|
| Шкипер Владимир Шелепов остается на «Маршале Говорове» до последнего. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО |
У пароходов - почти людские судьбы. Родился, работал, отправлен на отдых. «Маршал Говоров» - один из первых колесных пароходов Новосибирского речпорта, а сегодня - точно последний. Верой и правдой «отгорбатил» он на благо города Новосибирска почти 50 лет и ушел на заслуженный отдых. Последние три-четыре года, как и предпенсионный человек, был «на легком труде» - пародателем в Красном Яру. Уже не таскал тяжелые баржи и просто давал пар.
Владимир Васильевич Шелепов на колесных пароходах работал сначала машинистом, потом штурманом. Сегодня он шкипер, и ему осталось до пенсии пять месяцев.
- Эти пароходы ходили в основном на севера, - рассказывает он, называя «север» именно «севера» с ударением на последнем слоге. - Ходили за нефтью, а туда везли, главным образом, стройматериалы.
Нижневартовск, Сургут - эти города своим рождением и нынешним внешним обликом во многом обязаны именно колесным пароходам, которые привозили из Новосибирска лес, цемент, стройматериалы. Оттуда, как уже сказал Владимир Шелепов, везли нефть - по паре барж, каждая из которых могла везти по 1800 тонн. По словам Шелепова, теплоходы нового поколения, которые пришли на смену колесным пароходам, так много тащить не могут.
- Когда мы приходили на Север, это было для местных жителей настоящим праздником, - говорит Шелепов. - Особенно в начале навигации. В то время река была едва ли не единственным путем, который соединял их с цивилизацией. И мы, подходя, всегда гудели. И люди, слыша гудок, выходили нас встречать.
С середины 70-х пароходы этого класса стали списывать «на берег». Шелепов говорит резче - «на гвозди». Другими словами, списанный пароход разрезали и отправляли на переплавку на Кузнецкий металлургический комбинат. «Маршал Говоров» стал в отстой последним, и ему до КМК еще долго. Хотя, когда Шелепов проводил нас по пароходу, машина представляла из себя именно материал, предназначенный для переплавки.
- А ведь это реликвия, - говорит Шелепов. - Это - история. «Говоров» - последний пароход этого класса, который пока еще сохранен. Когда мы стояли в Красном Яру, к нам приходили целые экскурсии: дайте посмотреть! Ну, мы их и проводили по нему - показывали, рассказывали. Хорошо, если из него сделают какой-нибудь ресторан на плаву или бар.
Что ждет «Маршала Говорова» впереди, сказать трудно - КМК или действительно ресторан. Есть, правда, слухи, что акционеры в самом деле хотят превратить его в ресторан. Но это только слухи. Хотя по человеческим меркам он не заслуживает того, чтобы быть пущенным на гвозди. Все-таки полста лет трудился на благо и Новосибирска, и других городов. Есть же в городе музей железнодорожной техники, почему бы не быть музею речного транспорта? Пароходу с человеческой судьбой самое там место.


