Триумф! |
- Мы с Андреем в первый раз встретились в 1984 году, когда его призвали в армию. Я был начальником клуба воинской части и начальником ансамбля песни и пляски внутренних войск по Западной Сибири. Призвали его в 20 лет, немного с опозданием, уж не знаю почему. Попал он к нам в ансамбль с перспективой быть ведущим концертов. Мы быстро с ним подружились, и я его сразу выделил.
- Его талант был заметен?
- Перед службой Андрей закончил театральное училище, которое тогда располагалось на Октябрьской. Еще будучи студентом, Звягинцев участвовал в постановках ТЮЗа, сразу проявил себя. Об уровне его таланта говорит хотя бы то, что он сумел занять первое место на одном из театральных смотров.
- Чем интересовался будущий режиссер?
- Образование у него было среднеспециальное: восемь классов и театральное училище, значок которого он, между прочим, носил с гордостью. Но он очень серьезно работал самостоятельно. Много читал, с ним можно было вести разговоры на любые темы. Например, он хорошо разбирался в музыке. Что касается театра и кино, то здесь кумиром его был Андрей Миронов. Еще, по тем временам, он уже неплохо знал английский.
- В чем были его достоинства как участника ансамбля?
- Андрей был великолепным рассказчиком. Чтобы занять время в перерывах между выступлениями, ему часто приходилось рассказывать анекдоты, которых Звягинцев знал тысячи две. Он мог один держать публику.
- Как складывались отношения Андрея Звягинцева с сослуживцами?
- Андрей был самый хрупкий в ансамбле, но все попытки его как-то обидеть пресекал сразу же. У него был очень сильный характер. Правда, мне пришлось назначить Звягинцева командиром отделения, чтобы как-то защитить от «наездов». Но он оказался очень харизматичным парнем, и его все полюбили.
- Каким Звягинцев был вне сцены?
Звягинцев - крайний справа. (Фото из армейского архива Юрия Горенцова) |
Костюм у него только один хороший был. Многие местные, если уйдут в увольнение, то переоденутся, а Звягинцев редко просился в увольнение и как уходил в форме, так и приходил в ней. Правда, форма ему очень шла.
- Как сложилась судьба Звягинцева сразу после службы?
- После армии в 1986 году он поехал в Москву поступать в ГИТИС и с ходу в него поступил. Попал на курс к знаменитому кинорежиссеру Элему Климову, который очень тепло отнесся к Андрею. Ходили слухи, что Звягинцев у него должен был сыграть в «Мастере и Маргарите». Мы не знали какую роль, но были уверены, что Мастера. Фильм так и не состоялся, зато Андрей стал мастером в режиссуре.
- Насколько неожиданными стали для тех, кто знал Андрея, его успехи?
- Я думаю, он шел к этой цели. Он ее поставил. Талант Звягинцева как актера был виден сразу. В ТЮЗе ему устраивали овации. Он играл в смелых по тем временам постановках Льва Белова, который тоже потом перебрался в Москву.
- Вы слышали мнение Никиты Михалкова о некоей силе, которая «протолкнула» Звягинцева?
- Я думаю, без чьей-то помощи не обошлось, мир искусства все же непростой. Но нельзя говорить о том, что эта помощь имеет какую-то некрасивую основу. Ведь остались же на Руси еще люди, которые ценят и любят талант.
***
Общение с людьми, близко знающими Андрея Звягинцева, помимо просто интересных подробностей становления таланта, показывает истоки его творчества. Фильм «Возвращение» во многом оказался автобиографичен. Вполне вероятно, что в двух подростках, неожиданно приобретающих непонятно где пропадавшего отца, режиссер видит себя. А смерть, которая присутствует в фильме, не оставляет автора и в жизни. Как известно, один из двух мальчиков, снявшихся в ленте, утонул до премьеры фильма. Были трагические моменты и в жизни самого режиссера. Так, рассказывают, что его любовь к некоей актрисе ТЮЗа закончилась весьма печально. Родители актрисы, отец которой занимал видный пост на железной дороге, не приняли в свою семью, отвергли будущего режиссера. Но, тем не менее, роман продолжался, у них родились близнецы, один из которых погиб.
Но какими бы ни были истоки творчества нашего земляка, их итогом стал фильм, покоривший сердца привередливых киноманов. Возможно, режиссер пытался доказать что-то себе, но в результате доказал, что русское кино еще живо. И не Михалковым единым.