Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«В яблочко» - это значит в «десятку»!

01.11.2002
Немногие учебные заведения Новосибирска имеют 90-летнюю историю. Гимназия N 10 - одна из этих немногих. Здесь первыми в Новосибирске стали преподавать информатику, читали Солженицына, когда «ярого антисоветчика» высылали из страны.

Здесь первыми в Новосибирске стали преподавать информатику, читали Солженицына, когда «ярого антисоветчика» высылали из страны.

 Немногие учебные заведения Новосибирска имеют 90-летнюю историю. Гимназия N 10 - одна из этих немногих.

В мае 1909 года в Новониколаевске вспыхнул пожар. Сгорел весь центр города. Огонь не пощадил и единственную тогда на весь город маленькую деревянную школу. Родители учеников обратились с просьбой о помощи в Городскую управу. Было решено, что каждый новониколаевский рабочий с каждого заработанного рубля будет отдавать по копейке на строительство новых школ. Так в 1912 году в Новониколаевске появилось несколько новых школ. Среди них - десятая. Первое здание «десятки» и по сей день сохранилось - сейчас в нем размещается школа высшего спортивного мастерства на улице Сибирской, неподалеку от площади Кондратюка.

Потом была революция и гражданская война, занятия частенько прерывались. А в 1919-м, когда обстановка в Сибири более-менее стабилизировалась, школа снова начала работать и получила название «Андреевской». В то время программа обязательного среднего образования была рассчитана на семь лет. Сохранились фотографии и документальные свидетельства о первых учениках «десятки». Например, о Николае Чудинове, обучавшемся в десятой школе с 1926 по 1929 год. Практически все тогдашние старшеклассники в свободное от учебы время участвовали в кампании по ликвидации неграмотности.

Период коллективизации - 20-30-е годы, размоловший жерновами истории немало человеческих судеб, прошелся и по десятой школе. Тогда ученики сдавали экзамены не в начале лета, как сейчас, а в феврале-марте для того, чтобы с наступлением весны отправиться на «добровольно-принудительные» сельхозработы в колхоз.

Сегодняшний директор «десятки», заслуженный учитель России Наталья Ярославцева говорит, что школе всегда было присуще стремление ко всему новому, дух свободы и даже налет некоторого диссидентства. В 50-е годы один из основателей Академгородка Сергей Соболев обратился к директорам школ с предложением открыть классы программистов. Кибернетика, хоть и не была уже «продажной девкой империализма», и Никита Сергеевич, в отличие от своего предшественника, относился к ней лояльно, все же для большинства чиновников, в том числе от образования, оставалась чем-то непонятным и страшноватым. И директор десятой школы Михаил Никитин оказался единственным, кто отважился на такое смелое новшество. Сегодня школа имеет статус экспериментальной площадки Российской академии образования в области информатики.

Чтение произведений Солженицына на уроках литературы, в то время, когда опального писателя высылали из страны «за антисоветскую пропаганду», было настоящей дерзостью. Это потом, в 90-х, когда «все стало можно», имена Солженицына, Довлатова, Бродского включили в школьную программу внеклассного чтения. А тогда, во время уроков литературы, которые вела Эльвира Горюхина, у дверей класса стояли директор и завуч: чтобы учительницу не застали врасплох какие-нибудь проверяющие.

Эльвира Горюхина вообще считается легендой «десятки». В декабре 1994 года преподавательница литературы из мирного сибирского города отправилась на Кавказ. Это было начало первой войны с Чечней. Тогда мало кто знал и понимал, что происходит в этой горной республике. Эльвира Горюхина написала книгу «Путешествие учительницы на Кавказ» и множество статей, в которых рассказывала о жизни простых людей на войне. За цикл этих статей Эльвира Николаевна получила журналистскую премию Андрея Сахарова.

С 1975 года и до конца 80-х в школе шли бесконечные проверки, перепроверки и прочее. Трижды снимался с должности, а потом по настоянию коллектива восстанавливался директор Ефим Варшицкий. За что «десятку» так не любили чиновники и представители различных «компетентных органов» - понятно. Стремление к любого рода экспериментам и новшествам тогда не приветствовалось. В области образования особенно. «Десятка» же не боялась новизны, благодаря чему, как говорит Наталья Ярославцева, многие аспекты модернизации образования, о которых на уровне массовой школы еще только говорят, в «десятке» апробированы и действуют еще с 60-х годов.

В 1963-66 годах на базе школы N 10 был проведен эксперимент по созданию того, что сейчас называют лицеем. Начальная школа и часть средних классов были выведены. Остались 9-е, 10-е и 11-е. Помимо школьной программы, учащиеся получали знания в области иностранных языков, программирования, математики, педагогики. Имелся прикладной профиль, предусматривающий обучение школьников токарному и слесарному делу. О том, насколько успешным или неуспешным был эксперимент, можно судить вот по какому факту: параллельных классов было больше десятка - от «А» до «М», 56 ребят из того выпуска получили золотые медали и 40 - серебряные.

С 1966 года в школе началось углубленное изучение английского языка. Сейчас десятая гимназия Новосибирска входит в 100 лучших школ страны и в первую десятку школ с углубленным изучением английского языка.

В 1989-м педагоги «десятки» опять же первыми в Новосибирске, а может, и не только, создали модель авторской школы (само понятие «авторская школа» обрело законный статус только в 1992 году).

В 1996-м школа стала гимназией. Вот тут Наталье Ярославцевой пришлось побороться за то, чтобы «десятка» осталась десяткой: «Мне сказали: «Вы будете гимназией N 6». На что я ответила: либо мы не будем гимназией, либо мы останемся под десятым номером. Меня поддержал Виктор Толоконский, мы остались «десяткой», а гимназии, которые появились после нас, получали номера с шестого по девятый».

Многолетние традиции школы поддерживает и приумножает уникальный педагогический состав. Сейчас здесь работают 10 заслуженных учителей России, два заслуженных работника физической культуры, 23 отличника народного образования, 6 почетных работников образования. Но самый большой повод для гордости - шесть учителей имеют грант Фонда Сороса. «Грант Фонда Сороса дается только преподавателям технических дисциплин и только тем педагогам, чьи выпускники учатся в ведущих вузах страны и на вопрос «кто был вашим лучшим школьным учителем?» называют имена наших педагогов», - поясняет Наталья Ярославцева.

Разумеется, директора одной их старейших, известнейших школ города мы не могли не спросить об отношении к идее модернизации образования. Наталья Васильевна считает: «Самое главное, для чего это нужно - сделать учебу привлекательной для учеников среднего звена. У старших школьников мотивация к учебе есть и так. А вот период с 5 по 8 класс - самый сложный: кризис подросткового возраста, зарождение нонконформизма по отношению ко взрослым. Роль учителя - суметь стать другом ученику. Как расположить к себе ученика? Показать, как добываются знания. И процесс этот дожен выглядеть не нудной зубрежкой, а захватывающей феерией». По мнению Натальи Ярославцевой, главный смысл гимназического обучения заключается в качественно ином, нежели в традиционной школе, подходе к процессу получения знаний.

Второго ноября поздравить родную школу с юбилеем придут ее выпускники, многие из которых стали руководителями крупных компаний, выдающимися физиками и математиками. Ефим Зельманов получил Филдскую премию по математике. Это очень высокая награда, считающаяся последней ступенью перед «Нобелем». Регина Демина, удостоившаяся звания лучшего молодого физика, выступала с лекциями в Гарварде. Соберутся старейшие учителя, иные из которых стали основоположниками учительских династий в «десятке»: Галина Сыроквашина, Валентина Гуркова, Яков Розенфельд, Цецилия Рукина. Ну а сегодняшние выпускники десятой гимназии придут поздравить родную школу через десять лет, когда она будет отмечать свой столетний юбилей.


Резонанс
Новости
22.01.2019 Жилье. ДОМ
Количество квартир, сдаваемых в Новосибирске, подскочило на 40% за год из-за падения спроса. Сейчас здесь предлагается в аренду 5844 объекта, подсчитали специалисты сайта по подбору недвижимости N1.RU. Однако стоимость аренды при этом растет.

Сколько будут получать в 2019 году инвалиды 1-3 группы, дети с инвалидностью и их родители или опекуны и лица, ухаживающие за инвалидами? Федеральные пенсии, ежемесячные денежные выплаты и наборы соцуслуг, двойные пенсии и региональные надбавки - в материале VN.ru.
Авиасообщение между Новосибирском и Минском стратегически важным для развития экономики назвал генеральный директор АО «Аэропорт Толмачево» Евгений Янкилевич. 22 января в Минске в рамках визита официальной делегации Новосибирской области в Республику Беларусь состоялась встреча по вопросу возобновления прямых регулярных рейсов между Новосибирском и Минском.
Продажу невозвратных билетов на поезда дальнего следования хотят распространить на плацкартные и общие вагоны. Соответствующее предложение депутатов Госдумы и Общероссийского объединения пассажиров направлено в Минтранс РФ.

На берегу Обского водохранилища вновь появилась снежная башня, которую строит местный житель. Скромный снежный скульптор не любит фотографироваться и давать интервью. Но с радостью принимает помощь в украшении своего творения.
Все средства, выделенные Искитиму Новосибирской области в рамках программы «Комфортная городская среда» (28 млн рублей), будут направлены на реконструкцию сквера «Юбилейный» в Южном микрорайоне города. Сквер был выбран по результатам опроса и голосования местных жителей.