Новосибирск 4 °C

Памятник мосту и его создателям

09.07.2002 00:00:00

К 110-летию Новосибирска

В прошлом году закончился демонтаж старого железнодорожного моста через Обь. Одно пролетное строение - длиной 88 метров и весом около 500 тонн - было транспортировано и установлено на временные опоры вблизи Октябрьской пристани. Именно с этого места разворачивалось строительство железнодорожного моста через Обь - первого крупного и сложного инженерного сооружения Транссибирской магистрали. Автором проекта моста является профессор Николай Аполлонович Белелюбский, крупный ученый в области проектирования подобных объектов, строительной механики и стройматериалов.

 Именно с приезда мостостроителей в 1893 году началась история рождения Новониколаевска. После проведения изыскательских и проектных работ строители приступили к его возведению, 24 июля 1894 года состоялась торжественная закладка первой опоры моста и был отслужен молебен.

Несмотря на большой объем работ и сложные климатические условия, мост был сооружен в весьма короткий срок: от начала подготовительных работ до ввода его в постоянную эксплуатацию прошло менее четырех лет. 31 марта 1897 года движение через мост было открыто.

Почти век служило людям уникальное творение русских инженеров. Группа ученых НИИЖТа высказала идею о сохранении одного пролета железнодорожного моста в память о его создателях, рабочих и инженеров, тех, кто стоял у истоков нашего города. Городская администрация поддержала эту идею. В департаменте строительства и архитектуры мэрии уже обсуждена общая концепция историко-мемориального комплекса «Железнодорожный мост». Как отметил директор департамента Игорь Люзенков, на сегодняшний день сделано самое главное - сохранен пролет уникального сооружения.

Сотрудниками института ГИПРОСТРОЙМОСТ подготовлен проект постоянных опор, рассчитанных так, чтобы пролетное сооружение выдержало свою расчетную нагрузку. Решено, что конструкция должна опираться на две опоры, одна из которых будет находиться в воде. В этом году основная задача - установить пролет на постоянные опоры, сооружением которых займется ОАО «Сибмост». Затем специалисты проведут полное обследование состояния конструкции пролета моста, чтобы определить перспективы его использования.

Одновременно с этим необходимо подумать и о художественном облике и содержании мемориального комплекса. По мнению директора департамента Игоря Люзенкова, в создании музея должны принять участие все новосибирцы. Неплохо, если бы свои идеи высказала молодежь. Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии предложило студентам Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии тему дипломного проекта - «Архитектурно-художественное решение территории историко-мемориального комплекса «Железнодорожный мост». Сотрудники департамента, строители и архитекторы, словом, те, кто причастен к организации музея, ознакомились с одним из интересных вариантов концепции и формы содержания мемориального комплекса.

Основная идея автора - создать зону сохранения культурного наследия города. Речь идет о возможности переноса старых зданий, представляющих историческую и архитектурную ценность, в специальную зону мемориального комплекса.

Предполагается, что первым таким экспонатом станет контора инженера Будагова, где располагался центр управления строительством моста. В этом отреставрированном здании можно будет разместить музейные экспонаты, посвященные истории строительства моста.

Автором проекта предлагается также перед входом на территорию комплекса установить монитор со стереоизображением, где будут демонстрироваться кадры истории развития города. Предусмотрено строительство деревянной часовни Святого Даниила, которая станет символом начала самой главной улицы Новосибирска - Красного проспекта. Несомненно, на такой обширной территории разместятся и объекты общественного питания, культуры и досуга.

Музейный комплекс должен стать привлекательным и познавательным местом для новосибирцев и гостей города. Поэтому любые идеи будут приветствоваться и рассматриваться специалистами. Можно использовать опыт других стран в создании музейных комплексов, но внести в них свою, российскую, «особенность».

Однако для реализации любого проекта нужны средства. В бюджете города на организацию музейного комплекса заложен один миллион рублей. Эти средства пойдут на возведение постоянных опор. Депутат горсовета Юрий Мигулев предложил создать общественный фонд музея, где будут аккумулироваться пожертвования людей, желающих внести свою лепту в создание памятника истории Новосибирска.

Оформление мемориального комплекса включено в план подготовки города к 110-летию Новосибирска. Конечно, за один год вряд ли удастся выполнить все задуманное, но обновить старое пролетное строение, установить первые музейные экспонаты и благоустроить территорию около него - обязательное условие, которое должно быть выполнено к Дню города 2003 года.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: