Новосибирск 11 °C

Сибирская мозаика

25.07.2003 00:00:00

В истории нашего края есть много интересного

 Не так давно в Новосибирске прошла представительная научная конференция, которая имела статус международной. Тема ее была обозначена так: «Этнокультурные взаимодействия в Сибири (XVII-XX вв.)». Проводилась она в рамках программы фундаментальных исследований Сибирского отделения РАН. А организаторами, помимо нашего Института истории, выступили также Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, а также Центр исследований Северо-Восточной Азии университета Тохоку (Япония).

Состав участников оказался весьма представительным, так же как и набор тем. Впрочем, те, кто интересуется сугубо научной стороной дела, могут обратиться к сборнику тезисов докладов и сообщений - нас же больше интересуют разнообразные исторические сюжеты, из которых и складывается сибирская мозаика.

Не повезло индейцам

Традиционный промысел эвенков - оленеводство

 Развитие России вширь многие считают созданием империи. Собственно в Сибири этот процесс имперского строительства заключался в обложении данью местных народов. С течением времени на них распространились и другие обязанности, так что и аборигены, и русские крестьяне рассматривались правительством, как подданные государства Российского.

Именно это принципиально отличает то, что происходило в Сибири, от того, что происходило в США, где индейцы налогов не платили и, в соответствии с конституцией США, не считались гражданами. Поэтому там земли индейцев либо покупались, либо захватывались. В России же правительство, наоборот, требовало не допускать столкновений местного и пришлого населения из-за земли. Исследователи полагают, что именно неконфликтный характер отношений между русскими пришельцами и местным населением оказал серьезное влияние на темп движения России к Тихому океану.

Получилось, что в русской Сибири местное население «втягивалось» в общенациональную систему. А в США индейские племена просто были поглощены складывающейся рыночной экономикой.

Сибирская цивилизация

 Сибирь - огромная провинция Евразии, которая протянулась от Урала до Тихого океана. Здесь формировались древнейшие культурные очаги, еще до русской колонизации Сибирь узнала буддизм, ислам и уже успела познакомиться с христианством.

Особенность Сибири состоит в том, что здесь взаимодействовали культуры не только местных народов, но также и народов, переселившихся сюда из европейской части России, Украины, Белоруссии, Прибалтики и даже Европы (немцы, поляки, чехи, финны). Список продолжают Кавказ, Средняя, а также Центральная и Восточная Азия, но все-таки «сибирская цивилизация является субкультурой российской цивилизации, а вместе с последней входит в европейскую цивилизацию». Особая роль принадлежит русским сибирякам, которые составляют сегодня 80 процентов населения Сибири, и за 420 лет их культура приобрела особые, присущие только ей специфические черты.

Жениться можно. Если по обряду...

Национальная одежда хантов

 После проникновения русских в Сибирь, естественно, появились смешанные браки. Огромную роль на первом этапе освоения сибирских просторов играла Православная церковь. Что же она думала по этому поводу?

Межэтнические браки не запрещались, однако выдвигалось единственное условие - венчание по православному обряду. А это значит, что и сибирским язычникам, и мусульманам в таком случае нужно было принимать православие. В большинстве случаев межэтнические браки в Сибири заключались между русскими мужчинами и представительницами местного населения. При этом, как гласят официальные документы XVII века, наши предки часто предпочитали не обременять себя религиозными формальностями и не приводили некрещеных невест к алтарю. Церковь подобное считала «блудом» и наказывала. Тем более, иногда оказывалось, что у «блудодея» уже есть семья в европейской части России.

А вывод таков: в долговременном процессе складывания в Сибири межэтнической общности православие сыграло роль интегрирующего фактора.

Главное, чтобы костюмчик сидел

 Когда русские пришельцы оказались в совершенно новых условиях, то с течением времени многое изменилось - например, одежда. По мнению новосибирского ученого Ольги Шелегиной, в костюме западно-сибирских крестьян в XVIII - первой половине XIX века две трети элементов костюма были традиционными для сельских жителей России, 16 процентов элементов позаимствовали у горожан, а вот 13 процентов - у местных народов.

У коренных жителей русские заимствовали в основном те элементы костюма, которые обеспечивали защиту от внешних условий и соответствовали сибирскому климату. Используя традиции местных народов, русские переселенцы «изобрели» неизвестную в России обувь, например, чарки, ишимы и войлочные пимы. Чарки были универсальной обувью, которая в XIX веке стала обувью женской. Мужчины предпочли ишимы - обувь с кожаной основой и тканевым голенищем. Пимы появились у крестьян Западной Сибири в первой половине XVIII века. А в европейской России они появятся только через сто лет.

Многим знакомо слово малахай. Он прочно вошел в костюм русского населения в середине XVIII века и представлял собой головной убор с четырехугольным суконным верхом и четырьмя меховыми клапанами на лбу, ушах и затылке. Позже в России малахай так и называли сибирским. Интересно, что старообрядцы его никогда не носили, а в дальнейшем его вытеснила шапка-ушанка.

Заимствований было очень много. Например, в Восточной Сибири русские мужчины носили «камлейку» - верхнюю одежду с капюшоном, сшитую из рыбьих или китовых кишок и предохраняющую от ветра и сырой погоды. На Алтае у казахов позаимствовали более удобный покрой одежды, пригодный для верховой езды: изменился покрой мужских штанов, а у женщин появились шаровары. В орнаменте оказались и русские, и казахские мотивы.

Так и получилось, что русское население в Сибири, не утратив своих традиций, сумело создать костюм, полностью адекватный местным условиям.

Мы едем, едем, едем

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (конец XIX века)

 Сегодня специалисты с тревогой говорят, что за Уралом все еще живет мало россиян - надо бы иметь численность населения значительно больше. Сейчас времена изменились, и люди поедут только туда, где им предоставят лучшие условия. Не лишне вспомнить о том, как было организовано переселение в Сибирь в конце XIX - начале XX веков.

По официальным данным, тогда за 20 лет, с 1894 по 1914 годы, в Западную Сибирь и Степной край переселились три миллиона человек. Новосибирский историк Владимир Пронин отмечает, что «по существу целая страна с небольшим населением снялась с насиженного места и перебазировалась за тысячи верст на новую территорию». Разумеется, роль государства в этом была исключительно велика. Например, для переселенцев ввели льготный железнодорожный тариф. В 1904 году отменили требование для крестьянина иметь разрешение от местных властей на переселение. Теперь любой крестьянин мог по своему усмотрению переселиться в Сибирь. Более того, переселенцы освобождались от податей в местах поселения на пять лет. А на следующие пять лет получали 50-процентную скидку. Важно, что лес на постройки давали бесплатно.

Можно вспомнить и реформу Петра Столыпина. Именно тогда для желающих выехать в Сибирь был введен льготный железнодорожный тариф, который удешевлял проезд к новому месту жительства сразу в три-четыре раза! Если что - могли добросить и пароходом. Тоже бесплатно...

Кстати, в 1898 году цену переселенческого билета понизили до размера стоимости детского билета третьего класса.

«Туземцы» и канон соцреализма

 Сегодня ученые активно изучают культурно-цивилизационный ландшафт крупных городов и то, как он менялся со временем. Весьма показательной историки культуры называют ситуацию с Новосибирском.

В 1925 году, когда решался вопрос о переименовании Новониколаевска, высказывались предложения, чтобы в новом названии столицы Сибири было отражено ее важное значение для «сибирских туземцев». Прошло несколько лет, и в докладах о перепланировке города уже полностью отсутствует внимание к подобным вопросам. На первый план выходит другое: в крупных сибирских городах, прежде всего в Новосибирске, главным в архитектуре становится функциональность, а затем монументализм в полном соответствии с каноном социалистического реализма. Как отмечают омские историки, единственным исключением могла стать реализация в Новосибирске проекта 1930 года об устройстве в городе парка культуры и отдыха с «этноландшафтом» по аналогии с Германией и Скандинавией. Могла, но не стала...

Что мы пели про японцев

 Интересной темы коснулся японский ученый Нахо Игауэ (университет города Осака) - он решил изучить, как военные конфликты России и Японии отразились в русском народном творчестве. Японский специалист проанализировал три песни, 14 частушек и устные рассказы. Песни были такие: «Между Маньчжурией и Китаем», «От павших твердынь Порт-Артура» и всем известная «Три танкиста».

Частушек, по мнению иностранного исследователя, было больше, но, вероятно, их «заменили» новые варианты, созданные во время Первой и Второй мировой войн.

Выводы следующие: очень редко встречаются насмешки над особенностями телосложения японцев, в то время как, например, в лубочных картинках того времени японцев обязательно рисовали карликами. Да и вообще: «японская армия и солдаты изображаются в рамках общей русской фольклорной традиции и имеют много сходства с традиционными образами «врагов» или «чужеземцев» в русском фольклоре».

Продолжение следует

 На конференции в Новосибирске состоялся интересный разговор, который обязательно будет продолжен в будущем. А пока «Вечерний Новосибирск», начиная с сентября, постарается более подробно рассказать о наиболее любопытных сюжетах нашего прошлого, некоторые из которых мы сегодня вспомнили.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: