На прошедшем с 21 по 26 марта в Санкт-Петербурге Всероссийском открытом фестивале детского и юношеского киновидеотворчества «Петербургский экран-2003» шестилетняя Любаша Жижина из детской киностудии «Поиск» в Академгородке получила специальный приз детского жюри за свой мультик «Кот Хохлома», который она сделала, когда ей было четыре года.
|
| Шестилетняя Любаша Жижина из детской киностудии «Поиск» в Академгородке - самый юный мультипликатор страны. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО |
На обычном белом листке из альбома для рисования Любаша раскладывает вырезанную из бумаги фигурку черного щенка. Он весь из частей: голова, уши, лапы и хвост - все по отдельности.
- Это для того, чтобы они двигались, - говорит Любаша и поясняет: - Мы ведь снимаем мультики методом наложения.
Она косится снизу вверх, чтобы посмотреть, какое впечатление на меня произведет ее последнее дополнение про метод наложения. Не на того напала. Полчаса назад я общался с директором киностудии Петром Анофриковым и уже имею свое - пусть дилетантское - познание об этом методе: несколько слоев стекла, под каждым из которых часть будущей картинки мультфильма. Например, под самым последним - небо и лужайка; под предпоследним - деревья и подсолнухи, которые могут раскачиваться на ветру; под третьим, наконец, главный персонаж и т. д. Слоев может быть сколько угодно, в зависимости от того, насколько насыщена должна быть окончательная картинка.
Сняли первый кадр. Убрали стекло, переставили лапки у щенка, положили стекло обратно - и еще один кадр. В секунду - 24 кадра. Можно подсчитать, сколько раз нужно «убрать-положить» на двухминутный мультфильм. А стекол Любе и ее друзьям по киностудии приходится поднимать и опускать даже больше. Потому что зачастую картинка меняется едва ли не под каждым слоем.
|
| Любаша Жижина и прототип будущего мультика ньюфаундленд Джерри. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО |
- Картинка - еще не все, - продолжает мой мультяшечный ликбез шестилетняя профессионалка. - Нужно еще и музыку подобрать, и шумы. Поэтому мы на студии занимаемся музыкой и пением. И еще движением, чтобы знать, как все движется.
- В последнее время с нами работает доктор наук профессор Елена Ивановна Николаева, - вспоминается мне рассказ Петра Анофрикова. - Когда она побывала у нас в первый раз, то воскликнула: «Я не умею вообще работать так, как вы! Вот я вам сейчас расскажу, что вы тут делаете». Оказывается, у нас «все не по правилам». По науке: слух у человека формируется два месяца внутриутробно и в течение десяти месяцев после рождения; зрительные ощущения - до двух лет; цветовые - до пяти; языки - до трех лет. А у нас... Когда приходит записываться в студию, скажем, десятилетний школьник - уже староват!
А Любаша свой первый мультфильм нарисовала, когда ей не было и трех лет. Теперь на ее счету их шесть.
- Идея «Кота Хохломы» у нее возникла совершенно спонтанно, - рассказывает Антонина Жижина, Любина мама и руководитель группы, в которой занимается Люба. - Она нарисовала кота и сообщила мне, что это - «Кот Хохлома из Питера». Откуда она это взяла - не знаю. Я ее попросила подробнее рассказать про него, и Любаша мне поведала, что кот переехал из Питера в Москву, увидел в Москве-реке золотую рыбку и решил ее поймать.
Потом Любаша придумала песню, которая, естественно, стала лейтмотивом фильма.
В пруду она росла.
Хочу ее я вытащить
И съесть ее сама».
Тут Кот Хохлома вспоминает, что он все-таки кот, а не кошка, и добавляет:
- Ой! Сам!
Но рыбку он так и не поймал. Потому что в кульминационный момент, когда он уже с удочкой и ведром идет к Москве-реке, вдруг рыбалка срывается, а на экране появляется веселая физиономия Хохломы и примерно такая надпись: «Узнали? Это я и есть - Кот Хохлома. Я приехал в Москву за «Золотой рыбкой». «Золотая рыбка», следует сказать, - это название уже другого детского фестиваля анимационного кино, который проходил в Москве сразу после «Петербургского экрана». И на нем сразу три мультфильма киностудии «Поиск» получили дипломы, в том числе и Любашин.
- Мультфильмы должны быть добрыми, - уверена она. - Потому что плохо, когда грустно или плакать хочется. И еще нужно, чтобы там все было как будто по-настоящему, как в жизни. Если, например, ухо у какой-нибудь собаки стоит, то оно уже лежать не должно. Нас этому тоже учат.
Люба провожала меня до двери. Я открыл дверь и... глазам не поверил: у крылечка студии стояла огромная черная собака! Прямо как тот щенок на альбомном листке, только гораздо больше.
- Это наш Джерри! - побежала к собаке Люба. - Я про нее тоже мультик сделаю. Потому что очень много чего знаю про Джери.
«В мультиках все должно быть, как в жизни!» - сразу вспомнились Любашины слова.


