Новосибирск 10.3 °C

Евдокия Беляева: Я бы любому пожелала неба на всю жизнь

18.07.2002 00:00:00

Стюардесса Евдокия Беляева в шестидесятые годы

 Евдокия Беляева проработала бортпроводником в «Аэрофлоте» с 1957-го по 1973 год - почти 20 лет. За её плечами - тысячи рейсов на Ил-14, Ил-18 и Ту-154 по всему сибирскому региону и Москве. Много воды утекло за это время, однако память о событиях в жизни Толмачево эпохи Хрущева - Брежнева свежа, словно это было только вчера. Тридцать лет прошло с тех пор, как Евдокия Беляева ушла на пенсию. Летные профессии в ее семье - фактор потомственный: дочь с зятем - бортпроводники в «Сибири», отец зятя и племянник - летчики. Не исключено, что и внуки также посвятят себя служению небу. До сих пор Евдокия Ивановна не теряет связи с бывшими коллегами, посещает все праздники, посвящаемые ветеранам, созванивается с бывшими напарниками, любит знакомиться с молодежью. И не устает удивляться тому, как сильно нынешний воздушный флот отличается от прежнего - времен ее молодости.

- Евдокия Ивановна, это правда, что в ваше время профессия стюардессы вовсе не считалась престижной?

- Не считалась. Это сейчас на борту не стюардессы, а фотомодели - и молоденькие, и красавицы, и язык знают, а то и несколько, и ходить их, я знаю, специально хореографы учат, а у нас места эти практически всегда были вакантными, брали любых, ну абсолютно любых.

- Неужели совсем никакого отбора не было?

- Вообще никакого, даже возрастной ценз отсутствовал! У нас и по 40 лет, и старше женщины работали, на фигуры, конечно же, никто не смотрел - одна, помнится, совсем страшненькая была, но ничего, работала, потому что язык знала. Учили наскоро - зачитать с листка погоду и географическое положение, разнести по салону чай с водой и проследить за багажом. Это теперь багажом занимается специальная служба, а тогда все это приходилось делать бортпроводникам. Особенно тяжело было, когда летали транзитом, выжидая время в аэропорту, приходилось снимать чулки, чтобы не порвать (а стоили они тогда 90 коп. - жутко дорого), залезать на огромное колесо грузовика, перевешиваться через борт и считать сумки с чемоданами. Не дай бог, что-нибудь затеряется - спрос с бортпроводника.

- А меню каким было?

- Совсем небогатое. У нас был огромный чемодан, в него складывали стаканы с подстаканниками, несколько бутылок с газированной водой, карамельки «Дюшес», ну и иногда газеты - их давали только на московском рейсе. То есть пассажиров мы не кормили. Правда, еще у меня была одна шахматная доска, которую пассажиры вечно куда-нибудь засовывали. Это было на Ту-154, там не сильно трясло, так что играть можно было.

- А сами пассажиры отличались от нынешних?

- Да, сильно отличались. Во-первых, они были намного скромнее, спокойней, что ли... Разумеется, попадались неприятные типы, которым все равно приходилось улыбаться, - пассажир ведь всегда прав, - но это было редкостью. Затем очень много летало детей - подавляющее большинство пассажиров были с детьми, и совсем не возили животных - я лично не помню ни одного такого случая. Почти не пили, кстати, во время полета.

- Какие-нибудь интересные моменты запомнились?

- Разумеется. Например, как я разговаривала с Лазарем Кагановичем - его тогда уже сняли, и он летел в Свердловск. Я сразу его узнала, а он, наверное, это заметил. Подозвал, начал расспрашивать - как нам живется-работается, всем ли довольны, какая зарплата...

- А вам разве разрешалось это делать - вы ведь должны были пройти идеологическую «обработку»?

- Естественно, запрещалось говорить лишнее, нужно было отвечать стандартно. С иностранцами вообще беседовать запрещалось при любых обстоятельствах. В ситуации с Кагановичем я так растерялась, что на его вопрос о том, какая у меня зарплата, я выдала: «Ой, а зачем вам это?»

- Еще кого-нибудь из «высших эшелонов» встречали?

- Многих. Хрущева, в частности, Брежнева видела очень близко в московском аэропорту, даже обменялась с ними какими-то незначительными фразами.

- Скажите, а что касается отношений персонала между собой - тут, на ваш взгляд, произошли изменения?

- Думаю, нет. Мы точно так же дружили, выручали друг друга, работали командами.

- А романы между летчиками и стюардессами?

- О, и это было! У некоторых, кстати, и до свадьбы дошло. Я сама была влюблена в командира экипажа, да что толку - он был женат. Типичный летчик - высокий, широкоплечий, обаятельный - интереснейший мужчина. В наше время считалось очень престижным выйти замуж за летчика, они все были красивыми, подтянутыми, да, впрочем, и сейчас такими остаются.

- Говорят, что раньше пассажиры хуже переносили полет...

- А это когда как - к примеру, были у нас экскурсии над ОбьГЭС, когда ее только построили, и мы делали над ней буквально несколько кругов на Ил-14. Два года подряд таким образом катали мы народ - летом, каждые выходные по нескольку рейсов. Ну, все, естественно, отстегивали ремни безопасности и влипали в окна - а самолет-то болтает! Само собой, начинается тошнота. До того доходило, что пакетов на всех не хватало. И уши, конечно, при взлете и посадке больше закладывало. Нам, бортпроводникам, вообще плохо было - помещения своего не было, сидели мы на маленьком откидном стульчике в самом конце салона, тесно, неудобно, шум, уши заложило, а работать надо... Но все равно было здорово, ведь многие девчонки устроили свою судьбу только благодаря этой работе - познакомились, вышли замуж. Передо мной такая задача не стояла, но зато я долгое время на одну свою зарплату кормила всю семью.

- Зарплата бортпроводника в то время была высокой?

- Нет, около ста двадцати рублей, но и это считалось хорошо. Рейсов было много, дома я бывала мало, на одежду почти не тратилась - все время в форме, так что нам всем действительно хватало. Единственный минус - раньше самолеты падали гораздо чаще, и мама за меня всегда ужасно переживала, просила уйти с этой работы. Честно говоря, многие мои друзья и подруги разбились в то время, однако мне повезло, я даже в серьезной аварии была всего один раз.

- У вас подрастает внук. Хотели бы вы, чтобы он стал летчиком?

- Да. Я бы любому пожелала неба на всю жизнь.

 СПРАВКА: Для того, чтобы устроиться бортпроводником в компанию «Сибирь», необходимо иметь законченное среднее, среднеспециальное или высшее образование (предпочтение, однако, отдается все же высшему), рост иметь от 160 до 180, возраст - от 20 до 24 лет, знать иностранный язык, обладать приятной наружностью - в общем, быть гармонично развитой личностью. В настоящее время принимаются как девушки, так и молодые люди. В «Сибири» часто работают и студенты - отлетав стажерские часы и получив свидетельство бортпроводника, они каждое лето подрабатывают на авиалиниях - это особенно ценно во время напряженной летней работы авиакомпании. У бортпроводников существует и своя иерархическая лестница, позволяющая сделать неплохую карьеру в авиакомпании.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: