Новосибирск 9.4 °C

Не было ни гроша, да вдруг...

28.11.2002 00:00:00

Новосибирская филармония после долгих странствий по городу,
наконец, обрела дом. Да не один, а целых два

Александр Назимко уверен, что филармония может не только развиваться творчески, но и зарабатывать деньги искусством. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 В октябре с немалой торжественностью состоялась своего рода презентация еще ремонтирующегося Дома музыки, известного долгие годы как Дом Ленина. Последние полтора десятилетия Новосибирская филармония пыталась «отвоевать» это здание для благих целей - открытия в нем концертного зала филармонии. Торжественная передача Дома Ленина в «культурные» руки НГФ состоялась. Но практически в то же время без особой торжественности в собственность филармонии перешло еще одно здание бывшего Дома политпросвещения, то, в каком мы и привыкли ее видеть, - на Спартака, 11.

О том, насколько имущественное положение филармонии повлияет на творческую составляющую успеха, наш корреспондент беседует с директором Новосибирской государственной филармонии Александром Назимко.

- Александр Геннадьевич, получилось по русской пословице: «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Сначала за одно здание «воевали», а в конечном итоге целых два получили.

- Совершенно верно. Хотя еще год назад, когда я в очередной раз поднимал эту тему, то мне открытым текстом говорили: «И не мечтай». Но мы столько лет потратили на эту «битву», что, мне кажется, «отвоеванные позиции» вполне заслужены. Нас поймет только тот, кто сам долгие годы занимал какое-либо здание на правах аренды. Мы не имели права не то что перестраивать или перепланировать помещения, а даже перила на лестнице нарастить. Помните за кулисами лестницу, ведущую в Красную гостиную? На ней очень низкие перила, и дети (а у нас немало детских коллективов) могли с нее упасть, не говоря уже о взрослых. Но даже за свой счет мы смогли все исправить только после письменного разрешения.

- А где раньше располагалась филармония?

- Было несколько помещений. В экс-Доме политпросвещения на Спартака мы с 1991 года, а до этого обитали и на Комсомольском проспекте в музыкальной школе при консерватории, и даже в Центральном парке, концертный зал оперного был филармоническим.

Но мы, конечно, не сидели сложа руки, и искали другие возможности расширения филармонии. Предлагались и концертный зал академии госслужбы, и зал в долгострое на площади Маркса. Но все эти помещения до сих пор не достроены. К тому же, аренда - это всегда аренда. В то, что Дом Ленина станет нашим, не верилось очень долго. Ведь хорошее помещение в центре города всегда в цене. Были и другие претенденты, помимо филармонии, - крупные компании, в основном иностранные, банки, биржа и т. д. Но губернатор решил, что здание лучше отдать тем, кто его будет пользовать на благо города.

- И все эти годы немало средств уходило на оплату аренды...

- Дело не в деньгах, хотя и это тоже. Просто в последнее время, помимо финансовых проблем, было и немало творческих. После развала СССР почти все директивы и постановления, касающиеся концертной, билетной и гастрольной деятельности, приказали долго жить, а новые не разрабатывались до самого последнего времени. Почти все документы до сих пор шли с грифом «СССР». Поэтому многие филармонии варились в собственном соку немало лет. С одной стороны, это плохо, потому что только на гастролях можно проверить уровень своей подготовки и таланта. Но с другой... Когда директора российских филармоний в 2000 году наконец-то встретились, я с удовольствием убедился в том, что Новосибирская филармония - одна из немногих сохранившая все традиции и самобытность. У нас ведь уникальная роль в обществе. Можно даже смело сказать, что филармония - это система координат. Или своего рода культурный календарь года. Мало того, таких филармоний, как Новосибирская, в стране практически нет, а уж за Уралом - точно. Впрочем, и с Екатеринбургской нас не сравнить. Может быть, эти слова покажутся нескромными, но судите сами.

В трудные годы мы не потеряли зрителя, и на некоторые концерты билетов просто не купить. У нас на каждого зрителя найдется свой репертуар. В филармонии мирно уживаются все жанры музыки и все виды коллективов. Симфоническая музыка, джаз, хоровые ансамбли, ансамбль старинной музыки, детская опера, фольклорные коллективы, симфонический оркестр, биг-бенд, струнный квартет, фортепьянный дуэт. Плюс совершенно уникальный ансамбль солистов, квартет виолончелей и многое другое.

- Изменились ли сроки сдачи Дома музыки? На его презентации говорилось о четвертом квартале 2003 года.

- Теперь уже говорят об июне 2003-го. То есть ко Дню города. Поэтому теперь у нас будет четыре категории залов. Есть Музыкальный салон в Доме музыки на 50-60 мест. С его открытием мы наконец-то сможем представить публике те произведения, которые на других площадках просто не сыграть. Например, сольный лютневый проект Аркадия Бурханова. Салонные произведения на лютне невозможно играть даже на малой сцене, на то они и салонные. А если мы слушателей усадим полукругом, зажжем свечи... Совсем другая атмосфера и совсем другое восприятие музыки.

Будет там же камерный зал филармонии на двести мест с качественной акустикой. Также в филармонии на Спартака остается малый зал для любителей джаза и камерной музыки и большой зал для больших музыкальных проектов. К слову сказать, увеличение количества концертных площадок снизит нагрузку на большой зал. Ведь мы вынуждены эксплуатировать его нещадно! А зал должен «отдыхать» не меньше одного-двух дней в неделю не только от концертов, но и от репетиций. Поэтому зачастую мы идем на крайние меры - открываем все окна-двери, проветриваем в экстремальном режиме и... дальше эксплуатируем.

- Получается, что Дом музыки будет располагаться на остановке «Дом Ленина»?

- Нам бы хотелось, чтобы Дом музыки располагался на одноименной остановке, но пока это только наше предложение. Но дело даже не в том, что у нас теперь больше залов, следовательно, будет больше музыки. В филармонии уже внедряются новые технологии концертной деятельности. В этом году я закончил Академию переподготовки работников искусства, культуры и туризма в самой первой группе директоров концертных организаций, которую набрал профессор Евгений Дуков. Образование, полученное там, бесспорно уникально. Нас научили не только развиваться творчески, но и зарабатывать деньги искусством. Поэтому в филармонии будем внедрять новую маркетинговую политику. Уже сейчас мы планируем свою работу и концерты не на месяц-два, как было раньше, а на год вперед. Лучший пример тому: на ярмарке-презентации в сентябре на открытии сезона было предложено со скидкой покупать билеты на концерты сезона 2002-2003 года. И люди покупали, подтверждая мою теорию роли филармонии как культурного календаря. Теперь человек будет планировать свой отдых, зная, какие концерты будут в тот или иной день даже на год вперед. Также появятся новые службы, новые специальности, сотрудники проходят переподготовку на специальных курсах и семинарах.

- А с бабушками-распространителями тоже будете менять маркетинговую политику?

- Конечно! Впрочем, распространители билетов сами уже знают, что им нужно на каждый конкретный район перед конкретным концертом: сколько билетов, сколько афиш и анонсов, кто из ее постоянных покупателей реагирует только на звезд, а кто ждет новые джазовые программы.

- Какой район у нас лидирует по количеству купленных билетов?

- Конечно же, Центральный. Во-первых, потому что здесь много офисов и их работники покупают билеты у распространителей. Во-вторых, для жителей центра сходить в филармонию - почти обычное проведение вечера. Как ни странно, даже Кировский район не является аутсайдером.

- Чем займетесь первым делом в «собственном» здании?

- Первым делом благоустроим туалеты!


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: