Новосибирск 9 °C

Курочка Ряба против ножек Буша

11.12.2002 00:00:00

Как выживает птицеводство области?

 Сказать правду, российскую курицу назвать Рябой сейчас можно только чисто условно. Главное - потому, что продукция птицеводства сегодня производится в основном не на крестьянских и фермерских подворьях, а на крупных специализированных предприятиях, которые до сих пор условно можно назвать «пережитками социализма». Но эти «пережитки» до сих пор обеспечивают россиян в достаточном количестве яйцом и в значительном - мясом.

И курочки здесь в основном не рябые, а стандартно белые. И короток их век, потому что современные технологии позволяют «выжимать» из птиц вдвое-втрое большее количество яиц в год, чем это возможно сделать на домашнем подворье.

Зачем Шмидту акционирование?

 На одном из лучших предприятий некогда могущественного треста «Птицепром», Чикской птицефабрике имени 50-летия СССР (название здесь менять не собираются) автору этих строк приходилось бывать не один раз, и поэтому хотя бы условно могу судить о предприятии в развитии.

Лет пятнадцать назад это было крупное, хорошо оснащенное современным оборудованием предприятие, где курочки несли яйца, они выкатывались на ленту конвейера, ею же доставлялись в цех расфасовки, здесь происходило выбраковывание недоброкачественных яиц, и лишь несколько манипуляций фабричных работниц в заключительной стадии помогали продукции разместиться на знакомых всем решетках ровными рядами.

О кормежке птиц уж и говорить нечего: она полностью была автоматизирована.

В прошлом году фабрика отметила свое 30-летие. Все эти годы, со времени основания предприятия, ею руководит известный всей области, и не только, заслуженный работник сельского хозяйства России Бруно Шмидт. Он и сейчас у руля и твердо держит бразды правления в своих руках.

По поводу нашего сельского хозяйства в последние годы стало принято только горько вздыхать: развал и разруха. К счастью, не везде. Где руководили хорошие хозяйственники и к тому же добросовестные люди, там они и остались. На них и сейчас все держится. Один из них - это, безусловно, Бруно, или, как местные жители называют его, - Борис Генрихович Шмидт.

Вот и нынешний год Чикская птицефабрика завершает не то что неплохо, а очень даже неплохо. Прирост продукции, а это в основном яйцо, составляет около восьми процентов к уровню прошлого года. А это ни много ни мало - около 265 миллионов яиц. В свои лучшие годы коллектив «собирал урожай» в 248 миллионов яиц.

Вот так бы и порадоваться вместе с птицеводами: молодцы, мол. Но дело обстояло и сейчас обстоит куда как сложнее. Были драматичные годы середины 90-х. Резкий спад производства.

За счет чего выжили? - спрашиваю Шмидта.

А дурака не валяли, растащиловку не позволили, дисциплину ввели жестчайшую. Но главное: здесь всегда жили по средствам. Тем более - в трудные переходные годы. И не пошли по миру с протянутой рукой, как это делали многие, а стали искать выход из сложившейся ситуации. Подрезали на время расходы. Стали считать каждую копейку и упорно искали пути дополнительного зарабатывания среств. И находили их, самостоятельно решая вопросы реализации продукции, повышая и повышая производительность труда и улучшая качество птицы.

Получилось так, что Шмидт, вольно или невольно, стал у себя идеологом отказа от приватизации, которая разразилась повсеместно и нередко бездумно.

- А зачем нам акционерка? - и сейчас считает он.

Предприятие неплохо работает и как государственное. Прибыль есть. Средняя зарплата в этом году - около 6 тысяч рублей. Сохранили даже в трудных условиях весь соцкультбыт. А это целый поселок, школа, детский сад и т.д. Рабочие здесь держатся за свое место «мертвой» хваткой.

Добавим еще, что фабрика имеет около трех тысяч гектаров собственных посевов зерновых. В этом году, например, намолотили около десяти тысяч тонн хлеба. Его свезли под собственную крышу. Сохранили все свои 14 комбайнов. К тому же предприятие имеет два собственных комбикормовых завода. Все это снижает себестоимость продукции.

Зачем акционировать-то? Чтобы посторонние примазались к делу с целью свой кусок урвать? Чтобы начать и никак потом не закончить передел собственности? Есть такой печальный опыт в области.

Поэтому даже факт сохранения названия говорит о многом. Чем был плох СССР? И не в коммунизм здесь верят, а в традиционно добросовестный труд.

Есть ли проблемы с реализацией продукции? Не без этого. Но недорогое мясо птицы Чикской птицефабрики пользуется у новосибирцев постоянным и устойчивым спросом. И яйца нормально продаются. Рынок есть рынок. И когда кто-нибудь в Новосибирск привозит свою продукцию, фабрика на это реагирует не замедля: чуть сбрасывает цену, и гости просто не выдерживают конкуренции. К тому же активно закупают продукцию птицефабрики кемеровчане, томичи, Дальний Восток, Якутия, у которых появились серьезные проблемы в птицеводстве.

Птицеводы всей области, объединяйтесь!

 Вот такая почти благостная картина по Чику. А как идут дела в целом по отрасли? И что собою представляет сейчас бывший могущественный «Птицепром»? Мы встретились с его бывшим генеральным директором Александром Коротаевым. Сейчас, правда, его должность именуется по-другому. Он президент «Новосибптицесоюза».

И дело не в простом формальном переименовании треста. Кардинально изменились формы собственности. Большинство больших и малых предприятий «Птицепрома» стали сами себе хозяевами. По сути, в союзе представлены почти все формы собственности. И существует он сейчас как одна из некоммерческих общественных организаций. Естественно, со своим уставом и счетом в банке. И в Министерстве сельского хозяйства России, и в администрации области, и сами птицеводы поняли необходимость держаться все-таки вместе. Чикская птицефабрика, кстати, тоже является членом союза.

С 1965 года, когда был создан «Птицепром», немало воды утекло. Не единожды менялось название производственной структуры. Вот дожили и до союза. Но координировать-то как-то деятельность мощной отрасли надо. В том числе влиять и на ценовую политику, обмениваться опытом работы, обеспечивать современным информационным материалом - не каждому предприятию по силам посылать специалистов за рубеж, чтобы изучать современные технологии разведения птицы.

Нет ли ностальгии по прошлым временам? - спрашиваю Коротаева.

Было немало хорошего и в прошлые годы. Жесткая государственная структура могла худо-бедно обеспечить материально-техническими фондами. Меньше приходилось заботиться о реализации продукции.

Но люди были в значительной степени скованы той системой отношений. И привес в 20 граммов в сутки мясной птицы считался хорошим. Сейчас идет за 40 и до 50-ти. Результат в 220-240 яиц на несушку в год считался очень хорошим. Сейчас за год интенсивной работы современные кросы, породы с улучшенной генетической базой, дают в год за 300 яиц.

Но ножки Буша нанесли удар по отечественному сельскому хозяйству. Пик спада производства приходится на середину 90-х годов. Если в 90-м область производила 737 миллионов штук яиц, то в 95-м - 501. А производство мяса упало с 32,7 тысяч тонн до 8,2 тысяч тонн (97-й год).

Урон был нанесен весьма ощутимый. Некоторые предприятия вынуждены были прекратить свое существование. В том числе и три предприятия, разводящие водоплавающую птицу.

Но нет худа без добра. Очень скоро россияне поняли, что не только отечественная говяжья или свиная тушенка намного лучше итальянской или французской, напичканной различными биодобавками, но и российское птичье мясо тоже. В последние годы спрос на местную продукцию заметно вырос. И в 2001 году производство птичьего мяса в области возросло до 15,8 тысячи тонн и 832 миллиона штук яиц. К тому же и местные власти приняли областную программу развития птицеводства до 2005 года, в которой определено, что производство мяса в ближайшие годы должно быть восстановлено до прежнего уровня.

Местные птицеводы научились перерабатывать свою продукцию и умело расфасовывать ее. Лидеры здесь Октябрьская птицефабрика, Новосибирская и бердский «Алмаз».

Гусь свинье не товарищ.
Если выращен по новой технологии

 Денег, как всегда, не хватает. И если у нас в стране инвестиции в сельское хозяйство составляют пока мизерные цифры, а за рубежом весьма значительные, то есть все-таки надежда, что и правительство одумается, и частный капитал начнет вкладывать средства в экономику не только в погоне за «короткими» деньгами, но и за «длинными». И примеры, пока еще только единичные, в стране уже появились. Разумеется, для этого нужны не только правительственные решения, но и стабильное законодательство, которое бы защищало интересы инвесторов.

Пока наше птицеводство защищает, как это ни парадоксально и горько, низкая цена на зерно. Его в области сейчас в избытке. Поэтому и цена на десяток яиц держится на относительно невысоком уровне.

Хотя диспаритет цен на сельхозпродукцию и те же энергоносители приводит к странноватым ситуациям. Чем лучше работают птицеводы, тем меньше они получают прибыли. Увы, не у всех такие возможности, как у Чикской птицефабрики. Впрочем, это беда не только одного отечественного птицеводства.

Отдельного разговора заслуживает проблема разведения водоплавающей птицы. Традиционные жирные деревенские гусь и утка пользуются все меньшим спросом у горожан. Нужны новые кросы птицы, тем более что технологии разведения мясных пород гусей и уток уже существуют. И «Новосибирскптицесоюз» с помощью администрации области изучает и российский, и зарубежный подобный опыт. В частности, в конце ноября на базе акционерного общества «Краснозерское», которым руководит энтузиаст этого дела Анатолий Мишустин, состоялось большое совещание по этим проблемам. Здесь с помощью ученых сельхозуниверситета под руководством Вячеслава Реймера уже несколько лет ведется большая работа по разведению собственной породы гусей, мясо которых отвечает современным требованиям. Так что, глядишь, через несколько лет мы будем покупать к праздничному столу птицу совсем не жирную, но весьма полезную. Так, в Татарске местные энтузиасты под руководством генерального директора «Сибэнерго» В.Д. Еременко начали осваивать новые технологии выращивания утки-бройлера.

Появляются энтузиасты среди фермеров, которые начинают разводить перепелов. А некоторые уже подумывают о том, что пора вернуться к разведению индеек или цесарок.

Процесс развития птицеводства в целом очень не простой. Как сказал при встрече Бруно Шмидт, порушить все было легко, восстанавливать и возрождать - гораздо труднее. В том числе и возрождать полуживые предприятия отрасли птицеводства в целом. Но будем надеяться на лучшее. Процесс все-таки пошел.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: