Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Над Байкалом под парусом

23.04.2003 00:00:00

Фото Михаила ТУЛЬСКОГО

 Александру Копылову - 60 лет. 40 из них он занимается буерным спортом. Недавно с двумя буеристами наш земляк совершил переход через озеро Байкал. Вернувшись в Новосибирск, Александр Иванович встретился с корреспондентом «ВН».

Следует отметить, что буер, как и яхта, имеет парус, и его передвижение зависит от ветра. Однако предназначен он для ледовых поверхностей озер. Этому необычному голландскому изобретению уже более трехсот лет. В России буера появились при Петре I, а гонки на них популярны до сих пор.

- Парусный и буерный спорт объединяются только одним общим словом - «парус», - сказал Александр Иванович. - Это все равно что сравнивать гонки на мотоциклах и на автомобилях. Кататься на буере по льду гораздо сложнее и интереснее, чем на яхте по воде. Да и поломки случаются гораздо чаще. Дело в том, что этим видом спорта занимаются только весной и осенью, когда снег с озер уже сошел и они покрыты слоем ровного льда. Но идеально ровной поверхности не бывает нигде, поэтому все поломки и травмы связаны с неожиданными препятствиями, встречающимися на пути коньков буера.

- Какого рода эти препятствия и чем это чревато?

- Самая большая неприятность - это многочисленные лунки рыбаков и трещины, которыми обычно усеяно озеро. Налетая на них, буер резко тормозит и может даже перевернуться. Чаще всего при этом ломается деревянный поперечный брус, поддерживающий парус, ну и, конечно, мачта. Последствия самые разнообразные. К примеру, однажды, когда брус сломался на ходу, я выпал из буера и сломал себе ногу. Еще одна частая травма вызвана строением самого аппарата. Длинный железный руль расположен перед лицом спортсмена, и при резком торможении немудрено разбить себе лицо. В этом году на соревнованиях в Санкт-Петербурге парень таким образом лишился четырех передних зубов. Я тоже разбивал себе лицо рулем, но, слава богу, зубы до сих пор на месте.

- Все турниры и переходы проводятся за свой счет?

- Только за собственные деньги. Даже буера покупаются и арендуются самими спортсменами. Хороший буер сейчас стоит 2500-3000 долларов. Кроме паруса, я все делаю своими руками. До выхода на пенсию я работал инженером-электронщиком в Институте ядерной физики Академгородка. Теперь мы с женой содержим небольшой магазинчик. Это и позволяет продолжать любимое увлечение. Каждый год я участвую в Кубке Сибири, езжу на чемпионат Европы на своей машине. Отличительная черта буера - его компактность. На крыше автомобиля прекрасно размещается лодка и брус, а парус лежит в салоне. Чтобы собрать и разобрать буер, требуется не более 15 минут. Экономический кризис во время перестройки значительно сократил количество людей, занимающихся этим видом спорта: в Новосибирске из 50 человек осталось лишь 15. Это обеспеченные люди, я их всех прекрасно знаю. Они зовут меня «местным асом», видимо, за то, что я трехкратный обладатель Кубка Сибири и вхожу в первую сотню лучших буеристов мира.

- Откуда пришла идея покорить ледяной Байкал?

- Идея принадлежит швейцарскому фермеру Даниэлю. Когда он побывал в России и увидал просторы наших озер, то решил перейти самое большое из них. Нас было трое. Третий - местный байкальский абориген, который стал нашим проводником. В день мы проходили по 100 километров. На сложных участках буера перетаскивали на руках - благо, что весят они не более 30 килограммов. Нас сопровождали три снегохода МЧС, нанятых швейцарцем, и журналисты, снимавшие о нас фильм. Передвигаться на буере очень холодно. Ветер на озере совсем не ласковый.

- Как согревались?

- Ехали с перерывами. На мне была куртка, фуфайка и комбинезон. На санях, которые тащили за собой снегоходы, находилась поклажа, запасные детали и кухня. Горячая еда согревает лучше всего. В одну из семи ночей перехода мы не добрались до ближайшей базы и ночевали прямо на льду озера в большой палатке. Около печки в спальнике спать было очень тепло, а вот подальше от нее уже прохладно. Со мной такое было в первый раз, но особого дискомфорта я не испытывал.

- Швейцарец остался доволен?

- Безусловно. Он не пожалел о том, что все расходы взял на себя. Кстати, на следующий год мы с ним планируем покорить одно из озер Монголии. Я не курю и не пью и, хоть мне уже 60, собираюсь гонять на буерах еще не один год.

Помимо Монголии, в планы Александра Копылова входит участие в очередном Кубке Сибири, чемпионате Европы, а также освоение холодных озер Канады и США.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.