Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Евдокия Беляева: Я бы любому пожелала неба на всю жизнь

18.07.2002
Евдокия Беляева проработала бортпроводником в «Аэрофлоте» с 1957-го по 1973 год - почти 20 лет. За её плечами - тысячи рейсов на Ил-14, Ил-18 и Ту-154 по всему сибирскому региону и Москве. Много воды утекло за это время, однако память о событиях в жизни Толмачево эпохи Хрущева - Брежнева свежа, словно это было только вчера.
Стюардесса Евдокия Беляева в шестидесятые годы

 Евдокия Беляева проработала бортпроводником в «Аэрофлоте» с 1957-го по 1973 год - почти 20 лет. За её плечами - тысячи рейсов на Ил-14, Ил-18 и Ту-154 по всему сибирскому региону и Москве. Много воды утекло за это время, однако память о событиях в жизни Толмачево эпохи Хрущева - Брежнева свежа, словно это было только вчера. Тридцать лет прошло с тех пор, как Евдокия Беляева ушла на пенсию. Летные профессии в ее семье - фактор потомственный: дочь с зятем - бортпроводники в «Сибири», отец зятя и племянник - летчики. Не исключено, что и внуки также посвятят себя служению небу. До сих пор Евдокия Ивановна не теряет связи с бывшими коллегами, посещает все праздники, посвящаемые ветеранам, созванивается с бывшими напарниками, любит знакомиться с молодежью. И не устает удивляться тому, как сильно нынешний воздушный флот отличается от прежнего - времен ее молодости.

- Евдокия Ивановна, это правда, что в ваше время профессия стюардессы вовсе не считалась престижной?

- Не считалась. Это сейчас на борту не стюардессы, а фотомодели - и молоденькие, и красавицы, и язык знают, а то и несколько, и ходить их, я знаю, специально хореографы учат, а у нас места эти практически всегда были вакантными, брали любых, ну абсолютно любых.

- Неужели совсем никакого отбора не было?

- Вообще никакого, даже возрастной ценз отсутствовал! У нас и по 40 лет, и старше женщины работали, на фигуры, конечно же, никто не смотрел - одна, помнится, совсем страшненькая была, но ничего, работала, потому что язык знала. Учили наскоро - зачитать с листка погоду и географическое положение, разнести по салону чай с водой и проследить за багажом. Это теперь багажом занимается специальная служба, а тогда все это приходилось делать бортпроводникам. Особенно тяжело было, когда летали транзитом, выжидая время в аэропорту, приходилось снимать чулки, чтобы не порвать (а стоили они тогда 90 коп. - жутко дорого), залезать на огромное колесо грузовика, перевешиваться через борт и считать сумки с чемоданами. Не дай бог, что-нибудь затеряется - спрос с бортпроводника.

- А меню каким было?

- Совсем небогатое. У нас был огромный чемодан, в него складывали стаканы с подстаканниками, несколько бутылок с газированной водой, карамельки «Дюшес», ну и иногда газеты - их давали только на московском рейсе. То есть пассажиров мы не кормили. Правда, еще у меня была одна шахматная доска, которую пассажиры вечно куда-нибудь засовывали. Это было на Ту-154, там не сильно трясло, так что играть можно было.

- А сами пассажиры отличались от нынешних?

- Да, сильно отличались. Во-первых, они были намного скромнее, спокойней, что ли... Разумеется, попадались неприятные типы, которым все равно приходилось улыбаться, - пассажир ведь всегда прав, - но это было редкостью. Затем очень много летало детей - подавляющее большинство пассажиров были с детьми, и совсем не возили животных - я лично не помню ни одного такого случая. Почти не пили, кстати, во время полета.

- Какие-нибудь интересные моменты запомнились?

- Разумеется. Например, как я разговаривала с Лазарем Кагановичем - его тогда уже сняли, и он летел в Свердловск. Я сразу его узнала, а он, наверное, это заметил. Подозвал, начал расспрашивать - как нам живется-работается, всем ли довольны, какая зарплата...

- А вам разве разрешалось это делать - вы ведь должны были пройти идеологическую «обработку»?

- Естественно, запрещалось говорить лишнее, нужно было отвечать стандартно. С иностранцами вообще беседовать запрещалось при любых обстоятельствах. В ситуации с Кагановичем я так растерялась, что на его вопрос о том, какая у меня зарплата, я выдала: «Ой, а зачем вам это?»

- Еще кого-нибудь из «высших эшелонов» встречали?

- Многих. Хрущева, в частности, Брежнева видела очень близко в московском аэропорту, даже обменялась с ними какими-то незначительными фразами.

- Скажите, а что касается отношений персонала между собой - тут, на ваш взгляд, произошли изменения?

- Думаю, нет. Мы точно так же дружили, выручали друг друга, работали командами.

- А романы между летчиками и стюардессами?

- О, и это было! У некоторых, кстати, и до свадьбы дошло. Я сама была влюблена в командира экипажа, да что толку - он был женат. Типичный летчик - высокий, широкоплечий, обаятельный - интереснейший мужчина. В наше время считалось очень престижным выйти замуж за летчика, они все были красивыми, подтянутыми, да, впрочем, и сейчас такими остаются.

- Говорят, что раньше пассажиры хуже переносили полет...

- А это когда как - к примеру, были у нас экскурсии над ОбьГЭС, когда ее только построили, и мы делали над ней буквально несколько кругов на Ил-14. Два года подряд таким образом катали мы народ - летом, каждые выходные по нескольку рейсов. Ну, все, естественно, отстегивали ремни безопасности и влипали в окна - а самолет-то болтает! Само собой, начинается тошнота. До того доходило, что пакетов на всех не хватало. И уши, конечно, при взлете и посадке больше закладывало. Нам, бортпроводникам, вообще плохо было - помещения своего не было, сидели мы на маленьком откидном стульчике в самом конце салона, тесно, неудобно, шум, уши заложило, а работать надо... Но все равно было здорово, ведь многие девчонки устроили свою судьбу только благодаря этой работе - познакомились, вышли замуж. Передо мной такая задача не стояла, но зато я долгое время на одну свою зарплату кормила всю семью.

- Зарплата бортпроводника в то время была высокой?

- Нет, около ста двадцати рублей, но и это считалось хорошо. Рейсов было много, дома я бывала мало, на одежду почти не тратилась - все время в форме, так что нам всем действительно хватало. Единственный минус - раньше самолеты падали гораздо чаще, и мама за меня всегда ужасно переживала, просила уйти с этой работы. Честно говоря, многие мои друзья и подруги разбились в то время, однако мне повезло, я даже в серьезной аварии была всего один раз.

- У вас подрастает внук. Хотели бы вы, чтобы он стал летчиком?

- Да. Я бы любому пожелала неба на всю жизнь.

 СПРАВКА: Для того, чтобы устроиться бортпроводником в компанию «Сибирь», необходимо иметь законченное среднее, среднеспециальное или высшее образование (предпочтение, однако, отдается все же высшему), рост иметь от 160 до 180, возраст - от 20 до 24 лет, знать иностранный язык, обладать приятной наружностью - в общем, быть гармонично развитой личностью. В настоящее время принимаются как девушки, так и молодые люди. В «Сибири» часто работают и студенты - отлетав стажерские часы и получив свидетельство бортпроводника, они каждое лето подрабатывают на авиалиниях - это особенно ценно во время напряженной летней работы авиакомпании. У бортпроводников существует и своя иерархическая лестница, позволяющая сделать неплохую карьеру в авиакомпании.

Резонанс
Новости
Первый построенный в Новосибирской области кирпичный храм объявили памятником культурного наследия. В Легостаево Искитимского района по этому поводу устроили массовое ликование. После закрытия церкви в храме были склад зерна, мельница, хотели даже сделать кинотеатр или вовсе разобрать на кирпичи.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
9 баллов: город стоит в пробках. Автомобилисты Новосибирска негодуют – пятничный вечер испорчен. Много аварий. Только на Большевистской улице произошло четыре ДТП. Красный проспект превратился в гигантскую пробку от площади Калинина до ул. Фабричной.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.