Новосибирск 6.5 °C

Где найти такого мага, чтобы справился с бумагой

30.10.2003 00:00:00

Смог, в который время от времени погружается Новосибирск,
во многом вызван сжиганием всевозможных картонных упаковок

 Как-то, заглянув в офис к своему старинному приятелю Валерию Павловичу, я застал его за весьма странным занятием. Руководитель солидной фирмы сидел за рабочим столом и ножницами состригал края коробки из-под конфет. Затем аккуратно положил ровненькую картонку на полку, обрезки же также аккуратно ссыпал в картонную коробку, что стояла под столом. На мой недоуменный вопрос Валерий Павлович показал рукой в окно: видишь, мол, что творится. Действительно, городские улицы обволакивал жуткий смог. Взаимосвязь между смогом и коробкой из-под конфет я не уловил, и тогда мой товарищ прочитал маленькую лекцию.

Что горит на свалке?

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Оказывается, значительную долю в городском чаде занимает дым от горящего мусора. А горит на свалках в основном бумага, которая по общепринятой оценке во всем объеме городских отходов составляет от сорока до пятидесяти процентов. Вот мой товарищ в меру своих возможностей и борется с городским смогом: деловые пометки делает только на обратной стороне использованной бумаги (в том числе и на обороте конфетной коробки), а всю макулатуру тщательно собирает и сдает. Мало того, приучил своих домашних и подчиненных к бумаге относиться трепетно. Правда, сами они макулатуру не сдают, а все бумажки собирают и отдают Валерию Павловичу. Как раз в день моего посещения коробка с макулатурой в его кабинете наполнилась доверху, и он пригласил меня с собой прокатиться до пункта сбора макулатуры.

В бывшем «Стимуле»

 Пункт сбора на улице 1905 года оказался бывшим магазином «Стимул», куда когда-то сдавали макулатуру в обмен на талончики для приобретения дефицитных книг, которые так и называли «макулатурные». Раньше в каждом районе было по нескольку «Стимулов», в настоящее время на весь город - пять. Улыбчивая и доброжелательная приемщица Евгения Вальтеровна встретила нас как родных. Оно и понятно - Валерий Павлович постоянный клиент, регулярно сдающий макулатуру в течение нескольких лет. Пока мой товарищ взвешивал бумагу и получал в кассе за сданные 25 килограммов свои законные 12 рублей пятьдесят копеек, я пообщался с другими клиентами. Малоразговорчивый дедок, прикативший на тележке килограмм десять бумаги и картона, нехотя, но все же поделился, откуда у него этот груз. Жена работает в магазине техничкой и весь бумажный мусор уносит в подвал: контейнеры для мусора от магазина слишком далеко. Бумаги скопилось столько, что директор магазина как-то попросил его супругу найти кого-нибудь в подвале прибрать, вот он и взялся. Мало того, что директор за работу заплатил, да еще от сдачи макулатуры кое-что набежало. С тех пор раз в две недели мусор из подвала выгребает, пакует (за деньги, конечно) и сюда привозит. Сколько на этом имеет, не сказал, но, судя по всему, небольшим, а главное постоянным, наваром к пенсии доволен.

Следующий клиент, на мое удивление, подкатил на крутой иномарке. Неужели, подумал я, еще один такой же идейный борец за безотходное производство, как мой товарищ? Но все оказалось гораздо прозаичнее. Молодой бизнесмен поведал, как снял под офис первый этаж жилого дома и как начались напряги с жильцами: то машины часто паркуются, то народу слишком много ходит постороннего, а тут еще подловили, что мусор выбрасывают в контейнер, - подняли скандал. Чтобы не дразнить гусей, решил отработанную бумагу, а ее в офисе скапливается немало, отвозить в пункт приемки. Если кто-то взял бы на себя эту услугу, то само собой эту услугу оплачивал бы.

Макулатурная морока

 Следующее интервью я брал уже в небольшой типографии. Директор сетовал: производство небольшое, отходов скапливается не так много, но все равно мешают. ОАО «Вторресурсы», с которым заключен договор на вывозку, присылает машину, лишь когда накопится бумаги не менее тонны. Правда, если по пути, то заезжают и за меньшим объемом, но это, если по пути. У главного бухгалтера - другая забота. Поскольку суммы за сданную макулатуру небольшие, то «Вторресурсы» оплачивают их лишь тогда, когда поднакопится более-менее приличная сумма, и потому из квартала в квартал тянется дебиторская задолженность. Платить тому, кто бы их от заботы с бумажными отходами освободил, руководители типографии пока не готовы, но вот отдавать макулатуру бесплатно, лишь бы регулярно вывозили - это с радостью. Так что же мешает ОАО «Вторресурсы» организовать регулярный вывоз?

На ОАО «Вторресурсы»

 И генеральный директор Владимир Забелин, и его заместитель Валерий Федоренко в один голос утверждают: на большегрузных машинах «Вторресурсов» вывозить малыми дозами невыгодно, затраты на перевозку все равно сожрут все доходы. Нужен парк небольших мобильных автомобилей, но где их взять, если еле-еле концы с концами сводят? Некоторые крупные поставщики макулатуры, такие как издательство «Советская Сибирь», сбором макулатуры и ее отправкой на переработку занимаются сами, с другими договориться сложно - не устраивают цены. Поэтому пресс германской фирмы «Линдеманн» с производительностью 16 тысяч тонн в год, загружен меньше чем наполовину. Это не Германия, где за макулатуру платит не сборщик, а, наоборот, платят ему, давая возможность совершенствоваться и развиваться. Поскольку о Германии мне говорили почти все, кто так или иначе связан с мусором, решил узнать: а как же все организовано у них?

Экономные буржуи

 Как написали мои друзья, перебравшиеся на жительство в Германию, сбор бытовых отходов там налажен безупречно. Для пищевых отходов (биомусора) предприятие, утилизирующее мусор, выдает специальные емкости для каждой квартиры. Кстати, в Новосибирске в семидесятые годы пытались собирать пищевые отходы для Кудряшевского свинокомплекса. До сих пор помню жуткую вонь от ведер, которые были выставлены в нашем подъезде и в которые жильцы кидали все, что ни попадя. Немудрено, что эксперимент этот закончился крахом, говорят, даже несколько свиней погибло: кто от жуткого месива, кто от битого стекла. В Германии пищевые отходы увозят на полигон, где они при помощи катализаторов превращаются в отличное органическое удобрение.

Возле домов на специальной площадке стоят контейнеры различных расцветок: для биомусора, для бумаги и картона, для различной пластмассы и для смешанного мусора (в разных местах возможны варианты), куда жильцы сбрасывают свои наполненные квартирные емкости. Контейнеры для стекла стоят в отдалении от домов, где-нибудь в укромном месте, чтобы грохот сбрасываемой посуды не беспокоил жильцов, причем стекло нужно сортировать по цвету. Бутылки потом прессуются и увозятся на стеклозаводы: экономные немцы подсчитали, что при изготовлении стекла с использованием вторичных отходов энергозатраты в десятки раз меньше, чем при обычном способе.

Все эти предписания добропорядочными гражданами, за редким исключением, исполняются неукоснительно. Как написал мой товарищ, сумевший адаптироваться в германской среде: «У немцев сформировавшееся экологическое сознание, и это самое главное. Как, например, стряхивать пепел в пепельницу, а не рядом». Эти слова я теперь всякий раз вспоминаю, перешагивая каждое утро через окурки, разбросанные в нашем подъезде на всех лестничных площадках. Как принято говорить, менталитет у нас такой. Правда, москвичи решили переломить российскую расхлябанность и, начиная с января будущего года, вводят в столице правила раздельного сбора мусора. Что из этого выйдет, неизвестно, но аналогичные мероприятия в Новосибирске, проведенные несколько лет назад, увы, себя не оправдали. Эксперимент по сбору предварительно отсортированного мусора было решено начать с интеллигентного Академгородка. Но, к сожалению, товарищи ученые не только сваливали мусор в одну кучу, но, в конце концов, и емкости растащили.

Но вернемся в цивилизованную Германию. Особое место в жизни немцев занимает сбор макулатуры, которой там, как говорится, море. Каждый немец по утрам выгребает из своего почтового ящика кучу рекламных проспектов, различных платежных уведомлений, бесплатных газет, агитационных плакатов и т.п. Практически все это тут же отправляется в контейнер для макулатуры. В пунктах сортировки всю бумагу делят аж на 50 категорий (у нас по ГОСТу - на 12). Оценить нужное качество бумаги не так-то просто, но и тут практичные немцы вышли из положения: каждый вид проспекта печатается на определенном сорте бумаги, и уже по внешнему виду листочка можно смело относить его к той или иной категории сырья, направляемого для соответствующей переработки. Так, в некоторых землях (регионах) высококачественная бумага, на которой печатаются предвыборные агитки, идет, так сказать, по прямому назначению: на производство туалетной бумаги. Но туалетная бумага - это только небольшая часть ассортимента продукции, в основу производства которой заложена макулатура.

Что делают из макулатуры?

 Перечень позиций, в состав которых входит макулатура, очень обширен. Все строительные фирмы мира борются за подряды на получение макулатуры. А как у нас? Куда идет хотя бы то, что собирают ОАО «Вторресурсы» и еще около десяти небольших организаций? Бумага и тряпье из Новосибирска отправляются в Омск, Барнаул, Кемерово, Пермь и даже Набережные Челны - туда, где есть предприятия, производящие рубероид, гипсоволокнистые плиты и прочую продукцию, в состав которой входит вторсырье. Перевозка за тридевять земель стоит немало, оттого и закупочные цены в Новосибирске такие мизерные. Но почему мы отправляем макулатуру в другие города? Неужели слабо самим организовать глубокую переработку вторичного сырья? Правда, в Новосибирске кое-где организованы производства с использованием вторсырья, но все это мизер в масштабе миллионного города. Ну, а если вдруг кто-то захочет организовать крупное производство? Может ли он быть уверен в обеспечении сырьевой базы? В прежние времена сбор металлолома и макулатуры курировал второй секретарь горкома КПСС. Теперь нами командует мэрия, ей, как говорится, и карты в руки.

Куда смотрит мэрия?

 А мэрия, оказывается, смотрит вперед. По крайней мере, с такой мыслью мы с Валерием Павловичем, который не покидал меня до конца журналистского расследования, выходили из кабинета директора МУП «Спецавтохозяйство» Виктора Кравченко. В течение часа мы беседовали о проблемах вывоза, сортировки, переработки мусора и захоронения невостребованных отходов и как мэрия собирается эту проблему решать. На основании распоряжения мэра от 23 ноября 2001 года «Об организационных мероприятиях по созданию предприятия по сортировке твердых бытовых отходов» была создана творческая группа специалистов, тщательно изучивших эту проблему. Возглавил группу первый заместитель мэра Владимир Анисимов. Конечным результатом исследований стала организация ЗАО «Новосибирский мусороперерабатывающий завод N 1», учредители - уважаемая в Новосибирске строительная фирма «Ломета» и МУП «Спецавтохозяйство». Строительство самого завода на территории Гусинобродского полигона, а проще - на городской свалке, начнется уже в этом году, по крайней мере, распоряжение об утверждении планов границ земельных участков Владимиром Городецким подписано.

Хотя завод под номером один (в перспективе еще как минимум три) и называется перерабатывающим, на самом деле он сортирующе-упаковочный. Основное оборудование - автоматизированный мусоросортировочный комплекс «Станко-180» мощностью 180 тысяч тонн в год. Отсортированная и упакованная бумага на первом этапе будет по-прежнему отправляться на переработку в другие города. Почему же сразу не начать с предприятия глубокой переработки? Пока рано, объясняет Кравченко. Для того, чтобы привлечь инвестиции на строительство перерабатывающих комплексов, нужно дать инвестору гарантии, что сырьем он будет обеспечен. Вот «Станко-180», когда раскрутится на всю мощность, будущих инвесторов и привлечет. Правда, нужно обеспечивать качественным сырьем и сам «Станко-180», но об этом разговор впереди.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: