Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Год первый: взаимодействие

26.07.2002
В гости к нам, а стало быть, и к читателям газеты, пришли глава городского самоуправления - мэр Новосибирска Владимир Городецкий, заместитель председателя городского Совета Надежда Болтенко, депутат Анатолий Локоть.Встреча прошла в режиме диалога. Нас интересовало все то, что интересует каждого из горожан - от наполнения бюджета до такой больной темы, как точечная застройка. Сегодня мы предлагаем читателям стать соучастниками нашего диалога.
Встреча в редакции «Вечерки»: (справа налево) Владимир Городецкий, Надежда Болтенко, Анатолий Локоть. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Весною 2001-го был избран ныне действующий состав Новосибирского городского Совета. Сейчас он ушел на каникулы. Позади год напряженной, сложной работы. Каким он был? Что удалось сделать и что еще остается нерешенным? Как складывались отношения между депутатами и мэрией?

Ответы на эти и многие другие актуальные вопросы журналисты «Вечерки» смогли получить на недавней встрече в редакции, что называется, из первых рук. В гости к нам, а стало быть, и к читателям газеты, пришли глава (согласно Уставу Новосибирска) городского самоуправления - мэр Новосибирска Владимир Городецкий, заместитель председателя городского Совета Надежда Болтенко, депутат Анатолий Локоть.

Встреча прошла в режиме диалога. Вопросы журналистов были самыми разнообразными. Нас интересовало все то, что интересует каждого из горожан - от наполнения бюджета до такой больной темы, как точечная застройка. Сегодня мы предлагаем читателям стать соучастниками нашего диалога.

- Минул год напряженной работы местной власти. Этап для города. В чем его особенности?

В. Городецкий: Думаю, нам удалось довольно быстро решить организационные вопросы. Вы помните, с предыдущим составом городского Совета мы сложно искали пути взаимодействия представительного органа власти с мэрией.

Н. Болтенко: На мой взгляд, нынешнему составу Совета лучше, чем прежде, дается система налаживания обратной связи с избирателями. Скажем прямо, не всегда средства массовой информации бывают объективны в оценке нашей деятельности. Но, тем не менее, власть, на мой взгляд, стремится быть открытой, и информация о том, что происходит в мэрии, в городском Совете, стала регулярной. И мы в целом неплохо осведомлены о том, что думают о нашей работе избиратели. В этом нам помогают и встречи в избирательных округах, и прием избирателей. Не последнюю роль в этом деле играет и газета «Вечерний Новосибирск» со специальными еженедельными информационными материалами о деятельности Совета и исполнительной власти.

А. Локоть: Считаю, Совет в относительно короткие сроки нашел пути консолидации своих усилий по решению городских проблем. И затянувшегося противостояния между депутатами по политическому принципу в общем-то не было. Все понимали, что время идет, и надо решать городские задачи, а не выяснять отношения.

В. Городецкий: После первой неудачной попытки выборов в городской Совет мы, поставив себя на место избирателей, серьезно задумались об их аргументах: а зачем она нужна рядовому новосибирцу, представительная власть? И, считаю, нам удалось найти эти аргументы и довести их до избирателей. Вторая попытка прошла намного организованнее, и в итоге мы получили работоспособный городской Совет.

Как известно, по Уставу города мэр является и председателем Совета. Поэтому на самом первом этапе мне пришлось искать пути взаимодействия представительного органа власти с администрацией. Не скрою, не всегда это было легко, но главная задача - конструктивное сотрудничество Совета с департаментами мэрии, в конце концов была решена. И сейчас по всем ключевым вопросам, которые приходится решать в целом городской власти, мы находим взаимопонимание. Иначе-то и быть не должно. Но сколько примеров совершенно противоположного толка мы знаем по России! Конфликты бывают чаще по мотивам политическим, но нередко немалую роль играют и личные амбиции. Нам, считаю, удалось избежать противостояния и внутри Совета, и в отношениях с областным Советом. По этому поводу я испытываю личное удовлетворение и благодарен депутатам за понимание общности наших городских проблем, которых, конечно же, немало.

А. Локоть: К этому я бы хотел добавить, что Совет ни в коем случае не является «карманным» представительным органом власти. У него есть принципиальные позиции, от которых он никогда не отказывался. Да, мы избраны народом и должны отстаивать его интересы на всех уровнях. Но должно быть и понимание реалий, в которых мы сегодня находимся. Время непростое. Экономическая ситуация тоже не из легких. Поэтому взаимодействие с исполнительной властью должно быть конструктивным, а не популистским.

- О чем можно сказать как о безусловных достижениях в деятельности нынешнего состава Совета? И есть ли таковые?

В. Городецкий: Кроме конструктивного решения оргвопросов, о которых здесь уже сказали (прежде у нас не получалось пройти этот период хотя бы относительно благополучно), избрали и заместителя председателя Совета, и председателей комиссий, которые сразу включились в активную работу совместно с департаментами мэрии. Надо подчеркнуть такой немаловажный факт: в последние два года нам удается утверждать бюджет города в ноябре-декабре. Что это значит? А это значит, что, в отличие от прежних лет, мы начинаем жить планово уже в январе. Что очень важно для экономики городского хозяйства в целом. Мы в состоянии предусматривать, прогнозировать траты, необходимые для жизни города, закладывать средства на выполнение целевых программ.

Уже два года главный финансовый документ города принимается городским Советом вовремя. Хотя бывает по-разному. Красноярск, например, утверждал свой бюджет-2002 в июне. Так что далеко не в каждом городе России деньги начинают «работать» с января - согласно утвержденному бюджету.

А почему так спокойно прошло утверждение исполнения бюджета прошлого года? Да, во-первых, по той простой причине, что департаменты мэрии совместно с депутатскими комиссиями провели большую предварительную работу и взвешенно просмотрели доходы и расходы по всем статьям, ответили на все вопросы.

И, во-вторых, мы в строгом соответствии с Бюджетным кодексом привлекли независимых внешних аудиторов, которые подтвердили депутатам правильность исполнения бюджета.

Есть и немало других фактов, подтверждающих, что взаимодействие двух ветвей власти - не идеальное, но вполне рабочее - в Новосибирске состоялось.

- А в чем основная сложность налаживания взаимодействия между представительным органом власти и мэрией?

А. Локоть: Сегодня происходит ломка федерального законодательства. Идет перераспределение налогов не в пользу муниципальных властей. Нам нужно сохранить и улучшить городскую инфраструктуру, не допустить снижения жизненного уровня новосибирцев, а на это просто не хватает средств. Особенно ярко это проявилось в решении проблемы жилищно-коммунального хозяйства.

Н. Болтенко: Жизнь ставит все новые и новые проблемы - и на городском уровне, и на уровне субъекта Федерации, и на федеральном. И если депутатам удалось найти язык, подходящий для взаимодействия с исполнительной властью, это уже неплохо. Прежде ведь по полгода отношения выясняли. Сейчас сложился достаточно конструктивный характер работы. А ведь в Совет пришли люди с различным жизненным опытом, с разными взглядами и убеждениями. Но вот год с лишним уже проработали относительно ровно, спокойно. При том, что поддержу коллегу: Совет отнюдь не «карманный».

Назову одну немаловажную деталь: на заседаниях комиссий обычно присутствуют ответственные работники мэрии рангом не ниже председателя комитета или начальника управления. В свою очередь, я, как заместитель председателя, постоянно участвую в планерках у мэра, а депутаты свободно работают на заседаниях президиума мэрии. И мэр постоянно подчеркивает необходимость подобных контактов. Все это приносит свои плоды. Отсюда и взаимопонимание.

- Какое, на ваш взгляд, из принятых за этот год решений Совета наиболее важно для избирателей?

В. Городецкий: Простых решений не бывает. И депутаты понимают это даже при принятии самых непопулярных - таких, как решение об увеличении тарифов ЖКХ. Не прими мы его, начался бы процесс разрушения городского бюджета, что недопустимо. А сегодня, благодаря тому, что решение было принято, нам удается и выплачивать зарплату бюджетникам (в отличие от многих наших соседей), и вести подготовку города к зиме, и оказывать социальную поддержку нуждающимся.

Очень важно, что, принимая решения, мы обязательно учитываем их социальные последствия и стремимся сделать, так, чтобы люди не пострадали. Например, параллельно с принятием решения о тарифах на ЖКУ, мы усовершенствовали механизм выплаты субсидий малоимущим гражданам. Мы отдаем себе отчет, что многие новосибирцы считают сегодня каждую копейку. Поэтому выплата субсидий находится под особым депутатским контролем. И специальную комиссию по этому вопросу возглавляет Надежда Николаевна Болтенко.

Недавно сама власть выступила инициатором принятия еще одного очень непростого решения. Оно касается механизма оплаты жилищно-коммунальных услуг в зависимости от их качества. Это сложный вопрос, но мы на него замахнулись, потому что, во-первых, это справедливо - наряду с упорядочением тарифов. Во-вторых, мы понимаем, именно от качества работы служб ЖКХ напрямую зависят комфортность проживания и настроение горожан.

Конечно же, отдавать приоритеты каким-либо вопросам трудно: в городе все важно - от экономики и развития местной промышленности до развития социальной сферы. Но, подчеркну, имеет большое значение тот факт, что в Совет пришли настоящие профессионалы. Каждый из них знает не понаслышке свою сферу деятельности. Можно сказать, что в последние годы произошла некая профессионализация представительной власти, что сказывается, безусловно, на уровне и на качестве принимаемых нами решений.

Н. Болтенко: Хотя в нашем Совете на постоянной основе работают всего несколько человек, влияние депутатов на решение важнейших городских вопросов очень существенно. К тому же, надо подчеркнуть, что каждый из депутатов связан с широким кругом специалистов, которые могут квалифицированно его проконсультировать. Это тоже сказывается на принятии грамотных, взвешенных решений.

А. Локоть: Я думаю, что некоторое противоречие между исполнительной и представительной властью все же есть. Оно и должно быть. Исполнительная власть должна беспокоиться о жизнеобеспечении города, а наша функция - не ухудшить существование людей, и без того непростое. Другое дело - как найти разумный компромисс в том или ином решении, чтобы сохранить баланс интересов конкретных людей, избирателей, и всего города, его экономики.

- Как известно, решение любых проблем зависит от состояния городского бюджета. Но прежде чем делить бюджет, его надо наполнить. Как реально депутаты могут влиять на формирование доходной части?

В. Городецкий: Я бы не хотел свести ответ на этот вопрос только к распределению средств между бюджетом города и области, к чему нас часто подталкивают. Наша главная задача - создать условия для функционирования базовых отраслей экономики. Это непросто, но кое-что нам удается сделать. Промышленность города ежегодно дает прирост продукции - думаю, в этом есть и частичка наших усилий. В профильной депутатской комиссии у нас работают очень опытные люди, которые хорошо знают суть дела. Поэтому при подготовке важнейших документов они тесно контактируют с департаментом промышленности, науки и технологий и обязательно учитывают собственный опыт и опыт коллег-промышленников. Из примеров решений, направленных на поддержку нашей промышленности, можно назвать принятое в этом году горсоветом Положение о муниципальном заказе.

Далее. Новосибирск - город с уникальной инфраструктурой: это не только промышленный, но и торгово-сервисный центр. И когда нас критикуют, что для пополнения доходной части бюджета мы не сполна используем свои возможности, в этом есть доля правды.

Однако наши внебюджетные доходы ежегодно растут. Увеличились поступления от размещения наружной рекламы, от сдачи в аренду земли и нежилых помещений и т. д. То есть мы более эффективно стали работать с имущественным комплексом муниципалитета, опять же при поддержке депутатского корпуса.

В этом году мы запланировали большой рост - 71 процент - поступлений от подоходного налога. Трудная цифра. Но, я убежден, вполне реальная. Резервы тут есть. И наша задача - добиться, чтобы уровень реальной зарплаты соответствовал ведомости. Чтобы понятие «зарплата в конверте», когда в ведомости одно, а на деле другое, навсегда ушло из нашей жизни. Потому что от этого страдает не только бюджет - страдают, прежде всего, конкретные люди. Их пенсионное будущее не защищено.

Словом, работа по формированию бюджета не видна для горожан. Она незаметна, но очень важна. Это - основа и гарантия нормальной жизни города. Главное - мы не ждем исполнения бюджета, мы его обеспечиваем.

Есть еще одна проблема, связанная с бюджетом, и не только. Новосибирск сегодня не только областной центр, но и центр Сибирского федерального округа. Нам более, чем когда-либо раньше, нужно содержать наш город в чистоте. Лучше должны быть дороги. Качественно другой - инженерная инфраструктура. Словом, у Новосибирска есть объективная необходимость в дополнительных средствах для поддержания статуса «столичного» города. Мне, как мэру, и, не сомневаюсь, горожане меня поддержат, важно, чтобы центр округа выглядел достойно. В ряде городов России вопрос с финансированием этих задач за счет средств федерального бюджета решается. Думаю, мы также найдем понимание по этому вопросу с администрацией области и депутатским корпусом при формировании бюджета..

- Каков критерий отбора проблем для обсуждения на сессиях и в комиссиях?

Н. Болтенко: Проблемы искать не надо, они сами находят нас. Другое дело - работа не должна быть спонтанной. По важнейшим городским проблемам должна быть программа действий, будь то энергетика, коммунальное хозяйство, дороги, которые оставляют желать лучшего, и т. д.

Средств в городе всегда мало, на все не хватает. Но если, скажем, общественники объединяют свои усилия с работниками ЖЭУ и находят возможность отремонтировать подъезд, если наводят порядок во дворе, мы должны им помочь. И здесь я вижу роль городского Совета еще и как мостика между властью и конкретным человеком.

- Как раз об этом наш следующий вопрос. Один из больных вопросов последнего времени - так называемая точечная застройка: когда на месте скверика, дворика появляется многоэтажный гигант. Нельзя ли в этом деле навести порядок?

В. Городецкий: Не строить мы не можем: город должен развиваться. А таких средств, которые выделялись на строительство жилья в прежние годы, просто нет, сумма капитальных вложений сократилась в разы. Поэтому мы вынуждены идти навстречу предложениям инвесторов, готовых строить. Другое дело, что в каждом случае ситуация тщательно изучается. Мы охотно принимаем предложения инвесторов, когда они готовы возводить дома на месте ветхого или аварийного жилья с переселением людей в благоустроенные квартиры. Но в любом случае разрешение на строительство выдается только при условии соблюдения всех требуемых нормативов. Так было и так будет. Более того, мы свою задачу видим в том, чтобы ужесточить контроль за соблюдением нормативной базы. Но это одна сторона медали.

Главное, я убежден, в другом. Нам не хватает сегодня диалога с людьми. А он нужен. Обязательно! Надо понимать - люди живут в этом доме годами, ухаживают за этим двориком, он дорог им. И попытки чьего-то вторжения в обжитое пространство воспринимаются жителями очень болезненно. Но если объяснить людям, что в результате застройки их старый двор изменится, появятся новые детские, спортивные площадки, элементы благоустройства, хорошее озеленение (а инвесторы готовы идти на эти траты), конфликты, уверен, сойдут на нет. Как власть, мы обязаны защищать и инвесторов. Ведь в результате конфликтов с жителями стройки останавливаются, строительные фирмы несут убытки. Проблема не проста, и, понимая ее важность, мы сейчас работаем над тем, чтобы создать механизм максимального учета при точечной застройке как интересов инвесторов, так и - обязательно - горожан. Хотел бы при этом предупредить любителей публичных скандалов и тех, кто сначала разжигает страсти, а потом предлагает строителям «уладить конфликт». Мы будем учитывать и обеспечивать решение только реальных, а не выгодных кому-то проблем. Город будет развиваться и строиться в интересах всех горожан. Считаю, что новостройки должны украшать город и делать его удобнее для жителей.

- Какие задачи, на ваш взгляд, депутатам и мэрии еще предстоит решить?

В. Городецкий: Три важнейших. Первая: депутатам надо вплотную работать с районными администрациями, вместе определять приоритетные задачи, искать механизм их решения. Примеры эффективного взаимодействия сегодня есть. Но тут и резервов немало.

Вторая: шире должна быть информированность горожан о нашей работе. Мы начали выпускать информационный бюллетень, где публикуются наши правовые акты. Но этого недостаточно. Тут свою роль активнее могли бы играть средства массовой информации, в частности, и «Вечерний Новосибирск».

Нам необходима большая открытость власти, ее демократизация. В принципе должно быть так: буквально каждый новосибирец должен иметь возможность знать, чем занимается власть, какие вопросы решает. Каждый должен иметь возможность реального влияния и на принятие решений, и на их исполнение.

Н. Болтенко: Закон о местном самоуправлении далеко не совершенен. Сейчас готовится новый проект. Слишком много путаницы и противоречий накопилось в последние годы.

В.Городецкий: Да, закон, несовершенен. Но есть хорошие примеры организации самоуправления в Новосибирске. Это ТОСы, органы территориального общественного самоуправления. Сейчас мы с ними (я имею в виду и депутатский корпус, и мэрию) последовательно работаем, количество их постоянно растет. Старший по подъезду, старший по дому, председатель совета микрорайона - вот основа не абстрактного, а реального самоуправления, которое уже действует в нашем городе. Эти люди действительно влияют на порядок в наших домах и дворах. И не только на чистоту. В микрорайонах, где общественность активна, создается совсем другой микроклимат.

Словом, главное в любом деле - найти и отработать механизм реализации принятых решений. Мы знаем свои упущения, анализируем их. Поэтому и мэрия, и депутаты настроены вместе добиваться выполнения наших общих задач. При этом нельзя не принимать во внимание тот факт, что в течение года у нас меняется экономическая ситуация. Нам приходится приспосабливаться к новым условиям, которые время от времени неожиданно возникают.

Впереди непростой политический новый сезон. Он, по сути, уже начался. Спокойной жизни не будет. Но в сотрудничестве городского Совета и мэрии есть главное - общность интересов. А это и есть интересы избирателей. И мэр, и депутаты избраны горожанами для того, чтобы жизнь в городе улучшалась.

Резонанс
Новости
Номерные знаки по новому ГОСТу начнут выдавать в России с 1 января 2019 года, говорится в приказе Росстандарта. Изменения в первую очередь затронут мотоциклетные номера – они станут меньше в размерах. Знаки для праворульных авто примут форму, приближенную к квадрату.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Новосибирская команда рискует установить антирекорд КХЛ. За восемь первых матчей команда не набрала ни очка. В клубе поменяли главного тренера, расстались с несколькими игроками, однако все тщетно. В чем причины ужасного старта – в материале VN.ru.

Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.