Новосибирск 2.4 °C

«Мы не судим, мы применяем нормы права»

13.03.2003 00:00:00

Мир людей с точки зрения мирового судьи

 Детям в суде было стыдно, они, уже сорокалетние, изо всех сил пытались это скрыть. Но куда денешься - разводились их родители, прожив вместе сорок лет. Мать просила: «Дайте хотя бы три месяца, иначе он все имущество разбазарит». Супруг не хотел отсрочки, желал покончить все разом - и дело с концом. О примирении и речи не шло. Обстановка накалялась, безжалостно обнажая горькую суть - жили плохо, что и осталось, так только нажитое поделить. Похоже, женщине особенно было обидно, что инициатива развода исходила от него. Уже в конце у нее вырвалось: «Я тебе всю жизнь отдала».

А днями раньше ту же процедуру проходили совсем юные - девятнадцатилетние. Высокомерно и пренебрежительно цедил слова юный папаша годовалого сына, не скрывая, что ребенок - случайный и жить с его матерью он не намерен. Похоже, едва дождался исполнения малышу года, так как до этого срока по закону развод по инициативе папаши не разрешается. Так и сквозило не сказанное вслух: пусть порадуется тому, что брак вообще был зарегистрирован, а то бы осталась с ребенком и прочерком в графе «отец».

...А тут вся семейка в деле так называемого частного обвинения. Жена и теща против мужа и зятя, он же и папаша мальчика-дошкольника. Тесть - свидетель, хотя, кажется, и ему досталось в тот вечерок, когда зять явился домой изрядно подшофе. Не удалось троим трезвым утихомирить одного подгулявшего, не удалось удержать скандал в стенах своего дома.

...Еще эпизод. Около пяти утра услышала чуткая хозяйка сквозь сон капель на собственной кухне. Вскочила, свет включила и обмерла - лилась горячая вода с потолка, потоп перекинулся и в спальню. В четвертый раз заливает соседка сверху. Снова ремонт, тысячные затраты, противное ощущение какой-то ненадежности в собственной квартире.

...Мужчине негде жить, он не может отстоять право собственности на положенные ему, законные квадратные метры - жена просто не пускает в квартиру.

Драма, трагикомедия, фарс, анекдот - все жанры, кроме скучного... Если бы словеса, слезы, ругань, издевки, угрозы и иные проявления ничем не сдерживаемой человеческой вражды, жесткости, глупости, обид вдруг материализовались, то Создатель ужаснулся бы своему творению. Но сам же человек и придумал спасение - суд. В данном случае суд мировой, который в нашей области полноценно и результативно действует уже третий год. Самый крупный городской район - Ленинский стал рекордсменом во всей Западной Сибири по количеству мировых судей: их двенадцать - по числу участков в соответствии с населением. Два года работает мировым судьей Ольга Скрипкина, юрист с многолетним стажем и опытом.

- Не изменилось ли ваше мнение о людях, ведь вы ежедневно, можно сказать, в клубке страстей, свидетель не лучших проявлений человеческой натуры?

Ольга Скрипкина. Фото Сергея ПЕРМИНА
 - Нет. Пожалуй, даже, наоборот, стало более глубоким и сочувственным, ведь все время ощущаешь себя причастной к чужим судьбам, поступкам, ошибкам, сожалениям... Больше стало понимания безотносительно к сторонам в процессах, потому что люди, большинство из них, демонстрируют правовую безграмотность, умаляют себя. Иные приходят, как к парадному подъезду, вроде ищут милости, в то время как обладают большими правами. Но не знают их и не стараются узнать, несут к нам эмоции, а они в суде первая помеха. Жалко тех, кто не умеет постоять за себя, причем, не могу об этом не сказать, - из-за собственной лености. Потому чуть не каждый процесс - это еще и минимальный правовой ликбез, разъяснение прав. Многие бегут в суд с намерением немедленно разрешить свои проблемы, им неинтересно и не нужно знать, что говорит закон, какие условия они сами должны выполнить. В феврале вступил в действие новый Гражданский процессуальный кодекс. С этого времени вручаю всем копию определения суда при принятии искового заявления. Там, например, указано, что каждая сторона в споре должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований. Выдержки из Кодекса о правах и обязанностях сторон. Конечно, все это под роспись разъясняется в процессе, но до него еще надо дойти...

- Когда создавался институт мировых судей, то широко подавалось одно из его преимуществ - доступность судебной власти для граждан. Вспоминали прежние времена, известное по литературе: «Пойду к мировому». Как это выглядит теперь?

- Часть граждан поняли доступность буквально, в том смысле, что я пинком дверь в суд открываю, и быстренько занимайтесь моими делами. Потребительское отношение. Не все понимают, что мировые - часть судебной системы, третьей власти. Иногда ведут себя, как на базаре. Я уж не говорю о грубости, хамстве между истцами и ответчиками. В особо тяжелых случаях мы вынуждены приглашать судебных приставов. Иногда сталкиваешься с грубым неуважением к суду. Ответчик опоздал на два часа, хотя был, как положено, извещен. Явился, как в гости, требует повторить все заново. Смотрим в его повестку, там черным по белому указано время. Мировые судьи стали действительно самыми близкими к населению посредниками в спорах. До того близкими, что иные истцы прямо панибратски настроены. Однажды слышала: «Я на вас надеюсь». Как заказчик исполнителю... Еще одно мнение, что мировой - это такой старейшина в племени: все и всех рассудит. Но живем мы не в племенах, да и стоит знать, что и у другой стороны свои права. Все довольны решением быть не могут.

- Как все-таки люди воспринимают мировых?

- По-разному. Иные как «скорую помощь». Как-то сидим на процессе. Вдруг распахивается дверь, женщина врывается с криком: «Верните мне моего ребенка!» В таком была жутком состоянии, просто истерика - и все. Объявляю перерыв, успокаиваем, отпаиваем женщину валерьянкой, выясняем. Ее муж, с которым она в разводе и они вместе не живут, увел из садика ребенка. Мамаша в милицию, а там ей советуют: только в суд, там все сделают. Женщина знает, где мальчик находится, он не похищен в уголовном смысле. Делят ребенка - гражданское дело, не такое уж редкое. Но надо решать, как положено. Милиция должна была принять заявление и совершить соответствующие действия. Если говорить о восприятии мировых, то я бы так сказала. Мы не судим, мы применяем нормы права к конкретным ситуациям и делаем выводы в соответствии с законом. В прошлом году мне пришлось рассмотреть более восьмисот дел, по большей части гражданских.

- Разводы и разделы имущества почти полностью отошли к мировым?

- Почти. Это раздел имущества, нажитого в браке, независимо от суммы. Это дела по имущественным спорам при цене иска на сегодняшний день не более пятидесяти тысяч рублей. Считается почему-то, что разводы чуть ли не самое простое, давно известное. Для меня эти дела всегда тяжелые с моральной точки зрения. По моим наблюдениям, половина расторжений брака - это страдания и для жен, и для мужей. Такие муки люди испытывают... А вот прав своих не знают. Женщины очень удивляются, когда узнают, что могут взыскать не только алименты на ребенка, но и на свое содержание, если ребенку еще не исполнилось трех лет. Определяются они в твердой денежной сумме в зависимости от доходов отца ребенка. Отцы не всегда являются на процесс. Но обязаны дать мотивированное письменное заключение по заявленным требованиям. Подчеркну, такой отзыв на иск теперь, согласно новому Гражданскому процессуальному кодексу, требуется от каждого ответчика по любому делу.

- И какую же «твердую денежную сумму» согласны давать бывшим женам разводящиеся отцы?

- Не поверите, но бывает и сто рублей. Приносят справку о заработке в шестьсот рублей, да четверть - алименты на свое дитя, и остаются чуть не в одних трусиках, бедняги... Чуть не плачут. Цена таким справкам известна - серые доходы. Меня возмущает непонимание таких отцов - обирают своих детей. Злобу на бывшую жену вымещают на ребенке...

- Разводы, разделы, взыскание зарплаты и многое иное - все ваша сфера, достаточно известная. Скажите, Ольга Михайловна, а новые «горизонты» для мировых открылись? Ощущаются ли новые тенденции?

- Разумеется. Все больше административных дел о применении налогового законодательства. Налоговики, например, все чаще обращаются по поводу несвоевременной подачи гражданами налоговых деклараций. Начал действовать новый Административный кодекс, а по нему виновность в дорожно-транспортном происшествии теперь определяется не в ГИБДД, а в суде. От этого зависит возмещение ущерба. Таких дел стало очень много. Раньше водители договаривались между собой, теперь только через суд. Вошло в систему взыскание долгов по коммунальным платежам. И заметно возросло количество дел частного обвинения. Побои, скандалы между соседями, драки между своими. Вред обоюдный, всем плохо. В коммунальной квартире жильцы двух комнат идут стенка на стенку. Трое на двоих, например. Конечно, в коммуналке жить непросто, но ведь не до мордобоя же. Я уже достаточно знаю людей на своем участке. Некоторые и не по разу приходят. В одной квартире сменилось семь соседей. Там такой гражданин живет, любитель выпить и поскандалить. Провоцирует соседей, а потом идет в суд с заявлением на них. А то супруги разведутся, разъедутся, но все равно их дорожки сходятся, и кто-нибудь бывает оскорбленным или битым. Впечатление, что некоторым женщинам приятно принимать страдания... Некоторым обиженным и наказания обидчикам не надо, тут стремление иное - «я тебя по судам затаскаю».

- Видите ли вы просвет в российском правовом нигилизме?

- Конечно. Мы ведь с вами говорили о крайних случаях. Людям непросто в нынешнем правовом поле, тем более, много новых законов вводится в действие, особенно в прошлом году. Но основная масса все же осваивается. Готовятся к процессам, хотя бы по дорожно-транспортным происшествиям, изучают законы, многое узнают в суде, в том числе и друг от друга. Такие подготовленные и держатся по-другому: эмоции в сторону, внимание к фактам и их оценке. Появилась частная собственность, ее надо уметь защищать...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: