Новосибирск 10.1 °C

Детям так не хватает доброты и общения...

29.10.2002 00:00:00

Помочь им стараются в центре «Ника»

В России около миллиона беспризорных детей. 90 процентов из них имеют живых родителей. Если в 1993 году в стране было всего 40 приютов, то теперь их более 700. И почти полторы тысячи детских интернатов. Беспризорность и подростковая преступность в России достигли угрожающих размеров. За какое-то десятилетие произошла полная девальвация таких понятий, как «нравственная чистота», «целомудрие», «честность», «бескорыстие». Изменилось не только государство, но и семейные отношения. Новосибирск не хуже и не лучше других - типичный мегаполис с гноящимися социальными язвами - беспризорностью, наркоманией, венерическими болезнями. При всей кажущейся широте и свободе выбора, во многих случаях подросток одинок, подавлен, растерян. И слава Богу, что в обществе есть здоровые силы, педагоги не только по профессии, но по призванию, чья кропотливая, каждодневная работа хоть как-то компенсирует и корректирует издержки реформ 90-х.

В «Нику» мамы приводят малышей, чтобы они получили первые навыки общения

 - Проблема отцов и детей стара, как мир, и возникла еще с Адама и Евы, ослушавшихся Прародителя, - говорит директор социально-психологического Центра «Ника» Лариса Копанева. - Так, наверное, всегда и будет - «запретный плод» манит, привлекает. Но под его аппетитным видом часто скрывается яд, к которому у подростка еще не выработался иммунитет. Трагедии происходят, когда неподготовленный, дезориентированный ребенок сталкивается с различного рода сектами, полукриминальными группировками, похотливыми телепередачами и фильмами, порнографией. Поэтому мы, педагоги и, прежде всего, родители, обязаны как можно более активно вмешиваться в процесс формирования личности.

- Лариса Ивановна, после этих слов вас могут обвинить в посягательстве на свободу личности, права человека, свободу выбора. Сейчас не модно так говорить...

- Если обвинят, то напрасно. Свободу выбора никто ни у кого не отнимает. Я полагаю, что здравомыслящие психологи и педагоги только приветствуют тот широчайший выбор увлечений и занятий, который предоставлен нынешней молодежи. Речь о другом - о том, чтобы в соответствии с интересами, потребностями и способностями помочь ребенку определиться с выбором. Довольно часто работать для этого приходится и с самими родителями, особенно молодыми, ведь они тоже далеко не всегда могут в силу разных причин объективно оценивать ситуацию и свои возможности.

- Социально-психологические центры есть в каждом районе города. Чем «Ника» отличается от других?

- В зависимости от социального состава населения и проблем района каждый центр имеет свое лицо. В Центральном районе, например, семьи более обеспеченные, а дети более амбициозные, с высоким уровнем притязаний и самооценки. Однако это не значит, что проблем у них меньше, чем у подростков, живущих в индустриальных, рабочих районах. Просто это другие проблемы. А если говорить о наркомании, то эта болезнь не выбирает и поражает вне зависимости от социальной принадлежности.

Однако главное направление нашего центра - это все-таки работа с детьми и подростками из неблагополучных, кризисных семей. В частности, в сотрудничестве с другими социальными институтами мы добились решения проблемы трудоустройства подростков и молодежи. Сегодня реально мы можем трудоустроить подростка с зарплатой 900 рублей в месяц, при занятости всего два часа в день. Ребята работают на благоустройстве района, озеленении, помогают строителям и коммунальным службам.

Но если бы мы занимались только этим, то просто дублировали бы функции центра занятости. Наша же основная задача - формирование профессиональной ориентации на перспективу, адаптирование подростка к окружающему миру, предоставление возможности общаться с людьми, контактировать, подавать себя с наиболее выгодной стороны. Не зря говорят, что подросток это не возраст, это - диагноз. Это совокупность таких проблем, стремлений и желаний, в которых разобраться сам ребенок не в состоянии. А если, ко всему, возникает непонимание его в семье, в классе, во дворе, то начинается отход в другую референтную группу, которая «понимает» его и принимает. А это, чаще всего, группы риска - наркозависимые, алкоголики и прочие...

- О кризисных семьях сейчас говорят и пишут очень много. Как и о детях из таких семей. Здесь более-менее все понятно: «трудное детство» - пьянки, драки, питание впроголодь, безденежье. А какие проблемы у детей из семей с высоким уровнем достатка?

- В таких обеспеченных семьях родители заняты работой, карьерным ростом, зарабатыванием денег. Они часто не занимаются своими детьми не в смысле материальном. Как раз материально они все делают для своего чада. Порой даже слишком. Например, за хорошие оценки платят собственным детям. Но в семье нет духовной близости, теплоты, доброты. В таком случае нивелируется само понятие семьи, очага, гнезда. Родители не в состоянии передать ребенку свой жизненный опыт - они с утра до ночи на работе, и отсюда возникает дефицит общения, - того, что сверхважно иметь в детстве, в юном возрасте. Семья - тот фундамент на котором выстраивается вся дальнейшая жизнь маленького человека. А если есть только формально облагороженные дорогие стены, мебель, машины, подарки и подачки, то эта роскошная холодность замораживает отношения.

 Ребенку еще хочется быть маленьким, он требует нормального внимания, хочет родительской заинтересованности в его делах, а родители под любыми предлогами откупаются: «Извини, нам некогда... много работы... ты пойми нас». Откупаются, отгораживаются, тем самым выстраивая стену непонимания и отчуждения. Если к этому добавить природную замкнутость ребенка, проблемы в школе, связанные с этим, то можете представить, в каком стрессовом состоянии и дискомфорте формируется человек. Вот почему дети из благополучных, на первый взгляд, семей говорят о причине прихода к нам: «Мне не с кем поговорить... меня не понимают... мне плохо». И мы им помогаем. Здесь, в Центре, они находят внимание, поддержку, заводят друзей. В «Нике» при содействии администрации района была создана так называемая школа социализации: это - тренинги, тестирование, культурная, развлекательная программы, работа на объектах. Здесь у ребенка повышается самооценка, приходит подтверждение и понимание своей значимости, полезности, нужности. Чаще всего это происходит через деятельность. Он заработал деньги - купил подарок родителям, брату или младшей сестренке.

Кстати, у нас работают группы развития для маленьких детей. Приходят мамы с 2-3-летними детьми и через игру в группах по 8-12 человек, они получают первые навыки общения. Проведенные психологами исследования в детских садах России показали, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5 процентов детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4 процента назвали компьютерные игры, а четверть детей вместо игр называли игрушки - машинки, трансформеры, куклы Барби.

- А как быть с проблемой «молодых» бабушек и дедушек?

- Что тут сказать? Каждый имеет право устраивать свою личную жизнь в любом возрасте. Но не имеет права бросать близкого человека в трудной ситуации, дочку, сыночка ли. В противном случае происходит расплата - физическая ли, нравственная...

Мой, например, опыт личный - тяжелый опыт. Моя дочь с семьей в Канаде, и когда она просила меня у нее остаться, я не сделала этого, поскольку могу еще работать, помогать людям. Но, с другой стороны, я когда-нибудь буду старая и мне тоже нужна будет поддержка. И не факт, что когда я обращусь, она не скажет: а теперь, мама, мне некогда. Так что, мне сложно. Проблема на самом деле очень серьезная.

Попросила бы бабушек и дедушек, которым, конечно же, нужно и отдыхать, подводить какие-то жизненные итоги, - помогать своим детям. Будьте рядом с ними, как можно чаще и ближе. Детям так не хватает сегодня доброты и общения...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: