим участком владеет. В данном случае речь идет о городском сообществе. И не надо ждать каких-то новшеств в законодательстве - действующие законы позволяют городу более эффективно использовать земельные ресурсы.

Есть немалый резерв в наращивании экономического и производственного потенциала. Необходима адресная работа по оказанию содействия городским предприятиям, продвижению их продукции на рынке, упрощению процедур различных согласований, привлечению инвестиций. Будет расти городская экономика - значит будет прирастать и бюджет. А для того чтобы резервы, о которых я говорю, стали одновременно и стимулами, я как глава администрации области гарантирую, что город Новосибирск не будет получать субвенций и дотаций меньше, чем сегодня.

- Виктор Александрович, есть ощущение, что власть особенно и не стремилась рассказывать о том, что уже сделано.

- Действительно, не так много мы и объясняли... Аналитической и разъяснительной работы явно не хватает - этим необходимо заниматься. Такая работа будет. В облстатуправлении работает сильная команда во главе с Александром Кисельниковым. И думаю, что ситуацию поправим. Будем выпускать специальные информационные обзоры, аналитику о положении дел в городе и области.

- Оценивая ситуацию и выбирая между оптимизмом и пессимизмом, мне кажется, вы остановитесь на реализме.

- В принципе да. Но я реалист с оптимистическим складом характера. Я, безусловно, верю в возможность реализации тех резервов, о которых я вам говорил. Я убежден, что прирост по заработной плате (и не только в бюджетной сфере) будет объясняться не ростом инфляции, а развитием экономики области. Наша наука должна найти дорогу в реальную экономику. Активно применяются современные технологии в сельском хозяйстве. Словом, с каждым днем я ставлю все более сложные задачи и прекрасно понимаю, что решать их будет еще труднее.

Город Новосибирск должен сосредоточиться на точках роста. Если мы хотим развивать наукоемкую промышленность, то жизненно важно создать в Новосибирском научном центре новую инфраструктуру: бизнес-центр, конгресс-центр, новую гостиницу.

Надо ускорять работы по развитию мультимодального узла - Новосибирск обязан закрепить столичные функции большого сибирского региона. В радиусе 250-500 километров от нашего города живут почти десять миллионов человек, и мы обязательно должны использовать это обстоятельство. Наконец, предстоит обратить самое серьезное внимание на создание современной градостроительной инфраструктуры: будем строить новые дороги, транспортные развязки.

Ведь мы на самом деле многое можем сделать сами. Скажи кто года три-четыре назад, что у метро не будет необходимого федерального финансирования, - тут же заговорили бы о катастрофе. А вот в этом году федеральный центр дал 92 миллиона рублей, а мы сами нашли более ста. Значит, можем!

И я думаю, что ближайшее время подтвердит правоту моих слов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: