Новосибирск 5.8 °C

Cудьба обезьяны: не просто болеть, а во благо науки

14.01.2004 00:00:00

Новосибирская область, поселок Кольцово, НПО «Вектор». Режимная зона, попасть в которую постороннему человеку еще несколько лет назад было не то что сложно - невозможно. За глухим забором бетонные коробки корпусов. И в одном из них - питомник лабораторных животных, где уже 18 лет живут и размножаются обезьяны.

Обезьянник и его обитатели

Обезьяний гарем в ожидании своего «султана». Фото Сергея ПЕРМИНА

 Боксы, в которых проводят свою жизнь представители обезьяньего племени, занимают половину этажа. Заходишь, как в больницу - обрядившись в белый халат и бахилы. Но на больничную палату совсем не похоже: звери носятся по клеткам, галдят, скандалят, увидели незнакомого человека и сразу заволновались. В отличие от своих зоопарковских сородичей, философски продолжающих заниматься личными делами на глазах у зевак.

Вообще, всех людей векторовские обезьяны четко делят не только на знакомых и незнакомых, но еще на мужчин и женщин. К женщинам они относятся более тепло: ведь ухаживают за ними именно дамы - кормят, поят, убирают... А мужчины, которых им доводилось видеть, - как правило, ветеринары, которые их лечат, осматривают... в общем, делают какие-то непонятные вещи, которые могут причинить боль. Поэтому, завидев мужчину, самочки немедленно убегают в дальний угол вольера, а самцы начинают вытягивать губы, раскрывать рты - в общем, пугать и изо всех сил показывать, кто в доме хозяин.

Впрочем, у нашего гида, заведующего лабораторией и заместителя директора питомника лабораторных животных, кандидата ветеринарных наук Анатолия Константинова на этот счет другое мнение. Он работает в питомнике с 1986 года, и большая часть животных появилась здесь при его непосредственном участии - часть привезли из Сухуми, кто-то родился здесь...

Сейчас в питомнике 50 обезьян четырех видов: резус-макаки, яванские макаки, лапундеры (или свинохвостые) и зеленые мартышки. И основная задача Константинова - чтобы его питомцы росли, размножались и были здоровы. Здоровье для лабораторных животных - главное. Ведь их основное предназначение - болеть не просто так, а во благо науки. А «эталонные» реакции организма могут быть только у здоровой особи.

Мартышкин труд

Анатолий Константинов: «Я тебе покажу, кто в доме хозяин!» Фото Сергея ПЕРМИНА

 Не секрет, что перед тем, как медицинские препараты поступают в производство, они проходят предварительные испытания. Эксперименты на мартышках и макаках - последняя стадия перед клиническими испытаниями вакцин и лечебных препаратов. Объекты для этих опытов и предоставляет питомник. Обезьянку забирают ученые, и обратно в питомник она уже не возвращается.

Правда, сейчас на «Векторе» подобных исследований не ведется. Последняя серьезная «работа» была у обезьян четыре года назад - на них испытывали таблетированную коревую вакцину, которую делают для детей. Использовали для этого зеленых мартышек и макак-резусов - они «иммуноответные», то есть восприимчивы к этому заболеванию и болеют корью почти как люди. Проверяли на них и белковые вакцины против СПИДа, и иммуномодулирующие препараты.

Во времена расцвета «Вектора» обезьян в питомнике было больше сотни, а «спрос» на них со стороны ученых был постоянный. Потом работа пошла на спад - и мартышки остались «безработными». Часть животных даже была продана в Новосибирский зоопарк, шла речь о ликвидации обезьяньего питомника вообще. Но по специальному приказу генерального директора НПО «Вектор» обезьянок все-таки оставили - видимо, в надежде на то, что они все-таки пригодятся. Но живется им уже не так сладко, как в восьмидесятые.

Бананы-кокосы

 Экзотическими фруктами в обезьяннике и не пахнет. Кормили зверей совсем недавно, поэтому весь их рацион виден невооруженным глазом: морковка, овсяная каша, вареная картошка, яйца, лук. В общем, суровая сибирская пища. Наибольший энтузиазм из всего предложенного у обезьянок явно вызывает морковка - грызут они ее очень воодушевленно, тщательно выбирая наиболее вкусные кусочки.

Анатолий Петрович рассказал, что в былое время, когда ассортимент овощных магазинов как раз картошкой-морковкой-луком и исчерпывался, рацион у обезьянок был такой, что обзавидуешься: и фрукты им привозили, и цитрусовые, и дефицитнейшим шоколадом кормили. Но когда вкусности появились на прилавках, то немедленно исчезли из меню макак и мартышек - финансирование «Вектора» сократилось. Так что приходится животноводам кормить свое зверье тем, что попроще да подешевле. Когда есть деньги, покупают яблоки или сухофрукты, их обезьяны едят с удовольствием - и просто так, и в виде компота.

Впрочем, на этой простецкой диете обезьянки чувствуют себя неплохо. Главный показатель - то, что они все-таки размножаются.

Про ЭТО

Счастливое семейство лапундеров - мамаша с детенышем. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Полтора месяца назад в обезьяннике случилось пополнение - у парочки лапундеров (они же - свинохвостые) родился детеныш. Малыш размером с ладонь висит на животе у мамы, сосет грудь и обшаривает пространство любопытными глазенками. А родительница постоянно осматривает своего отпрыска и тихонько что-то верещит. Наверное, воспитывает. А счастливый отец, обитающий в том же вольере, висит на прутьях и скалит зубы на посетителей. Охраняет покой семьи.

Сотрудники питомника надеются, что в новом году малышей будет больше. Правда, точных прогнозов пока не делают - сперва надо осмотреть животных. Вполне возможно, что кто-то из обезьянок уже сейчас в интересном положении. В любом случае, как авторитетно заявил Анатолий Журавлев, никуда они не денутся - ведь впереди Год Обезьяны!

По обезьяньему размножению Журавлев вообще большой специалист: во времена расцвета питомника он, среди прочего, занимался тем, что разрабатывал технологии разведения макак. Казалось бы, какие тут могут быть технологии? Размножение, оно что в Африке, что в Сибири - один способ на все времена. А оказалось, что не один, а как минимум два. Клеточный и вольерный.

При первом способе в клетку помещаются две обезьяны (естественно, разного пола). После чего остается только ждать, пока природа возьмет свое. Второй вариант - более эффективный. Самец-производитель помещается в вольер, где резвится сразу десять барышень. Самки макак не ревнивы, поэтому серьезных ссор в таком гареме не возникает. А единственный самец цветет и пахнет, чувствуя себя полноправным вожаком стаи, хозяином, господином и повелителем и вообще - настоящим мужчиной. И не без оснований - в течение года 9 из 10 его жен обычно рожают детеныша. В результате изрядная часть макак-резусов в питомнике «на одно лицо», и, как говорят животноводы, они как две капли воды похожи на Степана, отца-героя, лучшего производителя за всю историю «Вектора».

Правда, сейчас в вольере резвятся только самочки - Степан умер от старости, а достойной замены ему пока нет. Журавлев все мечтает выписать своим макакам из сочинского питомника «настоящего мужчину», но пока не получается. Да и цены кусаются - тысяча долларов для обезьянника очень серьезная сумма.

Как мыши обезьянок кормят

 Содержание одной обезьянки обходится в 100 рублей в день. То есть на весь питомник необходимо минимум 150 000 рублей в месяц. Это и корм, и отопление, и зарплата сотрудников. А доходов он не приносит. Правда, на зарплату и на корма сотрудники питомника лабораторных животных зарабатывают сами - в основном за счет мышей да морских свинок, которых разводят в больших количествах и продают в исследовательские институты других городов.

А вот за тепло, воду и электричество платит НПО «Вектор». За температурой, кстати, следят особенно тщательно - она должна быть не ниже 18 градусов. Осенью животноводы всегда просят, чтобы в начале отопительного сезона их подключили первыми. И подключают - в основном, правда, благодаря тем же самым мышам и морским свинкам, живущим в том же корпусе. Им для размножения тоже требуется тепло. Не будет тепла - не будет потомства, не будет потомства - не будет денег. Так что и греются обезьяны исключительно благодаря мелким лабораторным животным.

Жалкое существование. Хотя, с другой стороны, если подумать, то не так уж плохо живется в питомнике символам года. И иные люди вполне могут им позавидовать. Вариантов судьбы у лабораторных животных два: либо достойная смерть во имя развития науки (многие подвижники из числа людей шли на это добровольно и осознанно, и их вспоминают с благодарностью), либо - долгая жизнь и счастливая старость в тепле и сытости, в окружении собственных потомков. Да и, в конце концов, стать участником длительного эксперимента по эффективному размножению... наверняка многие мужчины с огромным энтузиазмом восприняли бы предложение пожить годик-другой в компании десятка прелестниц!


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: