vn
Новосибирск -5.1 °C

О чем рассказала одежда из могил

02.07.2003 00:00:00

Откуда появились древние алтайцы?
Ткань, обнаруженная археологами в замерзших захоронениях Горного Алтая,
проливает свет на эту загадку

 Несколько лет назад ученые Института археологии и этнографии СО РАН обнаружили на Алтае несколько замерзших могил, в которых хорошо сохранились мумии захороненных людей. Более того, на них замечательно сохранилась одежда, на которой даже не выцвели краски. Культуру, к которой принадлежали эти люди, жившие более двух тысяч лет назад в долинах Горного Алтая, археологи назвали пазырыкской (по названию места обнаружения могил), а самих людей пазырыкцами.

Структура волокон, цвет ткани и войлока из могил, возраст которых около двух с половиной тысяч лет, дошли до нас практически неизменными, помогли лед и холод. Это большая редкость: у новосибирских ученых теперь есть одна из самых уникальных в мире коллекций древнего текстиля. Такая археологическая удача заинтересовала многих специалистов Новосибирского научного центра. И возникли вопросы: как древним алтайцам удавалось красить ткань? Какие краски при этом использовались? В результате институты археологии и этнографии, катализа и органической химии СО РАН организовали интеграционный научно-исследовательский проект под названием «Древнейший текстиль из замерзших могил Горного Алтая». Рассказывает координатор проекта, доктор исторических наук Наталья Полосьмак:

«Человек - наивысшее создание природы. Археологи могут найти какие-то древние вещи, служившие человеку несколько тысяч лет назад, интерпретировать их по-своему, с современных позиций, но ответить на вопрос, чем жил тогда человек, о чем волновался, чему радовался и к чему стремился, каковы были подробности его быта, по-прежнему практически невозможно. Для того, чтобы узнать полную картину жизни древнего человека, археологических методов недостаточно. Поэтому к изучению мумий, обнаруженных нами в урочище Укок Горного Алтая, и сохранившейся на них одежды было привлечено множество различных специалистов, для того чтобы каждый посмотрел на древние объекты с позиций своей науки. Нам помогали медики, химики, физики, биологи, патологоанатомы и даже современные татуировщики. Лаборатория доктора химических наук, Владислава Вениаминовича Малахова из Института катализа изучала неорганические компоненты в составе текстиля. Органическим составом занимались Виктор Ильич Маматюк и Галина Георгиевна Балакина (Институт органической химии). Их задачей было выяснить, какие растительные и животные красители использовали пазырыкцы.

Сегодня мастерство производства натуральных красок и окрашивания тканей практически утрачено. Как только в девятнадцатом веке появились более дешевые синтетические красители, о древнем ремесле все забыли. Между тем натуральная краска на натуральной ткани держалась лучше синтетической, была не менее яркой и вдобавок обладала нередко лечебными свойствами. Можно сказать, что древний человек на Алтае носил экологически полезную одежду. Но, увы, секреты утеряны, и восстановить их стоит больших усилий. Изучение алтайского текстиля может приоткрыть завесу этой тайны».

«Горный Алтай богат природными красителями, - продолжает Наталья Полосьмак. - Кандидат биологических наук Елена Анатольевна Королюк проделала большую работу по выяснению того, какими алтайскими растениями и минералами можно было бы красить ткань. Было обнаружено несколько десятков таких веществ. Но результаты анализа текстиля из могил нас очень удивили: ни одним из местных красителей пазырыкцы не пользовались. Более того: одежда древних алтайцев, причем не только знатных, но и простых людей, была окрашена самыми дорогими и «модными» красками, которые в то время применялись в великих государствах Восточного Средиземноморья. Именно там могли быть получены три источника используемой пазырыкцами красной краски: корни марены и два вида червецов. Красный цвет был самым распространенным в древности цветом одежды. Он был красивым и дорогим одновременно. В найденных образцах алтайского текстиля был замечен и синий цвет: этот оттенок мог быть получен из растения вайды, содержащего оттенок индиго. В коллекции пазырыкских тканей синий краситель в основном сочетался с красным: так достигались разнообразные красивые оттенки.

Каким образом к алтайским кочевникам могли попасть столь дорогие и качественные материалы? Возможно, что сами редкие красители могли быть результатом торгового обмена, но откуда пазырыкцы узнали сложную технологию окрашивания, тем более что в климатических условиях Горного Алтая заниматься крашением тканей практически невозможно».

«По результатам изучения алтайского текстиля из замерзших могил мы подготовили книгу, - говорит Наталья Полосьмак. - Тем не менее, вопросы по-прежнему остались. Наши знания о древних жителях Горного Алтая пополнились, но многое до сих пор неясно. Кем были пазырыкцы? Откуда они пришли? То, что их одежда оказалась столь «передовой» для того времени, наталкивает на мысль о том, что они не были простыми кочевниками. Интересны и модели одежды: история древнего костюма, мода того времени и способы шитья - еще одна тема интереснейшего исследования.

Одно из наших предположений таково: пазырыкцы были выходцами с территории бывшей Ахеменидской империи, простиравшейся от Индии до Ливии и от Армении до Аравии. Именно там повсеместно использовались подобные краски и технологии окрашивания. Видимо, их пришествие на Алтай связано с походами Александра Македонского. Не желавшая подчиняться кому-либо группа воинов, обладавшая имперской культурой, покинула родные места и, в поисках независимости и свободы, добралась до Алтайских гор. В древности уход от войн и порабощения в горы был распространенным способом сохранения этнического своеобразия народа. По-видимому, это и произошло с пазырыкцами, принесшими на Алтай не свойственную этой местности культуру...»


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: