Новосибирск 1.4 °C

«В яблочко» - это значит в «десятку»!

01.11.2002 00:00:00

Здесь первыми в Новосибирске стали преподавать информатику, читали Солженицына, когда «ярого антисоветчика» высылали из страны.

 Немногие учебные заведения Новосибирска имеют 90-летнюю историю. Гимназия N 10 - одна из этих немногих.

В мае 1909 года в Новониколаевске вспыхнул пожар. Сгорел весь центр города. Огонь не пощадил и единственную тогда на весь город маленькую деревянную школу. Родители учеников обратились с просьбой о помощи в Городскую управу. Было решено, что каждый новониколаевский рабочий с каждого заработанного рубля будет отдавать по копейке на строительство новых школ. Так в 1912 году в Новониколаевске появилось несколько новых школ. Среди них - десятая. Первое здание «десятки» и по сей день сохранилось - сейчас в нем размещается школа высшего спортивного мастерства на улице Сибирской, неподалеку от площади Кондратюка.

Потом была революция и гражданская война, занятия частенько прерывались. А в 1919-м, когда обстановка в Сибири более-менее стабилизировалась, школа снова начала работать и получила название «Андреевской». В то время программа обязательного среднего образования была рассчитана на семь лет. Сохранились фотографии и документальные свидетельства о первых учениках «десятки». Например, о Николае Чудинове, обучавшемся в десятой школе с 1926 по 1929 год. Практически все тогдашние старшеклассники в свободное от учебы время участвовали в кампании по ликвидации неграмотности.

Период коллективизации - 20-30-е годы, размоловший жерновами истории немало человеческих судеб, прошелся и по десятой школе. Тогда ученики сдавали экзамены не в начале лета, как сейчас, а в феврале-марте для того, чтобы с наступлением весны отправиться на «добровольно-принудительные» сельхозработы в колхоз.

Сегодняшний директор «десятки», заслуженный учитель России Наталья Ярославцева говорит, что школе всегда было присуще стремление ко всему новому, дух свободы и даже налет некоторого диссидентства. В 50-е годы один из основателей Академгородка Сергей Соболев обратился к директорам школ с предложением открыть классы программистов. Кибернетика, хоть и не была уже «продажной девкой империализма», и Никита Сергеевич, в отличие от своего предшественника, относился к ней лояльно, все же для большинства чиновников, в том числе от образования, оставалась чем-то непонятным и страшноватым. И директор десятой школы Михаил Никитин оказался единственным, кто отважился на такое смелое новшество. Сегодня школа имеет статус экспериментальной площадки Российской академии образования в области информатики.

Чтение произведений Солженицына на уроках литературы, в то время, когда опального писателя высылали из страны «за антисоветскую пропаганду», было настоящей дерзостью. Это потом, в 90-х, когда «все стало можно», имена Солженицына, Довлатова, Бродского включили в школьную программу внеклассного чтения. А тогда, во время уроков литературы, которые вела Эльвира Горюхина, у дверей класса стояли директор и завуч: чтобы учительницу не застали врасплох какие-нибудь проверяющие.

Эльвира Горюхина вообще считается легендой «десятки». В декабре 1994 года преподавательница литературы из мирного сибирского города отправилась на Кавказ. Это было начало первой войны с Чечней. Тогда мало кто знал и понимал, что происходит в этой горной республике. Эльвира Горюхина написала книгу «Путешествие учительницы на Кавказ» и множество статей, в которых рассказывала о жизни простых людей на войне. За цикл этих статей Эльвира Николаевна получила журналистскую премию Андрея Сахарова.

С 1975 года и до конца 80-х в школе шли бесконечные проверки, перепроверки и прочее. Трижды снимался с должности, а потом по настоянию коллектива восстанавливался директор Ефим Варшицкий. За что «десятку» так не любили чиновники и представители различных «компетентных органов» - понятно. Стремление к любого рода экспериментам и новшествам тогда не приветствовалось. В области образования особенно. «Десятка» же не боялась новизны, благодаря чему, как говорит Наталья Ярославцева, многие аспекты модернизации образования, о которых на уровне массовой школы еще только говорят, в «десятке» апробированы и действуют еще с 60-х годов.

В 1963-66 годах на базе школы N 10 был проведен эксперимент по созданию того, что сейчас называют лицеем. Начальная школа и часть средних классов были выведены. Остались 9-е, 10-е и 11-е. Помимо школьной программы, учащиеся получали знания в области иностранных языков, программирования, математики, педагогики. Имелся прикладной профиль, предусматривающий обучение школьников токарному и слесарному делу. О том, насколько успешным или неуспешным был эксперимент, можно судить вот по какому факту: параллельных классов было больше десятка - от «А» до «М», 56 ребят из того выпуска получили золотые медали и 40 - серебряные.

С 1966 года в школе началось углубленное изучение английского языка. Сейчас десятая гимназия Новосибирска входит в 100 лучших школ страны и в первую десятку школ с углубленным изучением английского языка.

В 1989-м педагоги «десятки» опять же первыми в Новосибирске, а может, и не только, создали модель авторской школы (само понятие «авторская школа» обрело законный статус только в 1992 году).

В 1996-м школа стала гимназией. Вот тут Наталье Ярославцевой пришлось побороться за то, чтобы «десятка» осталась десяткой: «Мне сказали: «Вы будете гимназией N 6». На что я ответила: либо мы не будем гимназией, либо мы останемся под десятым номером. Меня поддержал Виктор Толоконский, мы остались «десяткой», а гимназии, которые появились после нас, получали номера с шестого по девятый».

Многолетние традиции школы поддерживает и приумножает уникальный педагогический состав. Сейчас здесь работают 10 заслуженных учителей России, два заслуженных работника физической культуры, 23 отличника народного образования, 6 почетных работников образования. Но самый большой повод для гордости - шесть учителей имеют грант Фонда Сороса. «Грант Фонда Сороса дается только преподавателям технических дисциплин и только тем педагогам, чьи выпускники учатся в ведущих вузах страны и на вопрос «кто был вашим лучшим школьным учителем?» называют имена наших педагогов», - поясняет Наталья Ярославцева.

Разумеется, директора одной их старейших, известнейших школ города мы не могли не спросить об отношении к идее модернизации образования. Наталья Васильевна считает: «Самое главное, для чего это нужно - сделать учебу привлекательной для учеников среднего звена. У старших школьников мотивация к учебе есть и так. А вот период с 5 по 8 класс - самый сложный: кризис подросткового возраста, зарождение нонконформизма по отношению ко взрослым. Роль учителя - суметь стать другом ученику. Как расположить к себе ученика? Показать, как добываются знания. И процесс этот дожен выглядеть не нудной зубрежкой, а захватывающей феерией». По мнению Натальи Ярославцевой, главный смысл гимназического обучения заключается в качественно ином, нежели в традиционной школе, подходе к процессу получения знаний.

Второго ноября поздравить родную школу с юбилеем придут ее выпускники, многие из которых стали руководителями крупных компаний, выдающимися физиками и математиками. Ефим Зельманов получил Филдскую премию по математике. Это очень высокая награда, считающаяся последней ступенью перед «Нобелем». Регина Демина, удостоившаяся звания лучшего молодого физика, выступала с лекциями в Гарварде. Соберутся старейшие учителя, иные из которых стали основоположниками учительских династий в «десятке»: Галина Сыроквашина, Валентина Гуркова, Яков Розенфельд, Цецилия Рукина. Ну а сегодняшние выпускники десятой гимназии придут поздравить родную школу через десять лет, когда она будет отмечать свой столетний юбилей.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: