Новосибирск 1.4 °C

Анатолий Локоть: В кругу семьи

03.12.2003 00:00:00

n Анатолий Локоть с женой Мариной и сыном Богданом

 Когда на последнем курсе института Анатолий Локоть сделал предложение Марине, для нее это было достаточно неожиданно и внезапно: «Долгих ухаживаний, - рассказывает она, - не было. Он из тех мужчин, которые покоряют своим натиском. У Анатолия всегда категорично: или да, или нет. Не любит полутонов, неопределенности, недомолвок. Он человек глубоких переживаний и сильных чувств, но в их выражении очень сдержан. Нам, женщинам, конечно, иногда хочется побольше эмоций. Но сейчас я уже отдаю себе отчет, что мужчины и женщины - это совершенно разное отношение к миру, разные потребности и ожидания и разные способы реализации».

Знакомы Анатолий и Марина еще с детства, с 5-го класса учились в одной школе, хотя отношения сложились только в институте - оба заканчивали НЭТИ.

- Он всегда был очень общественно активным, - рассказывает Марина. - В школе не только активно работал в комитете комсомола, но и принимал участие в молодежном движении в помощь милиции. Юные дружинники помогали наведению порядка в школе и на массиве. Сначала был рядовым бойцом отряда, потом комиссаром, идеологом. Лидерские качества проявлялись в нем еще тогда.

В институте этого дела не оставил. Отряд помощи милиции был в вузе организацией серьезной. Марине часто доводилось встречать будущего мужа то со сломанной рукой, то еще с какими-то травмами - при патрулировании случались серьезные конфликты. До сих пор в семейном архиве хранятся благодарности и грамоты, которыми студент Локоть был награжден за участие в задержании нарушителей.

- Уже со школы проявились и его способности к публичным выступлениям. Всегда умел ярко подать тему, увлечь рассказом, была хорошо поставлена речь. Из самых элементарных сообщений на уроках, особенно литературы или истории, мог сделать настоящее выступление. Очень много читал.

Когда стала бывать у него дома, была поражена большим количеством книг - квартира его родителей была небольшая, и вся заставлена книгами. Впрочем, говорит Марина, читать тогда вообще было принято, читали все, и это считалось хорошим интеллектуальным тоном.

- Все это, безусловно, отложилось на складе его мышления. Физика никогда не была его единственным предназначением, как человек ответственный, он хорошо учился, закончил институт, но по своей сути он более философ, умеет схватывать какие-то более общие вещи, чем предполагают точные науки. И это заложенное в нем начало всегда давало о себе знать, общественная стезя его всегда влекла.

У сына Анатолия и Марины - редкое имя Богдан. Наверное, при выборе имени какую-то роль сыграли украинские корни мужа, объясняет она, мама у него русская, отец - украинец. Дома Богдана зовут просто Данькой, ему 22 года и он учится в Нархозе на факультете экономики. Дочке Маше - 15, она школьница, у нее неплохие способности к точным наукам, и еще она очень любит заниматься в театральной студии. Одно время была членом молодежного парламента Железнодорожного района. Вообще Богдан и Маша, как и их родители, по своей натуре очень общительны и активны.

Рождения сына Анатолий Локоть ждал с большим волнением и был совершенно убежден, что это будет именно мальчик. Потом, конечно, и под окнами роддома стоял, и записки писал - они все в семейном архиве сохранились, в такие минуты даже самые эмоционально сдержанные мужчины отпускают на волю свои чувства.

К рождению второго ребенка, вспоминает Марина, будущий отец готовился всерьез и заранее. Еще за год она почувствовала, как он внутренне подтянулся, собрался, сосредоточился.

Анатолий вообще, как принято говорить, человек без в/п - не курит, поддерживает спортивную форму. Его отец, которому сейчас 73 года, всю жизнь ежедневно делал зарядку, не пропуская ни одного дня. Внутренняя дисциплинированность и ответственность - это у них в крови. У Анатолия тоже каждое утро - гантели, гиря 16 кг. Очень любит плавать, в свое время занимался в спортивной секции, показывал хорошие результаты. Сын тоже хорошо плавает. На отдыхе отец с сыном любят сплавляться на байдарке. Пытались приобщить к своему увлечению и Марину, но она к этой мужской страсти осталась равнодушна.

Летом любят всей семьей уезжать на базу отдыха. Сосновый бор, море, тишина, природа, рыбалка... Прекрасное место и лучший способ восстановить силы для дальнейшего продолжения жизни в ее напряженном рабочем ритме. Поскольку жизнь публичного человека связана с большим числом встреч и широким кругом общения, то дома Анатолий, напротив, предпочитает тишину, покой и полную внутреннюю сосредоточенность. Круг друзей достаточно ограничен. Новый год - праздник чисто семейный.

- Он остро чувствует потребность в семье, очень ценит домашний уют, - рассказывает Марина. - Дома может сделать практически все - от ремонта сантехники до шкафов в коридоре. К услугам ремонтных бригад мы никогда не обращаемся. Конечно, не на все хватает времени, и в доме есть места, которые давно требуют приложения рук, но в целом...

«Но в целом» к разряду фанатиков, у которых все, в том числе семья, подчинено исключительно делу, дети папу практически не видят и узнают по фотографиям, Анатолий Локоть не относится. Нормальный, вполне домашний человек, разумно распределяющий время между домом и работой.

Что касается работы, то основная часть его жизни связана с НИИ измерительных приборов, где Анатолий начал работать, отслужив два года в армии после института. Фамилия Локоть в НИИ хорошо известна - долгие годы там работал его отец. Служба проходила в Томской области. И Марина с маленьким сыном, Богдану тогда было всего полгода, часто к нему ездили. Те годы вспоминаются как одни из самых счастливых. Они были молоды, влюблены. «Если и были тяготы, то только физические». Перелеты с маленьким ребенком и с увесистыми баулами были утомительны, но заканчивались они радостью встреч, и это было главное. На второй год его службы они сгрузили вещи в контейнер и переехали к Анатолию на постоянное жительство. Жили в маленькой комнатке на полигоне, где располагался его радиолокационный батальон. Марина подружилась с другими офицерскими женами. Шапочки вязали, смеется она, делать там было особенно нечего, а заняться чем-то надо.

Когда Богдану исполнилось три года, она вышла на работу, тоже в НИИИП. Двух зарплат инженера, вспоминает, вполне хватало. НИИ и сейчас еще сохранил остатки былого могущества, а тогда это было одно из мощнейших исследовательских учреждений Сибири. Анатолий был увлечен любимым делом, романтикой полигонов, командировками на крупнейшие заводы страны, готовился защитить диссертацию... Было ощущение своей нужности, уверенности в завтрашнем дне. По обыкновению активно занимался общественной работой. Был избран комсоргом института. Но дальше по комсомольской линии не пошел - не хотел покидать производство.

К партийной деятельности его вновь обратят известные события 91-92-го годов. Он возьмется за восстановление партийного движения в институте, вместе с товарищами будет создавать Новосибирское отделение КПРФ. И это уже будет работа с другим настроением и другими задачами. Зная чувство ответственности мужа, его неуспокоенность и неумение смиряться с ситуацией, Марина этому совсем не удивится и примет его решение как должное.

- Я достаточно уважаю его как личность и считаю, что он имеет право на принятие решений.

Начало 90-х было самым сложным для семьи:

- Помню его очень угнетенное состояние, очень непростое самочувствие человека, на глазах которого рушится то, что было содержанием всей его жизни. Ощущение обвала, утраты... Все разваливалось буквально на глазах, и было действительно страшно. Я никогда не была членом партии, но все, что тогда происходило, пропустила через себя, пережила через него. Он по обыкновению держал все глубоко в себе, но его внутреннее состояние было мне совершенно понятно.

Были эти годы тяжелы для семьи и в бытовом плане. Госзаказов не было. В институте шла полоса сокращений. Марина только что вернулась из отпуска по уходу за ребенком и чувствовала, что к таким «перерывам» в работе» начинают относиться очень негативно. И, не дожидаясь, пока ее «уйдут», уволилась сама. Работала в милиции - сначала гражданским служащим, потом в звании лейтенанта. Сейчас она - инспектор Контрольной счетной палаты области, получает второе высшее, экономическое, образование.

Дети к деятельности отца всегда относились и относятся с большим интересом. «У нас бывают довольно интересные разговоры», - говорит Марина. И хотя их взгляды могут во многом расходиться - в силу возраста, разности поколений, в силу того, что молодежь вообще многие вещи воспринимает легче и проще, - неразрешимых противоречий, которые могли бы вызвать ссоры, между ними нет. И даже если какие-то несогласия возникают, то в резкой форме это никогда не проявляется.

- Мне кажется, что дети, не особенно углубляясь в идеологическую подоплеку его деятельности, воспринимают его жизнь как данность и уважают его позитивное конструктивное начало, его искреннее желание что-то сделать, изменить к лучшему, доверяют его желанию созидать.

А еще, говорит Марина, Богдан и Маша хорошо понимают, что их отец - известный в городе человек, что его жизнь находится под пристальным вниманием, в том числе и оппонентов, что накладывает определенные ограничения и обязательства. Они с этим считаются и свою ответственность чувствуют. И в этом их понимании ситуации тоже заключается поддержка отца. Надежные тылы - это то, что всегда необходимо и что всегда очень помогает в его нелегком деле.

Оплачено из избирательного счета
кандидата в депутаты Госдумы РФ
А.Е. Локтя


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: