Новосибирск 2.4 °C

Адвокатское сообщество: перспективы, а не текучка и дележка

14.11.2002 00:00:00

Сегодня в Новосибирске проходит учредительная конференция адвокатского сообщества. Если кто-то из читателей поспешно подумает, нам-то какое дело до этого события, то наверняка ошибется. Потому что в нынешней жизни без адвоката никому не обойтись, хоть раз да понадобится. В чем, думаю, многим приходилось убеждаться в совсем, казалось бы, далеких от криминала и споров ситуациях. Не зря рожденное много веков назад изречение «Законы пишутся для неспящих» становится у нас все более злободневным.

Почетный адвокат России Александр Прозоров. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 За десятилетие мы шагнули из одного общества в другое, пусть не совсем понятное. Но мы в нем живем, а наши законодатели неустанно сочиняют все новые законы. Попробуй разберись, даже если ты тот самый «неспящий». Так что без адвоката, без профессионала - никуда. К тому же нынешний год знаковый, войдет в историю, не побоюсь этого слова, как революционный. Новые кодексы - Уголовно-процессуальный, Административный - вступили в законную силу. Судебный процесс, как и предписано Конституцией, стал состязательным в полной мере, где стороны - обвинение и защита - получили равные права. Взятие под стражу, или арест, только через суд и только с участием адвоката. Совсем не случайно в ряду с упомянутыми правовыми актами, как составная часть судебной реформы, вступил в действие новый Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Так что нам не должно, не может быть безразлично, каково адвокатское сообщество, на какие силы при защите своих прав мы можем рассчитывать.

Накануне конференции наш корреспондент беседует с заведующим консультацией «Сибирский юридический центр» Гильдии российских адвокатов Александром Прозоровым. Кстати, он один из троих наших земляков награжден знаком «Почетный адвокат России».

- Александр Валентинович, советский адвокат долгие годы, как известно, находился, скажем так, в несколько приниженном состоянии. Шлейф этого ощущается до сих пор. Хотя в последнее десятилетие взгляд на защитника резко поменялся. Появились даже альтернативные коллегии, как Гильдия российских адвокатов, в которой и вы состоите. Сейчас народ видит вывески многочисленных адвокатских контор. И людям все равно, к кому идти за консультацией, за помощью, лишь бы специалист был знающий профессионал. Согласно новому закону, учредительная конференция потому так и называется, что учреждает адвокатскую палату, «негосударственную некоммерческую организацию». Такой еще в России не было, она призвана объединить всех людей вашей профессии...

- Причем независимо от того, в какой гильдии или коллегии работает адвокат. Иными словами, создается новое сообщество, которое по смыслу закона должно двигать вперед нашу профессию - на благо людей, как и положено в правовом государстве. Мы изберем органы самоуправления, в частности, совет палаты, который выберет президента. Но в том-то и дело, что не все мои коллеги именно так понимают закон. Поскольку я член оргкомитета конференции, мне пришлось читать постановление президиума областной коллегии, где черным по белому написано: «реорганизация областной коллегии адвокатов в адвокатскую палату». Оказывается, ничего не меняется, все просто - поменяли название, и все. Это всего лишь штрих, свидетельствующий о противостоянии между областной коллегией адвокатов и альтернативными, так называемыми межтерриториальными коллегиями. Мое же глубокое убеждение и, я уверен, девяноста процентов моих коллег, что нечего нас делить на «красных» и «белых». Адвокаты должны быть едины, как суд, прокуратура. Для сохранения корпоративности в самом хорошем смысле слова, для улучшения доступа граждан к квалифицированной юридической помощи. Думаю, журналисты, имеющие свой союз, должны меня понять. А мы не можем распри преодолеть, договориться, не буду скрывать - из-за позиции руководства президиума областной коллегии адвокатов.

- Например, в чем?

- Да хотя бы в представительстве на учредительной конференции. В области восемьсот адвокатов, около двухсот - из альтернативных консультаций, как наша. Сначала руководство областной коллегии решило, что на конференцию будет избираться один представитель от десяти адвокатов. Но как же могут восемьдесят человек все решить, всех избрать. Вы же знаете, что ежегодные конференции судей собирают всех служителей правосудия. Кое-как договорились, что будет один от четырех. Потом узнаем, что в этот же день президиум планирует провести и конференцию областной коллегии. Возможно ли совместить два столь серьезных и значительных мероприятия? Даже по времени. Только если по сценариям советских партхозактивов, когда все заранее решено, а делегаты только единогласно руки поднимают.

- Насколько я понимаю новый закон, сама областная коллегия может перестать существовать. Не исключено, что кто-то захочет из нее выйти, создать свой кабинет адвоката, адвокатское бюро или коллегию, что разрешено новым законом об адвокатуре. Причем можно даже открыть филиал в другом государстве, если это не противоречит его законам. Изменений много, как и возможностей, перспектив. Так что автоматически переносить прежние структуры в будущее как бы нельзя.

- Действительно так. Будем перестраиваться, заново регистрироваться, проходить организационный период. Представьте ситуацию. В районных коллегиях всегда есть ядро - опытные адвокаты. Не исключено, что они начнут образовывать свои бюро, понятно, из таких же профессионалов. А начинающие останутся на обочине? У кого им учиться, с кем советоваться? О каком качестве юридической помощи может идти речь? Поэтому надо отбросить дележку на «наших» и «не наших». Создать на конференции такие органы самоуправления, такой совет, которому по плечу будет решать многочисленные проблемы. А их, поверьте, немало, особенно с введением новых законов. Посмотрите, что в СИЗО делается! Для адвокатов всего один кабинет. Сидим по трое на скамейке вплотную, а напротив так же, плечом к плечу, наши подзащитные. О какой доверительности можно говорить!? Кабинетов следователей, наверное, около пятнадцати. Но даже если какие-то пустуют, адвокатов туда не пустят. Во многих судах нет комнат для защитников, сидят в коридорах, пишут на портфелях. Где дело изучать, где с клиентом переговорить? Кто это должен пробивать? Только органы адвокатского сообщества. Неужели нерешаемые вопросы?

- Александр Валентинович, проблема сегодняшнего дня - работа адвокатов по назначению, то есть бесплатно для клиентов, когда оплату защитника производит государство через следствие, прокуратуру, милицию. Но оплата такая задерживается.

- Значит, те, кому положено, а это руководство областной коллегии адвокатов, должны действовать энергичнее, вплоть до самых высоких структур. Стало модно упрекать сотрудников альтернативных консультаций, что мы не ведем такие дела. Что ж, объясняю конкретно. Ввели арест через суд, в каждом деле нужен адвокат. Я говорю: мы готовы подключиться. В юрконсультации Железнодорожного района, где мы базируемся, мне ответили: «Мы не нуждаемся». Я связался с прокурором района, там от наших услуг не отказались, потому что дело важно, а не амбиции и дележка. Мы составили график, в том числе и по выходным, дежурим. Звонит прокурор Ленинского района, услышал про наше предложение. Теперь и у них дежурим. Следователь звонит - у нас задержанный, нужен адвокат по назначению. Выезжаем. В том числе я сам не одну субботу дежурил. Думаете, нашу инициативу оценили в областной коллегии? Поддержали? Нет, только тему эксплуатируют - вроде мы «беловоротничковые», а на прочих «черная работа». Мое мнение, и молодых сотрудников в этом духе воспитываю, что так называемая бесплатная практика - это накопление опыта, без которого настоящий адвокат немыслим. Снова пример из следственного изолятора. Там ежедневно через дом передач проходит более трехсот человек - родственников подследственных. У людей огромное количество вопросов, чаще несложных, например, как составить запрос о здоровье, решить вопрос со свиданием, что такое условно-досрочное освобождение, да масса... Говорю начальнику СИЗО: дайте мне комнатку метров десять, наши адвокаты по многим вопросам будут бесплатно консультировать. Да и клиенты там будут находиться. Договоренность достигнута. Так начальник СИЗО думает такой же кабинет открыть для нотариуса - ему там немало работы.

- Я знаю, что адвокаты всегда - во всех странах и во все времена - считались юридической элитой. Но недавно в одной серьезной газете прочла, что средний заработок российского адвоката - две тысячи рублей, ниже, чем у дворника. Признаюсь - удивилась.

 - Зато у нас резко расширяется адвокатский корпус. Раньше принимали двух-трех, теперь на одном заседании областной коллегии - больше пятидесяти человек. Искусственно растем... И другое скажу. Мне, как члену оргкомитета, пришлось знакомиться с предложением по смете расходов на содержание нашей будущей адвокатской палаты. Так вот, закладывается зарплата президента в двадцать три тысячи рублей, вице-президента - на четыре тысячи меньше. Моя позиция: первая цифра не должна превышать десяти тысяч. А откуда эти деньги? Из отчислений защитников. Что ж, решать конференции...

- Но постоянно слышишь, что у нас мало адвокатов...

- А кто вам сказал, что их не хватает? Наоборот, имеем проблемы с обеспеченностью адвокатов работой. Одни перегружены, другие - на голодном пайке. Адвокатская деятельность индивидуализирована, надо иметь имя, его нарабатывать. А мы нивелируем многотрудную деятельность защитника. У нас адвокатский рынок. А значит, надо учиться. А не вариться в собственном соку, что сейчас происходит. Гильдия российских адвокатов каждый год устраивает широкие совещания, или семинары, причем приглашает и адвокатов из территориальных коллегий. И ведь какое роскошное общение - цвет российской адвокатуры: Резник, Падва, Кучерена, Барщевский и другие корифеи. А почему мы не можем устраивать нечто подобное в нашем, третьем в стране, городе? Разве это не важно для начинающих наших коллег? Недавно видел журнал, изданный областным судом и судебным департаментом, прекрасный полезный журнал. Неужели мы на такой же права не имеем? Но надо этим заниматься... Почему бы не подумать об открытии в перспективе филиала Академии адвокатуры. Новосибирск - столица Сибири, федерального округа, в городе окружные структуры. Думаю, можно подумать об организации органа адвокатуры на уровне округа. Хотя бы потому, что все больше сложнейших дел, многоэпизодных - в разных городах, областях, с межрегиональными связями. Наркотики, например, организованные преступные группы в сфере экономики. Конституция и законы обязывают обеспечивать защиту всем, что, согласитесь, в условиях нашей географии совсем не просто. В системе округа можно обмениваться информацией, развиваться, совершенствоваться. А не вариться в текучке каждого дня. Так что я за консолидацию адвокатского сообщества, за такой совет палаты и такого президента, который не только бы видел эти задачи, но имел бы здравый смысл для их решения.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: