Новосибирск 1.4 °C

Смесь французского с нижегородским на сибирских прилавках

23.08.2002 00:00:00

Золотые руки наших швей ценят
самые модные торговые дома мира

 Вслед за строительными материалами, спорттоварами и автозапчастями самыми популярными в Новосибирске становятся магазины, посетители которых относятся к универсальной категории «те, кто шьет». Это неудивительно - наша страна всегда отличалась наличием огромной армии людей, у которых руки растут правильным концом и из того места, откуда положено. Прибавьте к этому природную смекалку и прирожденный правовой пофигизм - и в результате получится пестрый коктейль, захлестнувший не только наши рынки, но и страны всех зарубежий...

«Брэнды» из легенды

Фото из журнала "Огонек"

 На заре перестройки самым сильным потрясением наших челноков стала работоспособность простых китайцев и предприимчивость европейцев, которую мы успешно перенимали.

- Представляешь, в Харбине вечером приходим в лавку, видим понравившиеся пуховики, говорим хозяину: «Надо таких тысячу штук!» - рассказывала мне знакомая, челнок с десятилетним стажем. - А он трясет головой - сейчас, мол, таких нет. Утром, говорит, приходите - сошьем! И что ты думаешь: к девяти утра тысячу штук - как один! Правда, четверть мы забраковали - уж больно криво было нашито. Но остальные ничего, ушли влет! Умеют же работать!

- Мы отправляли в Италию лес, а итальянцы нам предложили: давайте с вами рассчитаемся одеждой, у вас же с этим дефицит, - вспоминает предприниматель Владимир Токарев. - Мы прикинули: получается выгодно. Попросили мужские костюмы - у нас с ними была напряженка. Итальянцы спрашивают: какую марку вам надо? Мы тогда в этом еще плохо разбирались, говорим: любую, но знаменитую! Они смеются: это очень дорого! Давай, мы тебе свою сделаем! И что вы думаете - получаем партию костюмов, а на каждом лейбочка нашита «Voldemar Tokarini»! Ни один покупатель даже не заикнулся, что фирма незнакомая - материал отличный, качество пошива хорошее! Надо было тогда имя регистрировать, сейчас, может, мировой величины кутюрье бы стал!

Каюсь, что и сам однажды приложил руку к «брэндоделанию». Жена моего знакомого шила халаты, которые продавала на барахолке у ГУМа. Торговля шла «так себе»: только-только оплатить место и затраты. И тут приятеля осенило: за один вечер на компьютере и принтере мы отпечатали сотню ярлычков о том, что «халат женский домашний, произведен швейной фабрикой N 1 г. Иваново, 1 сорт». И бизнес (с использованием среднеазиатских тканей) сразу стал успешным! Благо тогда еще не было ни комитетов по защите прав потребителей, ни инспекции по качеству товаров и вообще царил полный «первобытный капитализм». Но это было время учебы и понимания того, что у каждой вещи может быть не просто название, но «имя», брэнд, которое стоит колоссальных денег! Кстати, те же китайцы показали, что и с брэндами, даже взятыми со временем под охрану законами, центрами стандартизации и метрологии и ОБЭП «можно и нужно работать»: умельцы меняли одну букву в названии, и получался какой-нибудь «АдиБас» - дешево и сердито. Народ наш в массе своей языкам не обучен, поэтому одежда от «ВерсаКе» и «АрманЕ» всегда находила и находит своего благодарного покупателя.

Откудова «брэнды»?
С базара, вестимо...

 - Наше ателье по пошиву дубленок родилось практически случайно, - поделилась Ирина, директор небольшого ателье и магазина верхней одежды. - Началось все со стремления привлечь покупателей - мы начали оказывать услугу по подгонке одежды. А однажды к нам пришел крупный дядечка - очень понравилась дубленка, но не подходила по размеру! Он просто взмолился: перешейте эту или сделайте мне такую же! Два дня мы кроили, резали, подгоняли и шили, но в конце концов сделали дубленку «как турецкую»! Потом это стало нашим «коньком», а погоня за крупными мужчинами - чем-то вроде спорта: и турки, и итальянцы, и все остальные не учитывают русского менталитета и того, что у нас много крупных людей (и, как правило, с достатком). Мы шьем для них по заказам, но при этом ставим «лейбл» турецкой фирмы. Иногда бывают проблемы с клиентами, но прежде всего это связано с качеством кожи, которую покупаем в Турции. К шитью претензий не бывает - все оборудование у нас из Германии либо сделанное по лицензии немецких фирм.

Только в Новосибирске небольшие ЧП и маленькие ателье производят немало одежды, которая делается по привезенным челноками образцам и выглядит не хуже, чем заграничная. Ставить на такой продукции «мэйд ин Раша» или свой товарный знак, действительно, невыгодно: в качестве товара его производители абсолютно не уверены и не хотят принимать торговые и покупательские претензии. Зато с Турцией, Кореей или Италией, а уж тем более с продавцом покупатель на рынке скандалить не будет. Корреспонденту «ВН» не раз приходилось видеть, как вещевой рынок был забит женскими пальто «разных» стран, произведенными из одного материала одного цвета с одинаково выполненными этикетками. Цена этой «типа китайско-турецко-корейско-итальянской» продукции лучше всего свидетельствовала, что через границу этот товар вряд ли перевозили.

- Да мы на растаможку потратили 50 долларов! - уверяли продавцы, пытаясь шестом с крюком подцепить пальто со стенда за воротник. И хотя продукция явно вела свое происхождение из обычного ателье верхней одежды, ее реальная стоимость - тысяча рублей - была увеличена на вещевом рынке раз в пять, чтобы не сбивать цены соседям. Интересно, что именно по этой цене пальто и уходило.

Подделывают все - от джинсов до дубленок, и прежде всего потому, что простые граждане ничего не имеют против подделок. Левый товар расходится влет. Особенной популярностью пользуются раскрученные рекламные брэнды: нельзя забывать, что граждане попадают на рынок после многодневной телевизионной экспансии. Их ночью разбуди, они выпалят, какие товары надо покупать и какие у них свойства. Но при этом все признают: «настоящие» товары все-таки отличаются от всех остальных.

- Прежде всего качеством лекал, по которым ведется крой, и строгим соответствием ткани, - считают профессиональные закройщики. - Поэтому брюки, сшитые где-нибудь в Германии известной фирмой, будут сидеть на вас, как влитые. А если выкройки «пересняты» и ткань взять чуть подешевле - внешне они почти неотличимы, но висят «пузырем». Хотя ходить в них можно! Так что выбирайте - дорогие, но настоящие, чуть «хуже» - но дешевле!

Секреты «бутиков»

 Ни в одном фирменном магазине никто никогда не признается, какие продающиеся вещи сшиты «не на фирме». Считается, что все они - «фирменные». Хотя само это понятие несколько расплылось, и с развитием современных технологий география «материнских компаний» включает сюда все филиалы, в какой стране мира они бы ни находились. Уже не редки случаи, когда наши соотечественники, возвратившись, например, из Лондона, обнаруживают на купленном там симпатичном костюме этикетку «Made in Russia». Оказалось, сшито изделие в Нижнем Новгороде. По сведениям газеты «Ведомости», четверть продукции российских швей продается за рубежом под самыми известными брэндами. Согласно официальным данным, объем заказов западных компаний нашим швейным предприятиям достиг в прошлом году 120 млн долларов. Если, например, Adidas-Salomon и Reebok шьют на фабриках России и Белоруссии продукцию, предназначенную для продажи в странах бывшего СССР, то другие компании продают одежду российского производства в магазинах Европы и США. Нижегородский «Маяк» шьет для Next, «Липчанка» и брянский «Элегант» - для североамериканской Harve Bernard, а на питерской «Первомайской заре» уже больше пяти лет выпускают брюки, юбки и платья под маркой Marina Rinaldi, принадлежащей итальянскому холдингу MaxMara Fashion Group. (Последний факт просто поразил одного из менеджеров компании «Восток и Запад» (владельцев торговой марки Bosco di Ciliegi), владеющей сетью бутиков MaxMara в Москве и регионах. «Не может питерская фабрика, даже самая прогрессивная, шить одежду для столь знаковой марки, символа итальянского pret-a-porter», - удивлялась она.) Фабрика «Первомайская заря» с этого года начала шить блузки еще и для известной немецкой марки Gerry Weber.

Специалисты-швейники утверждают, что среди стран, где выполняются заказы иностранных модных домов, существует своеобразное разделение труда. В России в основном шьют брюки, пальто, деловые костюмы, прежде всего из шерстяных тканей. А Пакистан, например, специализируется на изделиях из хлопка. «Связано это с тем, что в России высока квалификация швей и есть сырье. Русское сукно всегда ценилось на рынке, и сейчас, например, часто шерстяные вещи даже в Италии делаются из российского сурового полотна». Западные компании о своих российских партнерах предпочитают не распространяться. Сотрудничество с Россией выгодно для зарубежных производителей одежды: зарплата швеи здесь - 50 - 150 долларов в месяц, тогда как в Турции - 250, а в Португалии - и все 800 долларов. Трудно сказать, есть ли сейчас на витринах бутиков продукция сибирских умельцев, однако следует иметь в виду, что заказы крупных предприятий на соответствующем уровне могут выполнять только крупные швейные предприятия, обладающие современным оборудованием и большими производственными мощностями.

Однако у российских производителей одежды есть и «свой путь» - создание собственных брэндов. Уже появились и зарекомендовали себя детская одежда «Джи Джей», мужские костюмы «Онегин», трикотаж «Панинтер», известна за рубежом продукция «Синара»... Может быть, пока ее еще никто не подделывает. Но это - только дело времени и техники. Благо швейных магазинов в нашем городе становится все больше и больше.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: