Новосибирск 6.5 °C

«Каждый из нас в чем-то Зилов...»

14.09.2002 00:00:00

В театре «Красный факел» заканчиваются репетиции спектакля по пьесе Вампилова «Утиная охота». Премьера 14-15 сентября.

 Загадка Зилова столь же вечна, как улыбка Джоконды или гамлетовское «Быть или не быть»? И сыграть Зилова, как признается работающий над спектаклем режиссер Петр Шерешевский, мечтают «все артисты в возрасте от 60 до 30, и даже больше, чем Гамлета».

Постановочная группа спектакля из Санкт-Петербурга (кроме Шерешевского это композитор Александр Маноцков и художник по свету Виталий Чернуха) знакома новосибирскому зрителю по спектаклю «Последняя любовь Дон Жуана». Все работающие над историей Зилова находятся примерно в его возрасте, и признаки зиловской болезни, которая определяется как «кризис среднего возраста», им хорошо знакомы.

- Каждый из нас в чем-то Зилов, - говорит Александр Маноцков, - это с одной стороны, а с другой, Зилов - это эпоха наших родителей...

Главная сложность, с которой пришлось столкнуться режиссеру, по его признанию, в том, что «пьеса - безумно бытописательская».

- А это сегодня скучно, я с этим боролся, пытался выходить в пространство метафоры, в пространство сна. С драматургией Вампилова это было сложно, хотя и возможно.

Декорации, сочиненные художником-постановщиком Эмилем Капелюшем, тоже «нагружены» идеей увести спектакль от бытового прочтения. Вместо вампиловских квартир в блочных домах на сцене имеем ресторан на воде, где актеры все время ходят по шатким подмосткам - метафора неустойчивого и зыбкого состояния, в котором пребывает усомнившийся в правильности собственного бытия Зилов. Впрочем, все решено и не без изрядной доли иронии...

Вторая проблема, с которой столкнулся режиссер, - сама роль Зилова, считающаяся одной из сложнейших в русском театре. Это первая большая роль молодого актера Максима Битюкова.

Что касается музыки к спектаклю, то Александр Маноцков обещает новое уже в способе соединения музыкальной ткани со спектаклем. Прежде всего он не принимает музыки иллюстративной:

- Никакой профессионал этого не принимает, когда музыка тупо иллюстрирует - герой вышел на авансцену, заговорил что-то задумчивое, и заиграла задумчивая музыка ...

Ему ближе ситуация, когда композитор сам придумывает всю историю в музыке заново:

- То, что получилось, может быть жутко далеко от текста пьесы. Иногда смотрю на текст и думаю: Боже, что же это я насочинял, хотя, когда писал, казалось, пишу строго по тексту... А режиссер потом распоряжается этим грамотно, и получается гармоническое единство двух, казалось бы, разных полюсов.

В музыке есть и цитаты из 60-х годов, поскольку спектакль строится на смыкании двух эстетик - 60-х годов и современности. И все это накладывается на другой пласт - музыкальную тему охоты на уток...

***

«Утиной охотой» с Константином Хабенским в главной роли закончил прошлый сезон МХАТ. По слухам, Олег Табаков в перспективе собирается поставить всего Вампилова, называя его своей вечной любовью. И вообще, на сегодняшни день по рейтингам Вампилов занимает второе место. Хотя, казалось бы, в театрах явно наметилась тяга к позитивному материалу, а Вампилова большим позитивистом не назовешь. Шерешевский признается, что сам он давно мечтает поставить что-нибудь безумно смешное, комедийное, но не видит достойного материала. «Гоголь, конечно, вне всякой критики, но Гоголя везде много»...

Как бы то ни было, но режиссер заверил, что то, что уже в самом скором времени увидит зритель, ни в коем случае не будет «чернухой»...



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: