Новосибирск 10.3 °C

ЖКХ: впервые за многие годы жителям - ремонт внутриквартальных дорог, жилищникам - служебное жилье

28.02.2003 00:00:00

 2002 год стал для ЖКХ города юбилейным: в декабре исполнилось 65 лет со дня основания жилищного хозяйства Новосибирска. Каким был этот год для более чем 20-тысячной армии работников ЖКХ? Что удалось в самой, пожалуй, сложной из отраслей и какие проблемы еще ждут своего часа? Ответы на эти вопросы тем более важны, что в феврале исполнился ровно год со дня выхода в свет постановления мэра N 440 - о мерах по совершенствованию и модернизации жилищно-коммунального комплекса города на 2002-2003 годы.

Верно ли был выбран вектор движения? Об этом наш разговор с директором департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Сергеем Авиловым.

- Сергей Ефимович, об одном из главных итогов года у вас можно и не спрашивать, он у всех на виду. Новосибирск прожил нынешнюю зиму с теплом, в отличие от множества замерзающих российских городов и весей.

- Город к отопительному сезону, действительно, готовили очень серьезно. Ремонтировали коммуникации, особое внимание уделяли проблемным теплотрассам. Вкладывали средства в модернизацию оборудования теплоэнергетического хозяйства. И это был правильный шаг. Вложение обернулось улучшением качества теплоснабжения, горячего водоснабжения жилых домов, школ, больниц, других объектов социальной сферы.

- Жалоб от горожан на холод в квартирах стало меньше?

- Меньше в разы. Примеров того, как изменилась ситуация, множество. Серьезная проблема была долгое время в Пашине. Жители, получающие тепло от комбината строительных конструкций, страдали из-за отсутствия тепла в квартирах. Но в прошлом году мы проложили теплотрассу от завода «Искра» плюс установили теплообменное оборудование нового поколения. В результате люди получают качественное тепло, нормализовалось горячее водоснабжение. Что было и что стало, по словам жителей, - небо и земля. В этом году у нас ни одной жалобы не было на этом участке - только благодарности за то, что все вопросы наконец-то решены. На Северо- Чемском жилмассиве также улучшилась ситуация. Многое сделано в Первомайском районе. В частности, это касается злополучной 140-й школы, запитанной от маленькой котельной, - сегодня она закрыта. И там ситуация с теплом стабилизировалось -- нет ни одной жалобы.

- Реконструкция ЦТП с заменой теплообменного оборудования и закрытие маломощных котельных - лишь некоторые из целевых программ, которые курирует департамент...

 - ...и все они самым непосредственным образом влияют на качество жизни горожан. В их числе и программа газификации частного сектора. Это же настоящий переворот в жизни людей - повышается комфортность домов, облегчается быт, а это важно, учитывая, что в частном секторе живут люди преимущественно пожилые. Улучшается, наконец, экологическая обстановка. В 2002 году газифицировано 962 дома, построено и сдано в эксплуатацию более 47 км газопроводов. В 2003 году планируется дать голубое топливо еще в 720 домов, провести газопроводы протяженностью 63 км.

Мэром уже подписан специальный документ, который придаст динамику начатой работе. Малообеспеченным новосибирцам городская власть будет помогать.

Еще одна важная городская программа - реконструкция и модернизация жилищного фонда. Это шанс улучшить жилищные условия для многих горожан, которым не по карману квартиры в новых домах. Старого и ветхого жилья в городе очень много, и благодаря программе (а она рассчитана до 2005 года) мэрия эту проблему начала решать. Жители старых домов вселяются после реконструкции, по сути, в новое жилье - с новыми коммуникациями, укрепленными перекрытиями и т. д. В минувшем году в городе шла реконструкция 10-ти домов, на 4-х объектах работы завершены. Конечно, это пока немного, но начало положено. В этом году планируем сдать в Калининском районе дом N 33 по ул. Новая Заря, N 43 по ул. Лермонтова, есть хороший задел в Кировском районе. Впервые за последние 15-17 лет провели в минувшем году ремонт внутриквартальных дорог. Эта программа также продолжится, нынешним летом асфальтовые катки появятся еще в десятках дворов, где люди заждались ремонта.

Из важных для всех нас, горожан, итогов года - резкое снижение количества неработающих лифтов. Это вечный бич городов, застроенных многоэтажками, и очень болезненная для людей проблема. По данным департамента, после нового года отмечено рекордно низкое за все последние годы количество стоящих на приколе лифтов - 49.

- Вчера было 43, сегодня - 41. Действительно, неработающих лифтов стало на порядок меньше - еще два года назад эта цифра доходила до 450-500. Как такое удалось?

- Поработали как следует с подрядчиками, которых стали выбирать на конкурсной основе. Ведь если раньше в городе было две организации по обслуживанию лифтов, то сегодня - 9. Поработали с правоохранительными органами, поскольку часть неработающих лифтов - на совести вандалов. Дает эффект диспетчеризация лифтового хозяйства - благодаря этому стали более оперативно устраняться неполадки. Плюс в тарифе заложили небольшую сумму на модернизацию лифтов - это целевые средства. В 2003 году планируем заменить 20 лифтов и 23 - модернизировать.

- Еще об одном результате работы ЖКХ недавно горожане и мечтать не могли. В минувшем году было отремонтировано почти 3 тысячи подъездов.

- Это один из ответов на вопрос, куда идут деньги жильцов. Но ремонт подъездов не просто касается людей, он и делается вместе с людьми. Это важная городская программа, которую утвердил мэр два года назад, и темпы работ, действительно, возросли очень существенно. В 2003 году в план ремонта включено уже около 4 тысяч подъездов. Однако количество количеством, но мы ставим задачу подтянуть и качество.

- Наверное, качество - вообще сегодня для ЖКХ понятие ключевое. Ведь постановление мэра N 440 как раз и ставит конечной целью улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.

 - Конечно. Поэтому на основании этого документа мы разработали перечень конкретных мероприятий по всем названным в нем направлениям Одно из главных - создание конкурентной среды в отрасли. В сегодняшних рыночных условиях это необходимо для того, чтобы качество услуг улучшалось, увеличивались объемы работ, снижались издержки. С приходом рынка этот этап прошли и торговля, и бытовое обслуживание, и медицина, и образование и т. д. Настала очередь ЖКХ. Исполнительная власть просто обязана привести функционирование этой отрасли в соответствие с изменившимися экономическими условиями, обязана совершенствовать систему управления жилищным комплексом. Поэтому в 2002 году во всех районах города было завершено создание служб заказчика. Означает это, что работа по эксплуатации муниципального жилищного фонда перешла в русло договорных отношений. Подчеркну - не увеличивая при этом численности управленческого персонала и вообще численности работников ЖКХ. Теперь люди получили право выбирать того, кто будет обслуживать их жилье, кому из подрядчиков пойдут их средства. А это уже не копейки, как раньше. От лица собственника, то есть граждан, и выступает служба заказчика. Она проводит конкурсы среди подрядчиков, заказывает работы, контролирует их исполнение, оплачивает их.

- Есть результаты, по которым можно судить, правильным ли было такое решение?

- Возрастание объемов ремонта тех же подъездов, кровель, уменьшение количества простаивающих лифтов - это во многом результат тех экономических отношений, которые мы внедряем в отрасли. В 2002 году ощутимо снизилось количество жалоб населения, а значит, жилфонд стал содержаться лучше. Один из главных результатов - снижение затрат на текущее содержание 1 кв. м общей площади в среднем на 0,31 руб. в месяц. А оптимизация затрат - это один из показателей эффективности работы ЖКХ. Другое дело, что до бесконечности снижать затраты невозможно, поскольку это может привести к ухудшению технического состояния жилфонда.

- Насколько далеко удалось продвинуться в направлении создания конкурентной среды?

- Мы начали проводить конкурсы на право эксплуатации жилфонда. В Октябрьском районе уже есть опыт передачи функции по обслуживанию жилья в частные руки. В этом и плюсы свои есть, и минусы. Но главное - появились люди, которые почувствовали вкус к этой работе, и их будет больше.

- Вдруг конкуренция окажется не в пользу ЖЭУ? Не боитесь частников?

- А что их бояться? Наши ЖЭУ даже в самых сложных экономических условиях жилфонд сохранили. Кстати, утверждение, что у конкурентов ЖЭУ будет дешевле обслуживание - миф. Затраты в ТСЖ и ЖСК не намного меньше, чем в муниципальных домах, а по некоторым позициям даже больше. У нас просто статистики недостаточно, для того чтобы это оценить. Но я считаю, что в муниципальном жилищном фонде затраты оптимальны.

- Возможно, кто-то думает, что частники будут за те же деньги обслуживать, но более добросовестно? Ведь нарекания в адрес ЖЭУ - совсем не редкость. Не случайно в том же постановлении мэра работа с кадрами в ЖКХ выделена в отдельный блок. Что здесь удалось?

- Мы ставим задачу поднять престиж профессии работника ЖКХ, чтобы сохранить квалифицированные кадры и привлечь в отрасль новые. А для этого необходима, конечно же, в первую очередь достойная зарплата. В прошлом году мы повысили зарплату в отрасли в среднем на 30 %. Новый год встретили без долгов по зарплате - такое произошло впервые за последние годы. Еще не забыты времена, когда задержки выплаты составляли 3-4 месяца. В 2001 году в департамент чуть не каждый день звонили из районов, спрашивали, когда будет зарплата. В прошлом году таких звонков не было.

Начали обеспечивать работников ЖКХ современной спецодеждой, инструментом - чего также давно не было. Обучаем людей - ведь без повышения профессионального уровня той отдачи, на которую мы рассчитываем, не получить. В прошлом, юбилейном для ЖКХ, году провели много конкурсов среди работников жилищно-эксплуатационных организаций - и по благоустройству, и по снежным городкам, и на звание лучшего по профессии. Победители комплексного соревнования получили в день юбилея весомые награды. Такие стимулы к добросовестной работе - инициатива мэра Новосибирска.

Также по поручению мэра в 2002 году возобновлена, после многолетнего перерыва, практика выделения служебного жилья для работников ЖКХ. Это уже дало ощутимый результат - в ряде районов отток кадров приостановился, а в некоторых (Советском, Заельцовском) даже начался приток.

- Из не очень приятных для горожан итогов года - рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

- Тарифы выросли по всей стране, и произошло это по объективным причинам. Новосибирск среди других городов далеко не в лидерах - наши тарифы одни из самых низких в Сибири.

- Есть мнение, что пересмотра тарифов можно было избежать, если бы в ЖКХ как следует работали над сокращением издержек

- Величина тарифа зависит от затрат на 1 квадратный метр жилой площади. Затрат разных. В структуре тарифа есть плата за жилищную услугу, за работу лифтов, горячую и холодную воду, канализацию, отопление, вывоз ТБО, электроэнергию. Все эти затраты в сумме, согласно федеральному стандарту на 2002 год, должны были составлять 23 руб. 20 коп. Тариф же, который утвердил для Новосибирска горсовет в прошлом году, был равен 18 руб. 22 коп. Разница - 5 рублей! А ведь федеральный стандарт говорит, сколько нужно средств для того, чтобы нормально содержать жилой фонд. И цифры не с потолка берутся. Их рассчитывают и анализируют серьезные структуры, включая Госстрой, отраслевые институты.

Мы не дотягиваем до федерального стандарта, изначально уменьшаем его, экономя почти 30 %. Но при этом не сокращаем услуги. Более того, идут подвижки к лучшему по тем же лифтам, ремонту подъездов, коммуникаций. За счет чего? Как раз за счет того, что мы экономим средства, минимизируем затраты

- Объективности ради добавим: это при том, что в течение года принималось в муниципальную собственность ведомственное жилье, на содержание которого средства не были заложены.

- Задолженность перед городом по этой статье за жилье, принятое еще в 2000-2001 годах, составляет 180 млн рублей. Эти средства до сих пор федеральный бюджет нам не компенсировал. А ведь мы каждый год прирастаем жильем - приняли практически все от ведомств, кроме фонда СО РАН (стоит задача принять его в 2003-2004 годах). Ведомственное «наследство» чаще всего в аварийном состоянии или близко к этому. Характерный пример - перешедшее к нам в 2002 году жилье КЭЧ. Едва только мы приняли его, сразу же посыпалось огромное количество жалоб от жителей. В итоге средства, заложенные в бюджете на качественное содержание имеющегося жилфонда, нам пришлось отвлекать в аварийном порядке на вновь принятые дома. Но затраты-то у нас общие, и если где-то прибавилось, значит, где-то убавилось.

- В такой ситуации без работы внутри отрасли по поиску резервов просто не выжить.

- Ежегодно департамент энергетики и ЖКХ принимает документ, которым обязывает свои подразделения провести мероприятия по сокращению издержек и привлечению дополнительных доходов. Мы свои обязательства выполняем. Если при недостаточном финансировании в отрасли не снижаются объемы работ, это как раз и означает: мы выполнили их за счет того, что оптимизировали расходы, сэкономили. Примеров множество. Так, размещение муниципального заказа на конкурсной основе на оказание услуг по ремонту и обслуживанию лифтов дало экономический эффект в 620 тыс. рублей за год. Есть и куда более весомые результаты. В прошлом году переключили в Советском районе потребителей, получавших тепло от котельной НЭМЗ, на Кировскую районную котельную. Затратили около 6-7 млн рублей, но в первый же год получили прибыль 6 млн рублей. Сэкономили солидные средства, закрыв в прошлом году маломощные, очень затратные котельные в Первомайском районе. Примеры можно продолжать.

- В минувшем году департамент начал ревизию договоров на оплату тепла и электроэнергии в учреждениях бюджетной сферы. Цель та же - сокращение расходов?

- Да. Хотим рассчитываться с поставщиками только за фактически потребленную энергию, а не в соответствии с какими-то виртуальными расчетными цифрами. Мы эту работу продолжаем. Более жесткие требования ставим перед коллективами бюджетных учреждений по рациональному использованию ресурсов. С 2003 года каждое из этих учреждений за тепло и электричество рассчитывается самостоятельно, в пределах утвержденных лимитов. Надо уходить от бесконтрольных трат, надо учиться экономить всем - речь идет о немалых средствах.

- Из того же ряда документ, принятый в прошлом году городскими властями, - о снижении платежей населения за некачественно оказанные услуги. И горожане, и бюджет города должны платить только за реально предоставленные услуги. Насколько, на ваш взгляд, важен этот документ?

- Очень важен. В прошлом году это решение действовало не в полную силу, поскольку механизм его реализации еще не до конца отработан. Но я думаю, за 2003 год мы приведем его в систему. Речь идет о некоторых вопросах технического плана - по оценке недотопа, по перерасчетам и т. д. Для этого требуется время. Но главное - первый шаг к цивилизованным договорным отношениям сделан. Документ работает. Перерасчеты, может быть, иногда не так оперативно, как хотелось бы, но делаются. Возвращаются суммы за некачественные услуги. В том числе и бюджету.

- Подведем итог вышесказанному. Подвижки к лучшему в жилищно-коммунальном хозяйстве налицо?

- Минувший год подтвердил это. И не случайно о многом из того, что сделано, мы говорим «впервые за последние годы». Сыграла свою роль программа-минимум по стабилизации положения в ЖКХ, заложенная в постановлении мэра N 440. По-другому и быть не могло - ведь все, что включено в него, пришло из жизни, а не из чиновничьих кабинетов. Мы обсуждали этот документ в районах с рядовыми работниками на собраниях, совещаниях, учли все мнения и предложения.

Работа в нашей отрасли никогда не была легкой - на то она и сфера жизнеобеспечения. Тем более что живем не на Гавайях, где круглый год лето, а в суровых сибирских условиях. Но как бы ни было трудно, с главной задачей работники жилищно-коммунального хозяйства справляются - полуторамиллионный город живет с теплом, водой, светом.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: