Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

ЖКХ: впервые за многие годы жителям - ремонт внутриквартальных дорог, жилищникам - служебное жилье

28.02.2003 00:00:00

 2002 год стал для ЖКХ города юбилейным: в декабре исполнилось 65 лет со дня основания жилищного хозяйства Новосибирска. Каким был этот год для более чем 20-тысячной армии работников ЖКХ? Что удалось в самой, пожалуй, сложной из отраслей и какие проблемы еще ждут своего часа? Ответы на эти вопросы тем более важны, что в феврале исполнился ровно год со дня выхода в свет постановления мэра N 440 - о мерах по совершенствованию и модернизации жилищно-коммунального комплекса города на 2002-2003 годы.

Верно ли был выбран вектор движения? Об этом наш разговор с директором департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Сергеем Авиловым.

- Сергей Ефимович, об одном из главных итогов года у вас можно и не спрашивать, он у всех на виду. Новосибирск прожил нынешнюю зиму с теплом, в отличие от множества замерзающих российских городов и весей.

- Город к отопительному сезону, действительно, готовили очень серьезно. Ремонтировали коммуникации, особое внимание уделяли проблемным теплотрассам. Вкладывали средства в модернизацию оборудования теплоэнергетического хозяйства. И это был правильный шаг. Вложение обернулось улучшением качества теплоснабжения, горячего водоснабжения жилых домов, школ, больниц, других объектов социальной сферы.

- Жалоб от горожан на холод в квартирах стало меньше?

- Меньше в разы. Примеров того, как изменилась ситуация, множество. Серьезная проблема была долгое время в Пашине. Жители, получающие тепло от комбината строительных конструкций, страдали из-за отсутствия тепла в квартирах. Но в прошлом году мы проложили теплотрассу от завода «Искра» плюс установили теплообменное оборудование нового поколения. В результате люди получают качественное тепло, нормализовалось горячее водоснабжение. Что было и что стало, по словам жителей, - небо и земля. В этом году у нас ни одной жалобы не было на этом участке - только благодарности за то, что все вопросы наконец-то решены. На Северо- Чемском жилмассиве также улучшилась ситуация. Многое сделано в Первомайском районе. В частности, это касается злополучной 140-й школы, запитанной от маленькой котельной, - сегодня она закрыта. И там ситуация с теплом стабилизировалось -- нет ни одной жалобы.

- Реконструкция ЦТП с заменой теплообменного оборудования и закрытие маломощных котельных - лишь некоторые из целевых программ, которые курирует департамент...

 - ...и все они самым непосредственным образом влияют на качество жизни горожан. В их числе и программа газификации частного сектора. Это же настоящий переворот в жизни людей - повышается комфортность домов, облегчается быт, а это важно, учитывая, что в частном секторе живут люди преимущественно пожилые. Улучшается, наконец, экологическая обстановка. В 2002 году газифицировано 962 дома, построено и сдано в эксплуатацию более 47 км газопроводов. В 2003 году планируется дать голубое топливо еще в 720 домов, провести газопроводы протяженностью 63 км.

Мэром уже подписан специальный документ, который придаст динамику начатой работе. Малообеспеченным новосибирцам городская власть будет помогать.

Еще одна важная городская программа - реконструкция и модернизация жилищного фонда. Это шанс улучшить жилищные условия для многих горожан, которым не по карману квартиры в новых домах. Старого и ветхого жилья в городе очень много, и благодаря программе (а она рассчитана до 2005 года) мэрия эту проблему начала решать. Жители старых домов вселяются после реконструкции, по сути, в новое жилье - с новыми коммуникациями, укрепленными перекрытиями и т. д. В минувшем году в городе шла реконструкция 10-ти домов, на 4-х объектах работы завершены. Конечно, это пока немного, но начало положено. В этом году планируем сдать в Калининском районе дом N 33 по ул. Новая Заря, N 43 по ул. Лермонтова, есть хороший задел в Кировском районе. Впервые за последние 15-17 лет провели в минувшем году ремонт внутриквартальных дорог. Эта программа также продолжится, нынешним летом асфальтовые катки появятся еще в десятках дворов, где люди заждались ремонта.

Из важных для всех нас, горожан, итогов года - резкое снижение количества неработающих лифтов. Это вечный бич городов, застроенных многоэтажками, и очень болезненная для людей проблема. По данным департамента, после нового года отмечено рекордно низкое за все последние годы количество стоящих на приколе лифтов - 49.

- Вчера было 43, сегодня - 41. Действительно, неработающих лифтов стало на порядок меньше - еще два года назад эта цифра доходила до 450-500. Как такое удалось?

- Поработали как следует с подрядчиками, которых стали выбирать на конкурсной основе. Ведь если раньше в городе было две организации по обслуживанию лифтов, то сегодня - 9. Поработали с правоохранительными органами, поскольку часть неработающих лифтов - на совести вандалов. Дает эффект диспетчеризация лифтового хозяйства - благодаря этому стали более оперативно устраняться неполадки. Плюс в тарифе заложили небольшую сумму на модернизацию лифтов - это целевые средства. В 2003 году планируем заменить 20 лифтов и 23 - модернизировать.

- Еще об одном результате работы ЖКХ недавно горожане и мечтать не могли. В минувшем году было отремонтировано почти 3 тысячи подъездов.

- Это один из ответов на вопрос, куда идут деньги жильцов. Но ремонт подъездов не просто касается людей, он и делается вместе с людьми. Это важная городская программа, которую утвердил мэр два года назад, и темпы работ, действительно, возросли очень существенно. В 2003 году в план ремонта включено уже около 4 тысяч подъездов. Однако количество количеством, но мы ставим задачу подтянуть и качество.

- Наверное, качество - вообще сегодня для ЖКХ понятие ключевое. Ведь постановление мэра N 440 как раз и ставит конечной целью улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.

 - Конечно. Поэтому на основании этого документа мы разработали перечень конкретных мероприятий по всем названным в нем направлениям Одно из главных - создание конкурентной среды в отрасли. В сегодняшних рыночных условиях это необходимо для того, чтобы качество услуг улучшалось, увеличивались объемы работ, снижались издержки. С приходом рынка этот этап прошли и торговля, и бытовое обслуживание, и медицина, и образование и т. д. Настала очередь ЖКХ. Исполнительная власть просто обязана привести функционирование этой отрасли в соответствие с изменившимися экономическими условиями, обязана совершенствовать систему управления жилищным комплексом. Поэтому в 2002 году во всех районах города было завершено создание служб заказчика. Означает это, что работа по эксплуатации муниципального жилищного фонда перешла в русло договорных отношений. Подчеркну - не увеличивая при этом численности управленческого персонала и вообще численности работников ЖКХ. Теперь люди получили право выбирать того, кто будет обслуживать их жилье, кому из подрядчиков пойдут их средства. А это уже не копейки, как раньше. От лица собственника, то есть граждан, и выступает служба заказчика. Она проводит конкурсы среди подрядчиков, заказывает работы, контролирует их исполнение, оплачивает их.

- Есть результаты, по которым можно судить, правильным ли было такое решение?

- Возрастание объемов ремонта тех же подъездов, кровель, уменьшение количества простаивающих лифтов - это во многом результат тех экономических отношений, которые мы внедряем в отрасли. В 2002 году ощутимо снизилось количество жалоб населения, а значит, жилфонд стал содержаться лучше. Один из главных результатов - снижение затрат на текущее содержание 1 кв. м общей площади в среднем на 0,31 руб. в месяц. А оптимизация затрат - это один из показателей эффективности работы ЖКХ. Другое дело, что до бесконечности снижать затраты невозможно, поскольку это может привести к ухудшению технического состояния жилфонда.

- Насколько далеко удалось продвинуться в направлении создания конкурентной среды?

- Мы начали проводить конкурсы на право эксплуатации жилфонда. В Октябрьском районе уже есть опыт передачи функции по обслуживанию жилья в частные руки. В этом и плюсы свои есть, и минусы. Но главное - появились люди, которые почувствовали вкус к этой работе, и их будет больше.

- Вдруг конкуренция окажется не в пользу ЖЭУ? Не боитесь частников?

- А что их бояться? Наши ЖЭУ даже в самых сложных экономических условиях жилфонд сохранили. Кстати, утверждение, что у конкурентов ЖЭУ будет дешевле обслуживание - миф. Затраты в ТСЖ и ЖСК не намного меньше, чем в муниципальных домах, а по некоторым позициям даже больше. У нас просто статистики недостаточно, для того чтобы это оценить. Но я считаю, что в муниципальном жилищном фонде затраты оптимальны.

- Возможно, кто-то думает, что частники будут за те же деньги обслуживать, но более добросовестно? Ведь нарекания в адрес ЖЭУ - совсем не редкость. Не случайно в том же постановлении мэра работа с кадрами в ЖКХ выделена в отдельный блок. Что здесь удалось?

- Мы ставим задачу поднять престиж профессии работника ЖКХ, чтобы сохранить квалифицированные кадры и привлечь в отрасль новые. А для этого необходима, конечно же, в первую очередь достойная зарплата. В прошлом году мы повысили зарплату в отрасли в среднем на 30 %. Новый год встретили без долгов по зарплате - такое произошло впервые за последние годы. Еще не забыты времена, когда задержки выплаты составляли 3-4 месяца. В 2001 году в департамент чуть не каждый день звонили из районов, спрашивали, когда будет зарплата. В прошлом году таких звонков не было.

Начали обеспечивать работников ЖКХ современной спецодеждой, инструментом - чего также давно не было. Обучаем людей - ведь без повышения профессионального уровня той отдачи, на которую мы рассчитываем, не получить. В прошлом, юбилейном для ЖКХ, году провели много конкурсов среди работников жилищно-эксплуатационных организаций - и по благоустройству, и по снежным городкам, и на звание лучшего по профессии. Победители комплексного соревнования получили в день юбилея весомые награды. Такие стимулы к добросовестной работе - инициатива мэра Новосибирска.

Также по поручению мэра в 2002 году возобновлена, после многолетнего перерыва, практика выделения служебного жилья для работников ЖКХ. Это уже дало ощутимый результат - в ряде районов отток кадров приостановился, а в некоторых (Советском, Заельцовском) даже начался приток.

- Из не очень приятных для горожан итогов года - рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

- Тарифы выросли по всей стране, и произошло это по объективным причинам. Новосибирск среди других городов далеко не в лидерах - наши тарифы одни из самых низких в Сибири.

- Есть мнение, что пересмотра тарифов можно было избежать, если бы в ЖКХ как следует работали над сокращением издержек

- Величина тарифа зависит от затрат на 1 квадратный метр жилой площади. Затрат разных. В структуре тарифа есть плата за жилищную услугу, за работу лифтов, горячую и холодную воду, канализацию, отопление, вывоз ТБО, электроэнергию. Все эти затраты в сумме, согласно федеральному стандарту на 2002 год, должны были составлять 23 руб. 20 коп. Тариф же, который утвердил для Новосибирска горсовет в прошлом году, был равен 18 руб. 22 коп. Разница - 5 рублей! А ведь федеральный стандарт говорит, сколько нужно средств для того, чтобы нормально содержать жилой фонд. И цифры не с потолка берутся. Их рассчитывают и анализируют серьезные структуры, включая Госстрой, отраслевые институты.

Мы не дотягиваем до федерального стандарта, изначально уменьшаем его, экономя почти 30 %. Но при этом не сокращаем услуги. Более того, идут подвижки к лучшему по тем же лифтам, ремонту подъездов, коммуникаций. За счет чего? Как раз за счет того, что мы экономим средства, минимизируем затраты

- Объективности ради добавим: это при том, что в течение года принималось в муниципальную собственность ведомственное жилье, на содержание которого средства не были заложены.

- Задолженность перед городом по этой статье за жилье, принятое еще в 2000-2001 годах, составляет 180 млн рублей. Эти средства до сих пор федеральный бюджет нам не компенсировал. А ведь мы каждый год прирастаем жильем - приняли практически все от ведомств, кроме фонда СО РАН (стоит задача принять его в 2003-2004 годах). Ведомственное «наследство» чаще всего в аварийном состоянии или близко к этому. Характерный пример - перешедшее к нам в 2002 году жилье КЭЧ. Едва только мы приняли его, сразу же посыпалось огромное количество жалоб от жителей. В итоге средства, заложенные в бюджете на качественное содержание имеющегося жилфонда, нам пришлось отвлекать в аварийном порядке на вновь принятые дома. Но затраты-то у нас общие, и если где-то прибавилось, значит, где-то убавилось.

- В такой ситуации без работы внутри отрасли по поиску резервов просто не выжить.

- Ежегодно департамент энергетики и ЖКХ принимает документ, которым обязывает свои подразделения провести мероприятия по сокращению издержек и привлечению дополнительных доходов. Мы свои обязательства выполняем. Если при недостаточном финансировании в отрасли не снижаются объемы работ, это как раз и означает: мы выполнили их за счет того, что оптимизировали расходы, сэкономили. Примеров множество. Так, размещение муниципального заказа на конкурсной основе на оказание услуг по ремонту и обслуживанию лифтов дало экономический эффект в 620 тыс. рублей за год. Есть и куда более весомые результаты. В прошлом году переключили в Советском районе потребителей, получавших тепло от котельной НЭМЗ, на Кировскую районную котельную. Затратили около 6-7 млн рублей, но в первый же год получили прибыль 6 млн рублей. Сэкономили солидные средства, закрыв в прошлом году маломощные, очень затратные котельные в Первомайском районе. Примеры можно продолжать.

- В минувшем году департамент начал ревизию договоров на оплату тепла и электроэнергии в учреждениях бюджетной сферы. Цель та же - сокращение расходов?

- Да. Хотим рассчитываться с поставщиками только за фактически потребленную энергию, а не в соответствии с какими-то виртуальными расчетными цифрами. Мы эту работу продолжаем. Более жесткие требования ставим перед коллективами бюджетных учреждений по рациональному использованию ресурсов. С 2003 года каждое из этих учреждений за тепло и электричество рассчитывается самостоятельно, в пределах утвержденных лимитов. Надо уходить от бесконтрольных трат, надо учиться экономить всем - речь идет о немалых средствах.

- Из того же ряда документ, принятый в прошлом году городскими властями, - о снижении платежей населения за некачественно оказанные услуги. И горожане, и бюджет города должны платить только за реально предоставленные услуги. Насколько, на ваш взгляд, важен этот документ?

- Очень важен. В прошлом году это решение действовало не в полную силу, поскольку механизм его реализации еще не до конца отработан. Но я думаю, за 2003 год мы приведем его в систему. Речь идет о некоторых вопросах технического плана - по оценке недотопа, по перерасчетам и т. д. Для этого требуется время. Но главное - первый шаг к цивилизованным договорным отношениям сделан. Документ работает. Перерасчеты, может быть, иногда не так оперативно, как хотелось бы, но делаются. Возвращаются суммы за некачественные услуги. В том числе и бюджету.

- Подведем итог вышесказанному. Подвижки к лучшему в жилищно-коммунальном хозяйстве налицо?

- Минувший год подтвердил это. И не случайно о многом из того, что сделано, мы говорим «впервые за последние годы». Сыграла свою роль программа-минимум по стабилизации положения в ЖКХ, заложенная в постановлении мэра N 440. По-другому и быть не могло - ведь все, что включено в него, пришло из жизни, а не из чиновничьих кабинетов. Мы обсуждали этот документ в районах с рядовыми работниками на собраниях, совещаниях, учли все мнения и предложения.

Работа в нашей отрасли никогда не была легкой - на то она и сфера жизнеобеспечения. Тем более что живем не на Гавайях, где круглый год лето, а в суровых сибирских условиях. Но как бы ни было трудно, с главной задачей работники жилищно-коммунального хозяйства справляются - полуторамиллионный город живет с теплом, водой, светом.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
26.10.2021
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.