Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Детям так не хватает доброты и общения...

29.10.2002
Помочь им стараются в центре «Ника». В «Нике» при содействии администрации Центрального района была создана так называемая школа социализации: это - тренинги, тестирование, культурная, развлекательная программы, работа на объектах. Здесь у ребенка повышается самооценка, приходит подтверждение и понимание своей значимости, полезности, нужности. Работают и группы развития для маленьких детей. Приходят мамы с 2-3-летними детьми и через игру в группах по 8-12 человек, они получают первые навыки общения.

Помочь им стараются в центре «Ника»

В России около миллиона беспризорных детей. 90 процентов из них имеют живых родителей. Если в 1993 году в стране было всего 40 приютов, то теперь их более 700. И почти полторы тысячи детских интернатов. Беспризорность и подростковая преступность в России достигли угрожающих размеров. За какое-то десятилетие произошла полная девальвация таких понятий, как «нравственная чистота», «целомудрие», «честность», «бескорыстие». Изменилось не только государство, но и семейные отношения. Новосибирск не хуже и не лучше других - типичный мегаполис с гноящимися социальными язвами - беспризорностью, наркоманией, венерическими болезнями. При всей кажущейся широте и свободе выбора, во многих случаях подросток одинок, подавлен, растерян. И слава Богу, что в обществе есть здоровые силы, педагоги не только по профессии, но по призванию, чья кропотливая, каждодневная работа хоть как-то компенсирует и корректирует издержки реформ 90-х.

В «Нику» мамы приводят малышей, чтобы они получили первые навыки общения

 - Проблема отцов и детей стара, как мир, и возникла еще с Адама и Евы, ослушавшихся Прародителя, - говорит директор социально-психологического Центра «Ника» Лариса Копанева. - Так, наверное, всегда и будет - «запретный плод» манит, привлекает. Но под его аппетитным видом часто скрывается яд, к которому у подростка еще не выработался иммунитет. Трагедии происходят, когда неподготовленный, дезориентированный ребенок сталкивается с различного рода сектами, полукриминальными группировками, похотливыми телепередачами и фильмами, порнографией. Поэтому мы, педагоги и, прежде всего, родители, обязаны как можно более активно вмешиваться в процесс формирования личности.

- Лариса Ивановна, после этих слов вас могут обвинить в посягательстве на свободу личности, права человека, свободу выбора. Сейчас не модно так говорить...

- Если обвинят, то напрасно. Свободу выбора никто ни у кого не отнимает. Я полагаю, что здравомыслящие психологи и педагоги только приветствуют тот широчайший выбор увлечений и занятий, который предоставлен нынешней молодежи. Речь о другом - о том, чтобы в соответствии с интересами, потребностями и способностями помочь ребенку определиться с выбором. Довольно часто работать для этого приходится и с самими родителями, особенно молодыми, ведь они тоже далеко не всегда могут в силу разных причин объективно оценивать ситуацию и свои возможности.

- Социально-психологические центры есть в каждом районе города. Чем «Ника» отличается от других?

- В зависимости от социального состава населения и проблем района каждый центр имеет свое лицо. В Центральном районе, например, семьи более обеспеченные, а дети более амбициозные, с высоким уровнем притязаний и самооценки. Однако это не значит, что проблем у них меньше, чем у подростков, живущих в индустриальных, рабочих районах. Просто это другие проблемы. А если говорить о наркомании, то эта болезнь не выбирает и поражает вне зависимости от социальной принадлежности.

Однако главное направление нашего центра - это все-таки работа с детьми и подростками из неблагополучных, кризисных семей. В частности, в сотрудничестве с другими социальными институтами мы добились решения проблемы трудоустройства подростков и молодежи. Сегодня реально мы можем трудоустроить подростка с зарплатой 900 рублей в месяц, при занятости всего два часа в день. Ребята работают на благоустройстве района, озеленении, помогают строителям и коммунальным службам.

Но если бы мы занимались только этим, то просто дублировали бы функции центра занятости. Наша же основная задача - формирование профессиональной ориентации на перспективу, адаптирование подростка к окружающему миру, предоставление возможности общаться с людьми, контактировать, подавать себя с наиболее выгодной стороны. Не зря говорят, что подросток это не возраст, это - диагноз. Это совокупность таких проблем, стремлений и желаний, в которых разобраться сам ребенок не в состоянии. А если, ко всему, возникает непонимание его в семье, в классе, во дворе, то начинается отход в другую референтную группу, которая «понимает» его и принимает. А это, чаще всего, группы риска - наркозависимые, алкоголики и прочие...

- О кризисных семьях сейчас говорят и пишут очень много. Как и о детях из таких семей. Здесь более-менее все понятно: «трудное детство» - пьянки, драки, питание впроголодь, безденежье. А какие проблемы у детей из семей с высоким уровнем достатка?

- В таких обеспеченных семьях родители заняты работой, карьерным ростом, зарабатыванием денег. Они часто не занимаются своими детьми не в смысле материальном. Как раз материально они все делают для своего чада. Порой даже слишком. Например, за хорошие оценки платят собственным детям. Но в семье нет духовной близости, теплоты, доброты. В таком случае нивелируется само понятие семьи, очага, гнезда. Родители не в состоянии передать ребенку свой жизненный опыт - они с утра до ночи на работе, и отсюда возникает дефицит общения, - того, что сверхважно иметь в детстве, в юном возрасте. Семья - тот фундамент на котором выстраивается вся дальнейшая жизнь маленького человека. А если есть только формально облагороженные дорогие стены, мебель, машины, подарки и подачки, то эта роскошная холодность замораживает отношения.

 Ребенку еще хочется быть маленьким, он требует нормального внимания, хочет родительской заинтересованности в его делах, а родители под любыми предлогами откупаются: «Извини, нам некогда... много работы... ты пойми нас». Откупаются, отгораживаются, тем самым выстраивая стену непонимания и отчуждения. Если к этому добавить природную замкнутость ребенка, проблемы в школе, связанные с этим, то можете представить, в каком стрессовом состоянии и дискомфорте формируется человек. Вот почему дети из благополучных, на первый взгляд, семей говорят о причине прихода к нам: «Мне не с кем поговорить... меня не понимают... мне плохо». И мы им помогаем. Здесь, в Центре, они находят внимание, поддержку, заводят друзей. В «Нике» при содействии администрации района была создана так называемая школа социализации: это - тренинги, тестирование, культурная, развлекательная программы, работа на объектах. Здесь у ребенка повышается самооценка, приходит подтверждение и понимание своей значимости, полезности, нужности. Чаще всего это происходит через деятельность. Он заработал деньги - купил подарок родителям, брату или младшей сестренке.

Кстати, у нас работают группы развития для маленьких детей. Приходят мамы с 2-3-летними детьми и через игру в группах по 8-12 человек, они получают первые навыки общения. Проведенные психологами исследования в детских садах России показали, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5 процентов детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4 процента назвали компьютерные игры, а четверть детей вместо игр называли игрушки - машинки, трансформеры, куклы Барби.

- А как быть с проблемой «молодых» бабушек и дедушек?

- Что тут сказать? Каждый имеет право устраивать свою личную жизнь в любом возрасте. Но не имеет права бросать близкого человека в трудной ситуации, дочку, сыночка ли. В противном случае происходит расплата - физическая ли, нравственная...

Мой, например, опыт личный - тяжелый опыт. Моя дочь с семьей в Канаде, и когда она просила меня у нее остаться, я не сделала этого, поскольку могу еще работать, помогать людям. Но, с другой стороны, я когда-нибудь буду старая и мне тоже нужна будет поддержка. И не факт, что когда я обращусь, она не скажет: а теперь, мама, мне некогда. Так что, мне сложно. Проблема на самом деле очень серьезная.

Попросила бы бабушек и дедушек, которым, конечно же, нужно и отдыхать, подводить какие-то жизненные итоги, - помогать своим детям. Будьте рядом с ними, как можно чаще и ближе. Детям так не хватает сегодня доброты и общения...


Резонанс
Новости
Губернатор Андрей Травников объявил, что министром науки и инновационной политики назначен Алексей Васильев. Официальное представление нового министра состоялось на оперативном совещании в правительстве Новосибирской области 19 ноября.
«Злые снеговики» прервали серию из шести поражений в матче с хабаровским «Амуром». В серии послематчевых бросков – счет 2:1 в пользу «Сибири». Радость болельщиков омрачила травма защитника команды Олега Пигановича, из-за которой он выбыл на три недели.
У 41-й армии новый командующий. Президент Владимир Путин подписал указ о назначении на эту должность генерала-майора Якова Резанцева.
420 из 665 школьных маршрутов необходимо привести в нормативное состояние, отремонтировать дороги, ведущие к районным больницам. На заседании совета по выполнению указа Президента РФ губернатор Андрей Травников выслушал доклады министров о реализации в области проектов «Безопасные и качественные дороги», «Академгородок 2.0», «Жилье и городская среда».
Губернатор Андрей Травников сообщил на оперативном совещании 19 ноября о переизбрании на должность главы Каргатского района Новосибирской области Валерия Флека. Губернатор поздравил главу района с переизбранием.

Бюст генералиссимусу не будет размещен на общественных территориях в связи с отказом худсовета. Его установят возле обкома КПРФ к 9 Мая 2019 года. «Долго обсуждали, но иного решения просто нет», – заявили члены инициативной группы во главе с Алексеем Денисюком, с 2016 года бьющиеся над установкой памятника.