Новосибирск 1.4 °C

Над Байкалом под парусом

23.04.2003 00:00:00

Фото Михаила ТУЛЬСКОГО

 Александру Копылову - 60 лет. 40 из них он занимается буерным спортом. Недавно с двумя буеристами наш земляк совершил переход через озеро Байкал. Вернувшись в Новосибирск, Александр Иванович встретился с корреспондентом «ВН».

Следует отметить, что буер, как и яхта, имеет парус, и его передвижение зависит от ветра. Однако предназначен он для ледовых поверхностей озер. Этому необычному голландскому изобретению уже более трехсот лет. В России буера появились при Петре I, а гонки на них популярны до сих пор.

- Парусный и буерный спорт объединяются только одним общим словом - «парус», - сказал Александр Иванович. - Это все равно что сравнивать гонки на мотоциклах и на автомобилях. Кататься на буере по льду гораздо сложнее и интереснее, чем на яхте по воде. Да и поломки случаются гораздо чаще. Дело в том, что этим видом спорта занимаются только весной и осенью, когда снег с озер уже сошел и они покрыты слоем ровного льда. Но идеально ровной поверхности не бывает нигде, поэтому все поломки и травмы связаны с неожиданными препятствиями, встречающимися на пути коньков буера.

- Какого рода эти препятствия и чем это чревато?

- Самая большая неприятность - это многочисленные лунки рыбаков и трещины, которыми обычно усеяно озеро. Налетая на них, буер резко тормозит и может даже перевернуться. Чаще всего при этом ломается деревянный поперечный брус, поддерживающий парус, ну и, конечно, мачта. Последствия самые разнообразные. К примеру, однажды, когда брус сломался на ходу, я выпал из буера и сломал себе ногу. Еще одна частая травма вызвана строением самого аппарата. Длинный железный руль расположен перед лицом спортсмена, и при резком торможении немудрено разбить себе лицо. В этом году на соревнованиях в Санкт-Петербурге парень таким образом лишился четырех передних зубов. Я тоже разбивал себе лицо рулем, но, слава богу, зубы до сих пор на месте.

- Все турниры и переходы проводятся за свой счет?

- Только за собственные деньги. Даже буера покупаются и арендуются самими спортсменами. Хороший буер сейчас стоит 2500-3000 долларов. Кроме паруса, я все делаю своими руками. До выхода на пенсию я работал инженером-электронщиком в Институте ядерной физики Академгородка. Теперь мы с женой содержим небольшой магазинчик. Это и позволяет продолжать любимое увлечение. Каждый год я участвую в Кубке Сибири, езжу на чемпионат Европы на своей машине. Отличительная черта буера - его компактность. На крыше автомобиля прекрасно размещается лодка и брус, а парус лежит в салоне. Чтобы собрать и разобрать буер, требуется не более 15 минут. Экономический кризис во время перестройки значительно сократил количество людей, занимающихся этим видом спорта: в Новосибирске из 50 человек осталось лишь 15. Это обеспеченные люди, я их всех прекрасно знаю. Они зовут меня «местным асом», видимо, за то, что я трехкратный обладатель Кубка Сибири и вхожу в первую сотню лучших буеристов мира.

- Откуда пришла идея покорить ледяной Байкал?

- Идея принадлежит швейцарскому фермеру Даниэлю. Когда он побывал в России и увидал просторы наших озер, то решил перейти самое большое из них. Нас было трое. Третий - местный байкальский абориген, который стал нашим проводником. В день мы проходили по 100 километров. На сложных участках буера перетаскивали на руках - благо, что весят они не более 30 килограммов. Нас сопровождали три снегохода МЧС, нанятых швейцарцем, и журналисты, снимавшие о нас фильм. Передвигаться на буере очень холодно. Ветер на озере совсем не ласковый.

- Как согревались?

- Ехали с перерывами. На мне была куртка, фуфайка и комбинезон. На санях, которые тащили за собой снегоходы, находилась поклажа, запасные детали и кухня. Горячая еда согревает лучше всего. В одну из семи ночей перехода мы не добрались до ближайшей базы и ночевали прямо на льду озера в большой палатке. Около печки в спальнике спать было очень тепло, а вот подальше от нее уже прохладно. Со мной такое было в первый раз, но особого дискомфорта я не испытывал.

- Швейцарец остался доволен?

- Безусловно. Он не пожалел о том, что все расходы взял на себя. Кстати, на следующий год мы с ним планируем покорить одно из озер Монголии. Я не курю и не пью и, хоть мне уже 60, собираюсь гонять на буерах еще не один год.

Помимо Монголии, в планы Александра Копылова входит участие в очередном Кубке Сибири, чемпионате Европы, а также освоение холодных озер Канады и США.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: