Новосибирск 10.3 °C

Что будет после морозов?

20.02.2003 00:00:00

 Ударившие в канун Нового года морозы на севере европейской части России привели к авариям в системах теплоснабжения в Карелии, в Ленинградской, Новгородской, Архангельской областях. Около 25000 семей россиян оказались в неотапливаемых квартирах. Разразился большой политический скандал. По всем каналам телевизора до сих пор показывают лопнувшие от мороза батареи. Коммунисты призывают к отставке правительства. Партия «Яблоко» предлагает свой очередной вариант реформы ЖКХ, основанный на льготах всем, кто готов этим самым хозяйством заниматься. В общем, страсти кипят. Заговорили уже в голос о времени «коммунальных катастроф». Потянуло, как дымком, трудными выборами и большими бюджетными деньгами.

Действительно ли все так плохо? Куда мы катимся? Что еще можно сделать? Когда закончится эта жилищная реформа? - на эти вопросы пытаются сейчас ответить многие. Такого рода прогнозы - это занятие для политиков. Голосов экономистов в этом хоре почти не слышно. Предложу свою версию ответов на поставленные вопросы.

Ситуация действительно серьезная. Основные фонды коммунальной инфраструктуры изношены. Потери тепла и воды на участках трубопроводов от поставщика до потребителя - до 50%. Работа в коммунальном секторе не только низкооплачиваемая, но и малопрестижная. Поэтому половина аварий - это еще не технологический отказ, а человеческий фактор. Новый председатель Госстроя Николай Кошман и лидер РАО ЕЭС Анатолий Чубайс в своих интервью в центральных газетах говорят о неподготовленных к зиме котельных реже и менее эмоционально, чем о напившемся в мороз слесаре. Вот он и виноват, как пресловутый стрелочник, во всех отключениях и авариях. Как, оказывается, просто объясняются все чрезвычайные ситуации.

Большинство предприятий жилищно-коммунального комплекса банкроты. Долги этих предприятий превышают полугодовой объем предоставленных услуг (270 млрд руб.). Кто будет вкладывать деньги в банкротов? Поэтому разговоры о частных инвесторах сегодня не очень серьезны. Все надежды жилищников - опять на бюджет.

При всей серьезности положения, я вынужден жестко сказать: ситуация не экстремальная, а штатная - стабильно плохая. Отрасль в такой ситуации зимует с 1999 года. Сейчас мы никуда не катимся - мы просто так живем. Более того, то резкое падение, как технологическое, так и финансовое, которое было в 1998-2000 годах, за последние два года ценой мобилизации административных ресурсов удалось приостановить.

Николай МОЧАЛИН
 Конечно, для каждой конкретной семьи холодная квартира - это трагедия. Но вероятность аварий в «коммуналке» в целом по России не больше, чем два года назад. Более того, проанализировав статистику аварий, можно сказать даже точнее - эта вероятность меньше в крупных городах и больше в городах малых.

Почему же так много шума по поводу наступающей «коммунальной катастрофы»? Причина в первую очередь политическая - грядущие выборы в Государственную думу, президента страны и даже мэра Новосибирска. А чем можно лучше «прикупить» избирателя, как не обещаниями тепла и низких тарифов? И бюджет на эти цели мобилизовать неплохо - будет потом что распределять. Но нет никакой гарантии в том, что бюджетные деньги не будут успешно закапываться в землю и там ускоренно ржаветь по тем же правилам, по которым они ржавели вчера и сегодня.

Означает ли это, что весь шум вокруг угрозы коммунальных катастроф поднят зря? Конечно, нет. Техническое и финансовое состояние коммунального хозяйства действительно критическое, и решения желательно принимать, не доводя ситуацию до крайней черты. Реформа ЖКХ за последние годы реально свелась к увеличению платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. На уровне нормативных документов декларировалась политика формирования рыночных условий в отрасли, развития договорных отношений, но на самом деле административное влияние только усилилось. При всем том, что не правы были депутаты города, отвергая пересмотр тарифов в конце 2002 года, они же все равно их приняли, вопрос «прошел» при активном давлении администрации.

Жилищно-коммунальный комплекс к тому же остается заложником завышенных социальных обязательств государства. Дотации на разницу в тарифах, предоставленные населению льготы и субсидии бюджетом возмещаются лишь частично. Долги ЖКХ - это на 80% не оплаченные бюджетом деньги. В такой ситуации не до рынка - вся отрасль «держится» административно. Причем, похоже, «отпускать» ее никто не собирается.

На уровне политических партий экономика сегодня сводится к борьбе за неуплату забранного федеральной властью налога на добавленную стоимость. Вместо одного договора с потребителем, муссируется пакет договоров - система «расщепления» платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Поэтому сегодняшняя острота дискуссий вокруг преобразований в ЖКХ - это возможность выбора у развилки: грамотные экономические отношения или административное управление. К сожалению, похоже, у правительства пока действительно нет четкого понимания порядка действий. Дискуссия вокруг поправок к Закону «Об основах федеральной жилищной политики» - подтверждение этого. Поправки в смысле реформы отрасли остаются техническими - упорядочение бюджетного финансирования предоставляемых льгот и субсидий на оплату населением жилищно-коммунальных услуг. Они достаточно важны, но это поправки по форме, а не по содержанию: они не дают ответов на главный вопрос - как повысить эффективность работы жилищно-коммунального комплекса. Позитивной программы законодательной деятельности по улучшению ситуации правительство пока не предложило. Не предложило правительство - предлагают депутаты на местах.

Уже не первый год мы видим: попытка реформировать ЖКХ на федеральном уровне - это попытка вскипятить океан. Нужна не «вертикаль управления», а система стимулов для местной власти и для бизнеса. Лекарства просты и всем известны - развитие конкуренции, привлечение частного бизнеса, эффективное и взаимоувязанное регулирование естественных монополий - больших (Газпром и РАО ЕЭС) и малых коммунальных (городское МУП «Водоканал» или районное управление жилищного хозяйства), ресурсосбережение. Но если появились рецепты, инструкции по применению лекарств до сих пор не написаны. Всем известно, как страшны передозировка и беспорядочное применение самых лучших средств, но одновременно известно, как неэффективна малая доза: привыкание к лекарству дает его безрезультатность в дальнейшем.

Для того чтобы частный бизнес пришел в коммунальный сектор, и пришел с деньгами, он должен уметь считать риски инвестирования. Во всем цивилизованном мире это просто - практически гарантированный сбыт жилищно-коммунальных услуг и цены регулируемые, поэтому предсказуемые, по существу - договорные в определенных рамках. Прибыль от инвестиций не слишком большая, но и риски малы. Поэтому и инвестируют в жилье так называемые институциональные инвесторы - пенсионные фонды, страховые компании.

В России возможностей для предпринимательства - масса. Сегодня мы, потребители, так или иначе, но оплачиваем все потери, не вникая часто в причины потерь. Развитие бизнеса, ориентированного на сокращение потерь, - главный экономический ресурс реформы ЖКХ. Но сегодня нет законов, определяющих принципы тарифного регулирования, которые обеспечивали бы экономическую заинтересованность предприятий-монополистов в сокращении затрат, формировали бы инвестиционную привлекательность отрасли. Более того, нет законодательной базы для того, чтобы муниципальной или государственной собственностью смог управлять частный бизнес. В программных документах и на практике две альтернативы - либо унитарные предприятия, либо приватизация коммунальной инфраструктуры. А мировая практика говорит, что лучший вариант - третий, когда на муниципальных системах водо- или теплоснабжения работает частный бизнес на основе контрактов концессионного типа. Для этого как воздух нужно нормальное концессионное законодательство.

Вот две главные законодательные задачи - прогнозируемая политика тарифного регулирования и равный доступ к управлению муниципальным (государственным) имуществом предприятий любой формы собственности.

Третья задача политическая - финансовая стабилизация в жилищно-коммунальном комплексе и эффективная социальная политика. Нужно принимать непростые политические решения о судьбе уже существующих бюджетных долгов в ЖКХ. И нужно не допускать новых.

А закончится реформа ЖКХ тогда, когда правительство перестанет заниматься подготовкой к зиме. Когда все вопросы жилищно-коммунального хозяйства снимать будут сами жилищники.

Николай МОЧАЛИН, депутат областного Совета


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: